Светлана Гордикова
Проект «Пройдись по Пензенскому краю»
▼ Скачать + Заказать документы
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»
|В. А. Сухомлинский |
Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила в целом создать систему патриотического воспитания на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и обеспечить их устойчивое функционирование и развитие. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании граждан понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.
Публикация «Проект „Пройдись по Пензенскому краю“» размещена в разделах
- Пензенская область, Пенза
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – одно из важных звеньев системы воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Жизнь в обществе накладывает на человека определенные обязанности. И одна из них – это овладение культурой, сформировавшейся к настоящему времени. Одним из средств ее овладения является ознакомление с прошлым, так как история, исторические знания – это основа любой культуры.
В силу природной любознательности у ребенка дошкольного возраста формируются определенные представления об истории родного края, однако, как правило, в виде отдельных, не связанных друг с другом впечатлений, хотя иногда ярких и глубоких.
В то же время у некоторых дошкольников 6-7 лет полностью отсутствуют правильные представления о людях прошлого, об особенностях их жизни, даже если речь идет о ближайших предках – прабабушках, прадедушках.
Нельзя не отметить и то, что ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно понять достижения человеческой культуры. Он может делать это только при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослого.
Все это делает проблему ознакомления дошкольников с историей родного края актуальной.
Осваиваемые ребенком знания о прошлом края через свою биографию, историю семьи и родного города должны стать основой для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине, гордости за людей, известных своим трудом и талантами, должны стать основой основания течения времени и самого себя как части истории.
На сегодняшний день многие дошкольные образовательные учреждения занимаются этой проблемой. Педагоги выбирают наиболее подходящую с их точки зрения программу, методы и формы работы с детьми.
Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Метод проектов — это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он преду-сматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, и ценности.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, роди-телей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Для организации системы образовательно-воспитательной работы по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств мной был выбран метод проекта.
Тема проекта : «Пройдись по Пензенскому краю»
Тип проекта : информационно-творческий
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта : формирование у дошкольников чувства сопричастности к истории Пензенского края
Задачи проекта
Для детей
• Вызвать у детей живой интерес к истории Пензенского края.
• Расширить представления об историческом прошлом родного края через историю людей, историю города Пензы, Пензенского края, историю вещей.
• Пробуждать и развивать у дошкольников чувство любви к родному краю, гордость за нее, что создано талантливыми людьми, жившими раньше.
• Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов.
• Подвести детей к мысли, что они сами – часть истории, что они могут быть создателями и творцами.
Для педагогов
• Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
• Оказание помощи родителям посредством предоставления информации в вопросах патриотического воспитания детей.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Для родителей
• Включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности :
Оформление краеведческой панорамы «Сохраняя родную культуру – сохраняем родную страну»; создание коллекции пород деревьев Пензенского края; изготовление литературной газеты «Памятники героям - Пензенцам»; принятие участия в совместной викторине «Что? Где? Когда?»;
посещение с детьми краеведческого музея; издание сборников сказок и стихов о Пензенском крае.
• Повысить нравственно-патриотическую грамотность среди родителей.
Планируемые результаты реализации проекта :
• Сформированность у дошкольников общих представлений о Пензе, Пензенском крае
• Наличие интереса к фактам, событиям, связанным с историей Пензенского края
• Ориентация в поведении на нравственные ценности, всегда уважаемые в родном крае
Продукт проектной деятельности :
• Иллюстрированный альбом «История возникновения города на Суре»
• Книги: «Сказки Пензенского края», «Стихи и песни о Пензе»
Этапы работы над проектом
1 этап – организационный
2 этап – практический
3 этап – заключительный
1-й этап – организационный включал:
• изучение методической литературы;
• подбор познавательной и художественной литературы для дошкольников;
• подбор наглядного материала: иллюстрации, плакаты, фотографии, книги-энциклопедии, авторские книги, иллюстрированные журналы, фотоальбомы;
• дидактические игры, настольные игры;
• подбор презентаций по теме;
• выставка книг, рисунков, творческих работ родителей и детей;
•составление тематического плана работы над проектом
• Сбор информации о Пензе, ее знаменитых жителях и гостях.
• Поиск литературы о Пензе, которой нет в группе, привлечение родителей к совместной работе.
• Беседа и анкетирование родителей.
• Разработка тематического плана по реализации проекта
• обсуждение с детьми проблемы: «Нужно ли знать историю своей Родины?»
• просмотр презентации «Прогулки по Пензе», целью которой является возбудить в детях интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получение ответа на вопрос о том, что нужно знать о своем городе. Познакомить детей с историей возникновения города на Суре.
Решением этих вопросов стала реализация долгосрочного проекта сроком на 2 года, реализующегося краткосрочными проектами :
«Пенза – город мой родной»
Цель: Формирование познавательного интереса к родному городу. Расширение представлений о его достопримечательностях.
Знакомство с Пензенской областью.
«Мастера земли Пензенской»
Цель: Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Пензенского края. Развивать чувство прекрасного.
«Красная книга Пензенской области»
Цель: познакомить детей с реками Пензенского края, их обитателями; рассказать об охране природы, бережном отношении к ней и разумном использовании.
