Виктория Нечаева
Проект «Приобщение дошкольников к Кубанской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со своими традициями и культурой не является благом?
Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к Кубанской народной культуре“» размещена в разделах
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта : «Приобщение дошкольников к Кубанской народной культуры». Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств. Воспитание у детей любви к своей малой родине – Кубани необходимо начинать в дошкольном детстве – важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. В настоящее время данной проблеме уделяется огромное внимание, потому что без знания ребенком прошлого - нет будущего.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Вид проекта : познавательно – творческий.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: средне - срочный.
Состав участников. - Педагоги группы
- музыкальный руководитель
- воспитанники и их родители (законные представители)
Проблема. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном крае, районе, городе, особенностях кубанских традиций, вере.
Цель проекта : Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях. Создание благоприятных условий для воспитания нравственно-патриотических качеств у детей старшего возраста.
Задачи. Образовательные. Для детей. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему краю. Повысить интерес к жизни наших земляков.
Развивающие. Развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности. Развивать бережное отношение к родному городу, его достопримечательностям, природе.
Воспитательные. Воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей малой Родины.
Для педагогов. 1. Создать условия для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Для родителей. 1. Повысить стремление родителей к исследованию кубанской истории.
2. Оптимизировать детско - родительские отношения.
Этапы реализации проекта.
I этап – организационный
Ноябрь. Изучается методическая литература, подбирается материал. Составляется перспективный план.
- Подбор информации, иллюстраций, детской литературы.
- Составление картотеки народных игр.
- Подбор праздничных народных костюмов.
- Составление картотеки пословиц, поговорок, потешек.
Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений Знакомство детей с устным народным творчеством.
2 этап – основной
Декабрь - январь Организуются и проводятся различные мероприятия с
педагогами, детьми, родителями.
Экскурсия в музей «История Кубанского жилища и русской хаты». Познакомить детей с экспонатами музея; рассказать об устройстве русской хаты и жилища людей на Кубани.
Познавательная беседа «Русская народная игрушка - матрёшка» Познакомить детей с декоративно-прикладным
искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.
Рассматривание предметов «Знакомство с домашней утварью старины» Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей
на Руси. Беседа «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг» Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта. Дидактическая игра «Покажи, что назову».Мероприятие «Праздник Крещения Господня» Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.
Продолжаем воспитывать патриотизм и соблюдение традиций на Кубани.
3 этап — заключительный
Февраль. Мероприятие «День освобождения Белореченского района от немецко- фашистких захватчиков».
- анализ результатов работы.
Итоговое мероприятие. «День освобождения Белореченского района от немецко- фашистких захватчиков»
- создание презентации из опыта работы над проектом
- передача опыта коллегам ДОУ
В ходе данной работы воспитывается уважение и причастность к своему родному краю. С использованием мини-музея можно организовывать и проводить занятия, экскурсии, развлечения. Любое такое дело воспринимается детьми как увлекательное путешествие. Дети знакомятся с экспонатами через стихи, сказки, потешки, иллюстрации, рисуют по мотивам литературных произведений, придумывают и инсценируют сказки.
Большое внимание уделяется созданию условий для двигательной активности детей: разучиваются и проводятся русские народные игры. Благодаря комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проекта — все это дает детям простор для активной творческой деятельности. В ходе такой работы ребенок реализовывает свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Расширяется простор и для творческой активности педагогов. Данная работа позволяет вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.
Перспективный план работы с детьми старшей группы
Месяц Планирование работы Задачи Содержание Работа с родителями
Ноябрь. Подбор и составление картотек народных игр, потешек, пословиц, поговорок. Д/ игра «Что было раньше, что сейчас»
Развлечение «День Матери Казачки». Проявить у детей интерес к народным играм и устному народному творчеству. Воспитывать любовь к родным и близким. Беседы, рассматривание картинок, иллюстраций.
Игры, забавы. Танцы, песни. Презентация. Консультация
«Важность приобщения детей к истокам Кубанской народной культуры».
Декабрь. Экскурсия в музей «История Кубанского жилища и русской избы».Чтение стихотворения «Родина – моя Кубань».
Беседа «Кубань – моя малая родина» Познакомить детей с жилищем и русской избой Кубанского народа. Воспитывать гордость за свою малую Родину. Расширять знания детей о богатствах нашего края. Посещение музея Беседы. Чтение художественной литературы.
Разучивание песен. Консультация «Традиции Кубани».
Декабрь Беседа «Обычаи и жизнь кубанских казаков»
Рисование «Русская народная игрушка – матрёшка»
Кубанские игры «Сбей шапку», «Плетень», «Конники».Рассматривание предметов «Знакомство с домашней утварью старины» Сформировать представление детей о жизни кубанского казачества, их обычаях и традиций. Познакомить с русской народной игрушкой как символ русского народного искусства. Учим детей играть в кубанские игры по правилам.
Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей
на Кубани. Рассматривание игрушек, чтение стихотворений, загадывание загадок. Игры. Беседы.
Консультация «Народная игрушка в жизни ребёнка»
Январь. Загадки о зиме. Беседа «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг».Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном.
Знакомство со сказкой «Золотое веретено».
Дидактическая игра «Покажи, что назову»
Мероприятие «Праздник Крещения Господня»
Разучивание колядки «Щедровочка». Воспитываем любовь к
устному народному творчеству.
Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта. Знакомим детей с прялкой и веретеном.
Развивать умение различать и называть предметы быта,
используемые в древности. Продолжаем воспитывать патриотизм и соблюдение традиций на Кубани.
Учим детей читать щедровки. Консультация «Народная песня в детском саду»
Февраль Итоговое мероприятие «День освобождения Белореченского района от немецко- фашистких захватчиков»
Создание презентации. Воспитываем патриотизм и гордость за своих героев. Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Консультация «Семья – мой дом родной».
Заключение
Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Кубани, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. В настоящее время возрос интерес к традициям кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории. Только глубокое познание истоков может дать ответ на очень важный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно-нравственного возрождения народа? Приобщение человека к своим народным корням способно освободить человека от жестокости и грубости. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит действительно, казачьему роду нет переводу. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Список литературы.
• Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Издательство «Скрипторий» 2010г.
• Легких Н. П., Макарова В. А., Йощенко В. О. «Дошкольное образование Краснодарского края: проблемы и перспективы» Издательство «Мир Кубани» 2007г.
• Маркова В. А., Данилина Л. М. Прасолова З. Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Издательство «Традиция» 2007г.
• Маслов Л. В. «Кубанская старина» Издательство «Перспективы образования» 2008г.
• МахоневаМ. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» ТЦ «Сфера», 2009г.