Лучший педагог года

Проект «Приобщение дошкольников к Кубанской народной культуре»

Виктория Нечаева
Проект «Приобщение дошкольников к Кубанской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта. В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со своими традициями и культурой не является благом?

Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к Кубанской народной культуре“» размещена в разделах

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта : «Приобщение дошкольников к Кубанской народной культуры». Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств. Воспитание у детей любви к своей малой родине – Кубани необходимо начинать в дошкольном детстве – важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. В настоящее время данной проблеме уделяется огромное внимание, потому что без знания ребенком прошлого - нет будущего.

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Вид проекта : познавательно – творческий.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: средне - срочный.

Состав участников. - Педагоги группы

- музыкальный руководитель

- воспитанники и их родители (законные представители)

Проблема. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном крае, районе, городе, особенностях кубанских традиций, вере.

Цель проекта : Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях. Создание благоприятных условий для воспитания нравственно-патриотических качеств у детей старшего возраста.

Задачи. Образовательные. Для детей. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему краю. Повысить интерес к жизни наших земляков.

Развивающие. Развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности. Развивать бережное отношение к родному городу, его достопримечательностям, природе.

Воспитательные. Воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей малой Родины.

Для педагогов. 1. Создать условия для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Для родителей. 1. Повысить стремление родителей к исследованию кубанской истории.

2. Оптимизировать детско - родительские отношения.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационный

Ноябрь. Изучается методическая литература, подбирается материал. Составляется перспективный план.

- Подбор информации, иллюстраций, детской литературы.

- Составление картотеки народных игр.

- Подбор праздничных народных костюмов.

- Составление картотеки пословиц, поговорок, потешек.

Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений Знакомство детей с устным народным творчеством.

2 этап – основной

Декабрь - январь Организуются и проводятся различные мероприятия с

педагогами, детьми, родителями.

Экскурсия в музей «История Кубанского жилища и русской хаты». Познакомить детей с экспонатами музея; рассказать об устройстве русской хаты и жилища людей на Кубани.

Познавательная беседа «Русская народная игрушка - матрёшка» Познакомить детей с декоративно-прикладным

искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.

Рассматривание предметов «Знакомство с домашней утварью старины» Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей

на Руси. Беседа «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг» Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта. Дидактическая игра «Покажи, что назову».Мероприятие «Праздник Крещения Господня» Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.

Продолжаем воспитывать патриотизм и соблюдение традиций на Кубани.

3 этап — заключительный

Февраль. Мероприятие «День освобождения Белореченского района от немецко- фашистких захватчиков».

- анализ результатов работы.

Итоговое мероприятие. «День освобождения Белореченского района от немецко- фашистких захватчиков»

- создание презентации из опыта работы над проектом

- передача опыта коллегам ДОУ

В ходе данной работы воспитывается уважение и причастность к своему родному краю. С использованием мини-музея можно организовывать и проводить занятия, экскурсии, развлечения. Любое такое дело воспринимается детьми как увлекательное путешествие. Дети знакомятся с экспонатами через стихи, сказки, потешки, иллюстрации, рисуют по мотивам литературных произведений, придумывают и инсценируют сказки.

Большое внимание уделяется созданию условий для двигательной активности детей: разучиваются и проводятся русские народные игры. Благодаря комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проекта — все это дает детям простор для активной творческой деятельности. В ходе такой работы ребенок реализовывает свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Расширяется простор и для творческой активности педагогов. Данная работа позволяет вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.

Перспективный план работы с детьми старшей группы

Месяц Планирование работы Задачи Содержание Работа с родителями

Ноябрь. Подбор и составление картотек народных игр, потешек, пословиц, поговорок. Д/ игра «Что было раньше, что сейчас»

Развлечение «День Матери Казачки». Проявить у детей интерес к народным играм и устному народному творчеству. Воспитывать любовь к родным и близким. Беседы, рассматривание картинок, иллюстраций.

Игры, забавы. Танцы, песни. Презентация. Консультация

«Важность приобщения детей к истокам Кубанской народной культуры».

Декабрь. Экскурсия в музей «История Кубанского жилища и русской избы».Чтение стихотворения «Родина – моя Кубань».

Беседа «Кубань – моя малая родина» Познакомить детей с жилищем и русской избой Кубанского народа. Воспитывать гордость за свою малую Родину. Расширять знания детей о богатствах нашего края. Посещение музея Беседы. Чтение художественной литературы.

Разучивание песен. Консультация «Традиции Кубани».

Декабрь Беседа «Обычаи и жизнь кубанских казаков»

Рисование «Русская народная игрушка – матрёшка»

Кубанские игры «Сбей шапку», «Плетень», «Конники».Рассматривание предметов «Знакомство с домашней утварью старины» Сформировать представление детей о жизни кубанского казачества, их обычаях и традиций. Познакомить с русской народной игрушкой как символ русского народного искусства. Учим детей играть в кубанские игры по правилам.

Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей

на Кубани. Рассматривание игрушек, чтение стихотворений, загадывание загадок. Игры. Беседы.

Консультация «Народная игрушка в жизни ребёнка»

Январь. Загадки о зиме. Беседа «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг».Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном.

Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

Дидактическая игра «Покажи, что назову»

Мероприятие «Праздник Крещения Господня»

Разучивание колядки «Щедровочка». Воспитываем любовь к

устному народному творчеству.

Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта. Знакомим детей с прялкой и веретеном.

Развивать умение различать и называть предметы быта,

используемые в древности. Продолжаем воспитывать патриотизм и соблюдение традиций на Кубани.

Учим детей читать щедровки. Консультация «Народная песня в детском саду»

Февраль Итоговое мероприятие «День освобождения Белореченского района от немецко- фашистких захватчиков»

Создание презентации. Воспитываем патриотизм и гордость за своих героев. Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Консультация «Семья – мой дом родной».

Заключение

Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Кубани, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. В настоящее время возрос интерес к традициям кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории. Только глубокое познание истоков может дать ответ на очень важный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно-нравственного возрождения народа? Приобщение человека к своим народным корням способно освободить человека от жестокости и грубости. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит действительно, казачьему роду нет переводу. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Список литературы.

• Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Издательство «Скрипторий» 2010г.

• Легких Н. П., Макарова В. А., Йощенко В. О. «Дошкольное образование Краснодарского края: проблемы и перспективы» Издательство «Мир Кубани» 2007г.

• Маркова В. А., Данилина Л. М. Прасолова З. Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Издательство «Традиция» 2007г.

• Маслов Л. В. «Кубанская старина» Издательство «Перспективы образования» 2008г.

• МахоневаМ. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» ТЦ «Сфера», 2009г.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками Детский сад, как второй дом и загадочный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми,.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение дошкольников к Кубанской народной культуре»
Опубликовано: 22 марта 2023 в 00:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение дошкольников к Кубанской народной культуре»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Нечаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД