Марина Тюрьминова
Проект «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект
«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной
культуры посредством фольклора»
Актуальность проекта.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов.
В настоящее время народная культура и традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушными к истокам национальной культуры. Именно сейчас возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.
Темочки:
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Проекты
- Темочки
Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки.
Особенностью фольклора являются то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинными и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивается интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.
Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.
К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: детеи все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется, что произведения фольклора практически не используются в семейной педагогике.
В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного народного творчества, что будет пробуждать в них творческого начало, патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у детей раннего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, пестушки, игры-забавы, потешки, сказки и т. д.
2. Знакомить с народными подвижными играми.
3. Знакомить с народными музыкальными инструментами, в том числе шумовыми, звучащими игрушками.
4. Знакомить с русскими народными промыслами – матрёшка.
5. Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам.
6. Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.
Развивающие:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
2. Учить овладевать образно-игровыми имитационными движениями в сочетании с музыкой.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к музыкальным игрушкам и инструментам.
4. Побуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, игр-забав.
Методы проектной деятельности:
Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации ОД, в режимных моментах, загадывание загадок, заучивание потешек, пестушек, закличек.
Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и ОД.
Практический: продуктивная деятельность, дидактические игры и пособия, упражнения во время образовательной деятельности и режимных моментах.
Сроки реализации проекта: долгосрочный с 1.02.2025 -1.06.2025
Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста «Кроха», родители.
Работа педагогов группы: пополнение и обогащение предметно-пространственной среды группы дидактическим материалом, картотеками, книгами. Подбор консультаций и бесед, анкет и рекомендаций для родителей.
Формы работы с детьми:
Разучивание песенок, потешек, речевые, пальчиковые, народные игры, отгадывание загадок, игры на музыкальных инструментах, лепка, аппликация из готовых форм, рисование красками, раскрашивание раскрасок восковыми мелками и карандашами, пластилинография, конструирование, слушание и инсценировка русских народных сказок.
Формы работы с родителями: анкетирование, консультации, беседы, рекомендации на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», привлечение в пополнении ППРС группы, заинтересовать родителей данной проблемой, дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
1. Подбор методической и художественной литературы
2. Составление перспективного плана проекта
3. Составление картотек: потешек, используемых в режимных моментах, народных подвижных игр.
4. Анкетирование родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике, пальчиковых игр на основе фольклора.
2 этап (основной)
Организация и обогащение предметно-пространственной среды и реализация перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников по данному проекту.
Проведение бесед, занятий, дидактических игр по ознакомлению с устным народным творчеством.
Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, песенок, отгадывание загадок.
Проведение подвижных и малоподвижных народных игр.
Чтение художественной литературы детям.
Творческая мастерская: рисование, лепка, конструирование, аппликация из готовых форм.
Создание в группе условий для реализации проекта: подбор книг в уголок, русских народных сказок, дидактических игр по теме проекта, музыкальных инструментов.
3 этап (заключительный)
Обобщение полученных результатов знаний у воспитанников и их родителей об устном народном творчестве русского народа, о его влиянии на формирование нравственно-патриотических чувств детей раннего возраста. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Взаимодействие с семьей:
Подбор методических консультаций для родителей «Роль сказок в воспитании ребенка», «Пальчиковые игры для детей 3лет», «Папка передвижка «Фольклор в семье», презентация из фото детей с родителями «Семейные традиции», привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый, участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.
Основные мероприятия реализации проекта.
Познавательное развитие:
Дидактические игры: «Неофициальные символы России» (теневое лото, «Матрёшки» (игра на липучках, Разрезные картинки: «Что у бабушки в лукошке?», «Сложи матрёшку», «Три медведя», картинки-половинки «Музыкальные инструменты», Сюжетно – ролевая игра «Печем пирожки для героев сказки «Теремок» и др.
Речевое развитие:
Беседа с детьми на тему «Народная культура, народная игрушка, знакомство с народным фольклором (потешками, сказками). Беседа с детьми на тему «Знакомство с народными инструментами: балалайка, дудочка, ложки, бубен». Беседа с детьми на тему «Русские народные игрушки», «Знакомство с русским бытом» и др.
Привитие гигиенических навыков) с использованием фольклорных жанров: потешек и песенок.
Художественно-эстетическое развитие:
Рассказывание и инсценировка рус. нар. сказок «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и козлята», «Три медведя» и др.
Чтение и заучивание русских народных потешек «Заяц Егорка», «Пошел котик на торжок», «Как у нашего кота» и др.
Музыкально-дидактические игры: «Шумовой оркестр» «Угадай, на чем играет зайчик».
Рисование «Украсим деревянные ложки», «Украсим тарелочку», раскрашивание раскрасок: матрёшки, пироги, сарафан, медведь и т. д.
Лепка «Улитка», «Угощение для кота», «Угощение для зайчика», «Шишка для мишки», и др.
Аппликация из готовых фигур «Матрёшка», «Сарафан» и т. п.
Физическое развитие:
Игровое физкультурное занятие к Дню Защитника Отечества
Подвижные игры:
«Ёжик», «Еду, еду», «У медведя во бору», «Матрешки»; «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Ровным кругом», «Подарки»
Хороводные игры ««Пузырь»
Музыкально-ритмические движения: «Танец с ложками»;
Комплекс утренней гимнастики на основе русской народной хороводной игры «Зайка серенький сидит»
Список литературы:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. — 2005. № 1.
3. Давыдова О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова — М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
6. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина.
8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор : М. : Просвещение, 1987–240с.
9. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М. : Изд-во «Российское педагогическое Детство», 1999–208с.
10. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М. : Просвещение, 1987.
11. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков. ,1996.-127с.