«Дружба народов»
Цель. Знакомство детей с народами, живущими на территории нашего края, их бытом, традициями; с историей национального костюма (русского, мордовского, татарского, чувашского. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре
«Возникновение города на Суре»
Цель: знакомство детей с древней историей Пензенского края, с историей возникновения поселений (городов) на его территории; приобщение детей к историческому наследию; привитие любви к малой родине.
«Ими гордится наш город»
Цель. Познакомить детей с мужеством и героизмом наших земляков на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны; воспитание любви к своей Родине, уважения к людям старшего поколения.
Познакомить с жизнью и творчеством известных земляков –
М. Ю. Лермонтовым
Я считаю, что создание краткосрочных проектов, позволяет детям в доступной форме усвоить сложный познавательный материал через совместный поиск решения проблемы, увидев ее со всех сторон, найти собственные, правильные способы ее решения. Это дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольников.
2-й этап – практический, В совместной деятельности мы искали решение проблем, используя беседы, игровые ситуации, просмотр презентаций, экскурсии, художественно-творческую деятельность.
3-й этап – заключительный послужил созданию продуктов проектной деятельности :
иллюстрированный альбом «История возникновения города на Суре»;
книги: «Сказки Пензенского края», «Стихи и песни о Пензе»;
презентация «Пройдись по Пензенскому краю»
В процессе реализации проекта были проведены такие мероприятия, как:
Непосредственно образовательная деятельность:
• «Мой любимый детский сад»
• «Моя родословная»
• «Прошлое нашего города»
• «Государственные символы Пензы – герб и флаг»
• «Природа Пензенского края»
• «Национальная культура земли Пензенской»
• «Путешествие по родному городу»
• «Улицы Пензы»
• «Декоративно-прикладное искусство Пензенского края» - «Абашевская игрушка»
• «Экскурсия в Пензенский зоопарк»
Дети рисовали рисунки на тему «Вечерняя Пенза»
• «Памятники Пензы»
• «Мое любимое место отдыха»
• «Я люблю свой город»
• «Пензенский край, весну встречай»
Лепили из теста
•«Соловушки» по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной «Соловей»
• Игрушки-свистульки «Барашек» /по мотивам Абашевской игрушки/
Конструировали
• «Город строится»
Совместно с детьми мы организовывали вечера поэзии, где читали произведения поэтов и писателей Пензы, Пензенского края, писателей, пребывавших на Пензенской земле, заучивали пословицы Пензенского края.
Вели различные беседы о Пензенском крае :
• «Город, в котором я живу»
• «С чего начинается Родина?
• «Тарханы – Родина великого поэта М. Ю. Лермонтова»
• «Город Пенза в будущем»
• «За что я люблю свой город»
• «Народы Пензенской области»
• «Чем гордится наш город» /культурные сооружения/
• «Герои России, чьими именами названы улицы Пензы»
• «Народные костюмы народов Пензенского края»
• «Пензенцы – герои России»
• «Традиции моей семьи»
Также в процессе проекта дети активно участвовали в непосредственной образовательной деятельности:
• «Моя родословная»
• «Государственные символы Пензы – герб и флаг»
• «Прошлое нашего города»
• «Природа Пензенского края»
• «Национальная культура земли Пензенской»
• «Декоративно-прикладное искусство Пензенского края» - «Абашевская игрушка»
Дети рисовали рисунки на тему «Вечерняя Пенза»
• «Памятники Пензы»
• «Мое любимое место отдыха»
• «Я люблю свой город»
• «Пензенский край, весну встречай»
Лепили
• из теста птиц по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной «Соловей»
Игрушки-свистульки «Барашек» /по мотивам Абашевской игрушки/
Конструировали
• «Город строится»;
Посетили музей народного творчества;
Организовали виртуальную экскурсию в Пензенский зоопарк
Совместно с родителями собрали коллекцию магнитов «Пенза и Пензенская область»;
Рассматривали иллюстрации, альбомы, иллюстрированные книги:
• «Пенза-Родина Моя»
• «Исчезающие виды растений Пензенской области»;
Слушали песни Пензенских поэтов и композиторов;
Разучили «Хоровод Пензенский»
Провели Вечер поэзии «На берегах Суры родной»
Изготовили альбомы:
• «История Пензенского края»
• «Труд наших земляков – Пензенская кондитерская фабрика»
• «Пензенская детская поликлиника»;
Оформили папку-передвижку «Растительность Пензенской области»;
Выпустили литературную газету «Будем помнить их поименно» о Пензенцах-героях ВОВ.
В режимные моменты дети играли в дидактические, настольные игры, среди которых игры о родном городе, подвижные игры народов Пензенской области, сюжетно-ролевые игры.
Организовали игру-викторину «С чего начинается Родина?»
Решали ребусы, кроссворды «Пенза – Родина моя»
Провели:
праздник «Защитникам Родины посвящается»
развлечение «Приходите к нам в театр» /Как Собака себе друга искала/
Совместно с родителями издали литературную газету «Памятники героям-пензенцам», создали коллекцию пород деревьев пензенского края,
иллюстрированный альбом «История возникновения города на Суре»,
книги: «Сказки Пензенского края», «Стихи и песни о Пензе».
Подведя итоги проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что метод проекта в работе с дошкольниками, очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
У родителей, как активного участника педагогического процесса, отмечается повышение заинтересованности в формировании чувства патриотизма у детей. Их заинтересованность способствует тесному взаимному сотрудничеству.