Ольга Фомиченко
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Память сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Правительство Российской Федерации утвердило в 2016 году Государственную Программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», в которой есть задачи – «развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к государственному флагу, гербу и гимну России, интереса к военной истории Отечества и памятным датам, развитие спортивно-патриотического воспитания, активного взаимодействия в сфере патриотического воспитания субъектов и объектов».
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Нравственные основы будущего гражданина и патриота закладываются в дошкольный период. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия и создания условий гражданско-патриотического воспитания у ребенка формируются основы гражданственности, необходимые для полноценного развития личности, т. к. без уважения к истории своего Отечества в целом и родного края в частности нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Актуальность данного Проекта подтверждается материалами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который определяет необходимость организации в ДОУ образовательной деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности. Патриотизм для педагогов, родителей и воспитанников дошкольных организаций не просто слово. Это – основа жизни. Необходимо научить детей быть носителями национальных и общественных традиций, развивать в них чувство патриотизма и любви к России, учить творческому саморазвитию и созданию материальных и духовных ценностей во благо своего Отечества.
Продолжительность проекта : 12 месяцев.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
По количеству участников: группа из 13 детей.
Характер контактов: дети одной группы, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности г. Домодедово.
Возраст воспитанников : 5 – 7 лет.
Тип проекта : информационно – творческий.
1) Сценарий мероприятия для детей старшей группы «Мы – юные талалихинцы».
2) Презентация.
3) Фотоотчет.
Цели проекта :
1. создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию;
2. воспитание чувства любви к малой Родине, к родному городу; формирование нравственных ценностей;
3. ознакомить детей с военной судьбой и подвигом Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны Виктора Васильевича Талалихина.
Задачи проекта :
Для воспитанников :
1. формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
2. дать детям знания о родном городе и воспитание интереса к общественным событиям родного города;
3. сохранение связи поколений через организацию встреч воспитанников дошкольных учреждений с участниками Великой Отечественной Войны, ветеранами;
4. изучить биографию В. В. Талалихина.
Для воспитателей :
1. включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств к Родине, родному краю;
2. обогатить предметно-развивающую среду группы по нравственно - патриотическому воспитанию.
План реализации проекта
№ Мероприятие Срок
I этап - организационный
1 Организация работы творческих групп Ноябрь, 2019 г.
2 Изучение нормативно-методических документов по гражданско-патриотическому воспитанию Октябрь 2019 - Январь, 2020 г.
3 Круглый стол «Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Февраль, 2020 г.
II этап – практический
4 Разработка и представление методических продуктов (проектов, конспектов мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию) Ноябрь 2019 – Февраль, 2020 г.
5 Проведение совместных с социальными партнерами мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в соответствии с планом взаимодействия
1) Встреча с ветеранами ВОВ;
2) «Мы – юные талалихинцы»
3) Круглый стол «Что такое героизм?»
4) Рисунки и поделки на военную тему Февраль, Март, 2020 г.
6 Промежуточный анализ работы, внесение изменений в план работы. Апрель, 2020 г.
III этап - обобщающий
7 анализ результатов реализации Проекта;
- отбор наиболее значимых достижений и их описание;
- обобщение и распространение накопленного опыта. 2020 г.
Результаты проекта
Для воспитанников :
- создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию у дошкольников патриотических ценностей, взглядов и убеждений и создающая возможность для их позитивной социализации и личностного развития;
- расширено представление о стране, развито чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Для педагогов:
- созданы условия для повышения профессиональной компетентности в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
- совершенствование мастерства, применение в работе интерактивных технологий с целью повышения профессионального роста и обеспечения возможности участия в мероприятиях, конкурсах различного уровня;
- сформированы у дошкольников патриотические чувства, представления о малой родине и Отечестве, уважение к истории России на основе ярких впечатлений и конкретных исторических фактов, представлений о социокультурных ценностях российского народа;
- создан банк авторских разработок и презентационных материалов, сформированных в ходе реализации Проекта.
