Диана Лаврова
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре через традиции и обрядовые праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры. Веснянка.
Публикация «Проект „Приобщение детей к русской народной культуре через традиции и обрядовые праздники“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты, проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Основная направленность проекта – приобщение к русской народной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, мы делаем воспитательно-образовательную деятельность интересной, творческой, продуктивной.
Русская народная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками она создавалась и сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это то, что нужно ценить, беречь и передавать из поколения в поколение. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.
Поэтому наши дети с ранних лет должны хорошо знать традиции народной культуры, уметь само реализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ, народные танцы, обычаи, народные игры, в которые дети очень любят играть, знакомиться с устным народным фольклором : считалки, потешки, прибаутки, за клички, колыбельные песни, топотушки.
Я считаю, что приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения народных традиций служит средством формирования патриотических, духовных, нравственных чувств и развитию личности.
Цель: знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, народному календарю, народным играм и т. д. ;
2. Создавать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры;
3. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений в дошкольной жизни детей;
4. Привлекать родителей в воспитательно-образовательному процессу через проведение русских народных подвижных игр, изучение народных промыслов, знакомство с календарными праздниками и традициями;
5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником речевого, познавательного и нравственного развития детей;
6. Составить картотеку русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
Основные этапы реализации проекта :
1этап подготовительный (вводный) – вызвать интерес у детей к проекту с помощью рассказов о прошлом, показов иллюстраций, чтения фольклора и т. д. Определить поэтапность модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний и представлений детей по данной теме.
Я работаю с детьми средней группы. И свою работу начала с
• Проведение анкетирования родителей
• Составление картотеки: русских, хороводных, подвижных игр
• Создание уголка нравственного патриотического воспитания
• Создание уголка «Куклы в народных костюмах»
Знакомство детей с дидактическими играми, в том числе «Одень куклу в народные костюмы».
• Подбор иллюстраций
• Подбор художественной литературы
2 этап основной – систематизировать и обработать накопленный материал.
Вся тема моего проекта прослеживается через разнообразные виды образовательной деятельности:
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
--Ознакомление с окружающим миром
-Художественно-эстетическое развитие
-Работа с родителями.
Поэтому дети познакомились с праздником «Масленица», где поиграли в русские народные игры.
Также я провела познавательное занятие на тему:
«ПРИМЕТЫ И ТРАДИЦИИ В НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКАХ»
В этом занятии я познакомила детей с традиционными обрядовыми праздниками
В своей работе по реализации проекта дети познакомились с солёным тестом
А также нарисовали Дымковского петушка (по образцу)
И лепили из теста «Жаворонки» и раскрашивали поделку.
На занятие по речевому развитию дети познакомились с русскими народными сказками.
Моя воспитанница Семухова Мирослава создала мультфильм с помощью родителей по сказке «Жихарка».
И Участвует в региональном конкурсе «Волшебный мир мультипликации».
Результат работы моей воспитанницы я показала детям нашей группы.
Был-создан Книжный уголок, где совместно с родителями дети создавали книжки- малышки по своим любимым сказками.
• Самостоятельная работа детей (просматривание книг; раскрашивание в книжках – раскрасках «Народные промыслы»)
3 этап заключительный
Заключительным этапом моей работы над проектом стало проведение совместно с музыкальным руководителем досуга-развлечения «Веснянка «, который был показан младшим дошкольникам нашего детского сада.
Результатами нашей работы являются:
1. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников научились рисовать узоры народного декоративно-прикладного искусства. (по образцу).
Таким образом, у детей дошкольного возраста формируются знания о культурном наследии русского народа, эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.