Для родителей:
- укреплено сотрудничество с образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями по вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ожидаемые эффекты Проекта заключаются в том, что созданная модель взаимодействия приведет к положительным изменениям в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания, уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной исторической и национальной памяти. Особенно это относится к молодым родителям, которые призваны сохранить свою духовность, разобраться, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для воспитания патриотических чувств необходимы исторические знания, которые способствуют формированию гражданской позиции растущего человека, прививают любовь к «малой» Родине и Отечеству, гордость за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Уходят ветераны, уходят те, кто трудился в тылу ради Победы, уходят те, кто жил в оккупации. И очень важно нам, живущим, помнить, что эта война была, что она принесла беду в каждый дом, в каждую семью. История Великой Отечественной войны как составная часть трагических событий второй мировой войны, была и остается одной из проблем, интерес к которой не только не ослабевает, но и усиливается с течением времени.
2020 – юбилейный год в истории России, год 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война. Однако современные дети мало знают об этом времени. Отличным подарком для ребят стала встреча с приглашенными ветеранами участниками ВОВ, состоявшаяся 22 февраля 2020. Дети услышали историю Осиповой Риммы Ивановна, пережившей блокаду Ленинграда. Рассказ приглашенного очевидца тех страшных лет вызвал живой интерес у ребят. У них возникло множество вопросов.
Учитывая востребованность и актуальность развития у детей патриотических чувств к Родине, инициативная группа детского сада Белоснежка приняла решение о проведении в марте 2020 г мероприятия «Юные Талалихинцы». 13.03.2020 г. воспитанники были приняты в ряды юных талалихинцев. Мероприятие посвящено памяти В. В. Талалихина – легендарного советского летчика и героя Великой Отечественной Войны.
К реализации проекта вовлечен трудовой коллектив детского сада «Белоснежка», ветераны ВОВ, родители. Тем самым, реализуется одна из главных целей проекта – создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Проведение данного мероприятия заставило всех присутствующих еще раз задуматься, чем стала для нас эта война, как она коснулась нашего города и наших семей. Воспитанники получили возможность прикоснуться к истории, осознать, что герои – это люди, живущие среди нас.
Организация и проведение таких патриотических встреч и мероприятий помогают почувствовать живую связь с историей нашей страны.
Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Саратовской губернии. Отец и мать Виктора были крестьянами, кроме него, в семье было ещё два старших сына. Позже семья перебралась в город Вольск, где Виктор окончил школу-семилетку. В 1933 году Талалихины перебрались в Москву, и Виктор совмещал учёбу в фабрично-заводском училище с работой на мясокомбинате. Как и многие мальчишки Виктор Талалихин мечтал стать лётчиком.
Первые шаги к исполнению мечты он сделал в аэроклубе. Инструктор в аэроклубе обнаружил у Виктора настоящий талант лётчика, но заметил, что для повышения мастерства парню нужна холодная голова. Это качество Талалихин обретёт уже в своей военной карьере. Оба старших брата Виктора уже служили в авиации, что только подхлёстывало его желание пойти той же дорогой. В октябре 1936 г. комсомол дал Виктору Талалихину путевку в аэроклуб Пролетарского района Москвы, где молодой человек в июне 1937 года и совершил первый самостоятельный полет на самолете У-2. В декабре 1937 г. Виктор Талалихин поступил, и в декабре 1938 г. окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в Борисоглебске Воронежской области. Это военное учебное заведение было одним из первых, готовивших летчиков-истребителей, разведчиков и бомбардировщиков для Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота. Виктор Талалихин выпустился из Борисоглебской школы в звании младшего лейтенанта и с квалификацией летчика-истребителя. Он был распределен на должность младшего летчика в 3-ю авиационную эскадрилью 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа.
Весной 1941 г. Виктор Талалихин окончил курсы командиров звеньев, он был назначен командиром авиационного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го истребительного авиационного полка.
Бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл в ночь на 7 августа 1941 года. Лётчик получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 метров И-16 Талалихина сел на хвост немецкому «Хенкелю-111». Гитлеровский ас маневрировал искусно, однако советскому истребителю удалось поджечь один из моторов самолёта противника. Тем не менее, немец уходил от погони. Талалихин зашёл в новую атаку, но обнаружилось, что боеприпасы кончились. Тогда лётчик принял решение таранить «Хенкель». Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу! Пока И-16 подбирался к хвосту «Хенкеля», немецкий бортстрелок сумел ранить Виктора в руку. Тем не менее, советский лётчик настиг противника и нанёс удар. Повреждённый И-16 отбросило в сторону, и Виктор Талалихин сумел воспользоваться парашютом. Лётчик приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться жители близлежащей деревни. Немецкий самолёт рухнул на землю, весь его экипаж погиб.
Новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась в мгновение ока. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из первых в истории мировой авиации. Интересно, что, несмотря на статистику, сулящую лётчикам верную гибель при таране Талалихин, остался жив.
Ночной таран Виктора Талалихина на фоне тяжёлых боев на фронте был тем подвигом, который вдохновлял тех, кто уже было пал духом. На следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио. 8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был весёлым и добродушным человеком. Виктор не был лишён актёрских способностей, ещё в школе играл в драмкружке. При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в училище, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш». Проистекало оно из роста Виктора, который был равен всего 155 см. Из-за этого роста на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, сомневаясь, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Но пословица «мал, да удал» была как раз про Талалихина. Он доказывал свои способности делом. Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией — выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.
2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Спустя две недели Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года. Всего 23 года, а сколько уже за плечами… Но лётчик Талалихин не был бы самим собой, если бы, увенчанный регалиями, отсиживался бы за чужими спинами в разгар тяжёлых боёв. И лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь и вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице. К концу октября 1941 года он сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы. 27 октября 1941 года командир эскадрильи Виктор Талалихин во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки Подольского района. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109.
Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в голову Виктору. Машина потеряла управление и через некоторое время упала. Так погиб легендарный советский летчик Виктор Васильевич Талалихин. Останки Героя Советского Союза Виктора Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очень важным для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Работая над этим проектом, все поставленные задачи были выполнены: изучены история семьи и военный путь Виктора Васильевича Талалихина, вклад в историю Великой Отечественной войны. Через изучение судьбы Виктора Васильевича Талалихина воспитанники проследили, через какие трудности пришлось пройти нашим солдатам, отстаивая мир и свободу на земле.
Семьдесят пять лет назад закончилась Великая Отечественная Война, за это время заросли травой окопы и траншеи, возродились из руин города, выросли новые поколения, изменился строй и название государства. Но неизменным осталось чувство благодарности к тем, кто принёс долгожданную Победу в мае 45-ого. Очень важно успеть записать и сохранить воспоминания о событиях 1941-1945 годов. Ведь для нашего поколения, минувшая война – это уже история, которую мы изучаем по книгам. Поэтому я планирую продолжить работу по изучению страниц Великой Отечественной войны и славных подвигов советских воинов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценарий патриотического мероприятия «Вступление в юные Талалихинцы».
Дата мероприятия: 13 марта 2020 г
Место проведения: МАДОУ Д/С №25 «Белоснежка», с. Вельяминово.
Торжественный сбор, посвященный Герою Советского Союза летчику-земляку Виктору Талалихину
1 Ведущий.
Начало войны. Сорок первый год.
Наш самолет на таран идет.
Падают бомбы, земля горит.
Летчик в кабине, ему — двадцать три.
Лишь двадцать три, только жизни рассвет.
В небе ночном гаснут вспышки ракет.
Смелое сердце бьется в груди.
Бомбардировщик летит впереди.
Мчится навстречу, к Москве, —
Не пройдешь!
От истребителя ты не уйдешь!
Выстрелы. Пуля в правой руке.
Жаркой волною кровь бьется в виске…
Левой штурвал. Таран. Удар!
Падает в бездну земной шар.
В небо прыжок. Не подвел парашют.
Новые подвиги летчика ждут.
Званье «Героя». Зам. ком. эскадрильи.
Вновь над землёю стальные крылья!
Пять самолетов сбито в бою…
Он остается навечно в строю.
Наш Талалихин, летчик-герой.
Он закрывал Отчизну собой!
Смелое сердце билось в груди…
Бой над Москвой.
Ему — двадцать три.
1 ребенок.
Виктор был на Победу заряжен,
На Москву не проскочит фашист,
Малышом его в детстве прозвали,
Позывной за подвижность малыш!
2 ребенок.
«Малыша» трижды звали радисты…
Нет патронов, ответить нет сил.
Виктор срезал винтом хвост фашиста
Но в Москву он врага не пустил!
3 ребенок.
Тран лихо провел Талалихин,
Немец вспыхнул как факел в ночи,
В небе было тревожно, но тихо…
Спали крепко в ту ночь Москвичи!
2 Ведущий.
Памяти легендарного летчика-истребителя, совершившего первый в истории авиации ночной таран, Виктору Талалихину посвящается наш сбор.
1 Ведущий.
Внимание! Юные патриоты Домодедово – к сдаче рапорта готовы? Да!
Рапорт сдаёте директору районного детского патриотического объединения. Текст рапорта.
Товарищ, Проскурин Юрий Николаевич! Детские патриотические отряд детского сада №25 «Белоснежка» Домодедовского муниципального района для проведения торжественного сбора, посвященного дню рождения героя Советского Союза Виктора Талалихина и приёму юной смены в члены районного детского объединения «Патриоты Домодедово», построены! Разрешите начать сбор! Торжественный сбор начать разрешаю!
2 Ведущий.
Отряд, к выносу флагов Российской Федерации, Московской области, Домодедовского района, равняйтесь, смирно! Равнение на флаги! (На дорожку выходит группа юных армейцев, флаги несут в наклонном положении. Звучит марш. Учащиеся подходят к флагштоку, устанавливают флаги.) Звучит гимн РФ.
1 Ведущий.
Москва 1941 года… Это беспокойное, тревожное и грозное военное время. Оголтелый враг рвался к самому сердцу Родины – родной столице. Река Нара стала последним рубежом, который так и не смогли преодолеть фашисты. Навсегда в благодарной памяти потомков останутся подвиги земляков: Героя Советского Союза Виктора Талалихина, курсантов подольских училищ, остановивших жестокого врага на Малоярославецком направлении.
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона,
Прошла через наши сердца!
Инсценизация «Родина - мать».
Кадры кинохроники или слайды: Москва готовиться к отражению атак врага. На сцене на фоне Кремля высвечивается плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!» (1941 год). (Слайды) Фокина М. В. Родина-мать. Братья и сестры, товарищи! В грозный час опасности для нашего государства жизнь каждого воина принадлежит Отчизне. Родина требует от каждого из нас величайшего напряжения сил, мужества, геройства и стойкости. Родина зовёт нас стать нерушимой стеной и преградить путь фашистским ордам к родной Москве.
(Песня Бравые солдаты)
2 Ведущий.
Сегодня, в день рождения Виктора Талалихина, истинного патриота, на подвиг которого мы берём равнение, стало доброй традицией принимать юную достойную смену в ряды районного детского объединения «Патриоты Домодедово» «Юные Талалихинцы». Звучит торжественная клятва. Вступая в ряды членов районного детского объединения «Патриоты Домодедово», перед лицом своих товарищей, торжественно клянемся:
- расти мужественными защитниками своей Родины; - клянусь!
- достойно нести эстафету доблести ветеранов Великой Отечественной войны, летчика-героя Виктора Талалихина; - клянусь!
- свято беречь и преумножать славные традиции Российской армии; - клянусь!
- с честью нести по жизни звание юного патриота Домодедово; Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Значки вручаются под гимн патриотов Домодедово. (Одевание детям формы).
1 Ведущий.
Давайте поздравим ребят со вступлением в районную детскую организацию «Юные Талалихинцы». Ура! Ура! Ура!
Дорогие друзья! Сегодня на нашем торжественном сборе присутствуют ветераны Великой Отечественной войны.
Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны. Дети вручают ветеранам цветы.
2 Ведущий.
Дорогие ребята! Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали грома орудий. Вы видели, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко они рушатся под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как беззаботный утренний сон. Ответное слово юного поколения.
1 ребенок.
Вы прошли через свинец и беды
Бесконечных фронтовых дорог,
Чтобы светлый, гордый день Победы
Солнце мира над землёй зажег.
2 ребенок.
Чтобы нивы наливались хлебом,
Чтобы пел синицами рассвет,
И под синим, добрым нашим небом
Полыхал черёмуховый цвет.
3 чтец. Слава вам, шагавшим через годы
Под шелками боевых знамён,
Тем, кто в битвах отстоял свободу,
Наш сыновний, наш земной поклон!
1 Ведущий.
Великая Отечественная война длилась тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей. Шесть секунд уносили одну жизнь. Каждую минуту погибали пятнадцать человек, каждый час – семьсот. Каждый день мы теряли пятнадцать тысяч наших соотечественников. И это ещё не совсем точные цифры. Но и при этом подсчете с отдалением времени они только увеличиваются.
Память! Мы её навеки верны.
Голос памяти…Голос печали.
Над землей колосятся хлеба,
Над землей журавли пролетают.
2 Ведущий.
Неугасима память поколений!
И в память тех, кого мы свято чтим,
Давайте вместе встанем на мгновенье,
И тихо постоим и помолчим.
Звучит гимн РФ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фотоотчет проведённых мероприятий