Лариса Ефремова
Проект «Приобщение детей к фольклору средствами традиций и праздников русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
«Неизвестно каков будет человек через
тысячу лет, но если отнять у современного
человека этот нажитой и доставшийся ему
в наследство скарб праздников, обрядов-
тогда он все забудет, и всему разучится, и
должен будет все начинать сначала».
О. И. Ключевский
(известный русский историк)
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Проекты, планы
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы оказывается, знаем поверхностно. Как жили, что заботило, радовало и тревожило русских людей. Чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, какие праздники праздновали. Ответить на все эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим вечность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре. Обратиться к истокам поможет фольклор. Ведь его содержание- это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, его мысли, чувства, его переживания.
Неотъемлимым элементом жизни русского народа были праздники. Они вызывают не только интерес, как жанр устного народного творчества, но в них и заключена информация, которая дает преставление о повседневной жизни наших предков. Анализ уровня знаний детей и родителей по приобщению к русской культуре был не достаточно высок. Поэтому я и решила разработать этот проект и донести до них материал в более доступной форме через детские развлечения, занятия в познавательно-игровой форме, непосредственно с их участием.
Цель проекта : Приобщение детей к русской культуре, и устному народному творчеству через народные праздники и традиции народа, воспитание у детей нравственных ценностей.
Задачи проекта :
1. Создать систему работы по приобщению к устному народному творчеству.
2. Сформировать у детей представления о культурных ценностях и народных традициях средствами устного народного творчества.
3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными народными праздниками, через народные подвижные и дидактические игры, развлечения и интегрированные занятия.
4. Использовать все виды фольклора (потешки, поговорки, пословицы, прибаутки, заклички, частушки, песенки, сказки и др., т. к. именно фольклор богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.
5. Создать для детей условия, окружающую среду для выражения своих знаний, впечатлений полученных в беседах, наблюдениях и др.
6. Прививать любовь к Родине, России средствами народного фольклора.
Методы и формы работы:
1. Непосредственная образовательная деятельность
2. Чтение художественной литературы
3. Экскурсии
4. Рассматривание картин
5. Беседы
6. Рисование
7. Лепка
8. Аппликация (оригами)
9. Участие в конкурсах поделок
10. Слушание музыки
11. Пение
12. Хороводы
13. Игровая деятельность (сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные игры)
14. Анкетирование
15. Изготовление костюмов и атрибутов
16. Вечера- развлечения, праздники, посиделки
17. Создание предметно - развивающей среды
18. Разучивание стихов, закличек, потешек, поговорок, пословиц, песенок
19. Библиотека книг, альбомов по русскому фольклору
20. Театрализация русских народных сказок : (пальчиковый театр, театр би-ба-бо, театр на ложках, теневой театр, настольный театр, театр на фланелеграфе.)
Ожидаемые результаты:
1. Приобщение и развитие у детей интереса к разным видам русского фольклора.
2. Использование в речи детей пословиц, поговорок, частушек. закличек, прибауток. Умение рассказывать сказки.
3. Применение детьми знаний фольклорных форм в творческих самовыражениях.
4. Повышение интереса и активности родителей к изучению и уважению русской культуры. Вовлечение их в воспитательный процесс.
5. Формирование личности ребенка, как носителя нравственных ценностей (преданность человеческим идеалам, доброта, умение прощать, уважение и почитание родителей, любовь к Отечеству).
Для того, чтобы выявить уровень знаний детей по усвоению фольклорного материала, я разработала вопросы, которые максимально соответствовали возрасту детей. И провела диагностику, используя при этом разнообразные приемы (показ, игра, вопрос-ответ). Характер моноторинга был: естественный, педагогический.
Вопросы мониторинга:
1. Организуют и играют в русские народные, хороводные, подвижные игры.
2. Используют в речи фольклор (потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.
3. Знают русские народные песенки, хороводы.
4. Могут участвовать в исценировании сказок.
5. Принимают участие в проведении народных праздников в детском саду и дома.
6. Умеют различать изделия народного промысла (дымка, городец, хохлома и др.).
7. Какие народные праздники знают.
8. Имеют представление о традициях, народной культуре.
Моноторинг проводила в начале проекта и в конце. Из результата видно, что работа проведена не напрасно. Если в начале проекта, на начало сентября, низкий уровень знаний был 12%, средний-75%, высокий- 13%, то в конце марта, низкий-5%, средний- 61%, а высокий- 34%. Дети больше стали играть в разные русские народные игры. На всех народных праздниках охотно принимают активное участие: поют песни, частушки, водят хороводы. Знают больше пословиц, поговорок, загадок, сказок, знакомы с декоративно- прикладным творчеством. Познакомились с некоторыми обычаями и традициями русских людей и в будущем их знания, я надеюсь, и интерес к народному творчеству будут только приумножаться.
Для родителей воспитанников было проведено анкетирование.
Анкета для родителей:
1. Надо ли приобщать Ваших детей к русской культуре, традициям?
2. Существуют ли традиции в Вашей семье?
3. Знаете ли Вы, как на Руси отмечали праздники?
4. Какие народные праздники вы знаете?
5. Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети переняли Ваши семейные традиции в свои будущие семьи?
6. Желали бы Вы принять участие в проведении или организации народного праздника в детском саду?
Из проведенного анкетирования я увидела, что родители о русских традициях и обычаях знают поверхностно: праздники знают, но не все чтут, отмечают. Очень желают, чтобы их дети приобщались к русской культуре и будут, по возможности, принимать участие в проведении праздников, досугов. Окажут помощь в создании развивающей среды для детей в детском саду.
Исходя из этого, я изучила литературу и разработала план работы с родителями и детьми.
Литература:
1. Аникин В. П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор», М. 1957.
2. Булатов М. «Тридцать три пирога» Из-во «Детская литература» 1968.
3. Варганова «Русские народные песни», М. 1988.
4. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду», Детство
пресс 2008.
5 Громыко М. М. «Мир русской деревни», М. 1991.
6. Картушина М. Ю. «Русские народные праздники», М. 2006.
7. Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
Культуры», СПб 1999.
8. Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта», М. 1998.
9. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду», М. 2009.
10. Орлова А. В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском
саду», Владимир,1995.
11. Парамон Ф. М. «Русский народный костюм», М. 1994.
12. Шангина Н. И. «Русские дети и их игры», СПб. 2000.
Работа с родителями
Месяц Мероприятие Форма проведения
Сентябрь Сообщение родителям о предстоящем проекте. Анкетирование. Круглый стол.
Октябрь Развлечение «Осенняя ярмарка» (помощь родителей по подготовке к празднику, изготовление костюмов, атрибутов для детей) Досуг
Ноябрь «Народные праздники на Руси», (пополнение атрибутами «избы»). Устная инфор-мация (папка –раздвижка)
Декабрь «Новый год к нам пришел» (помощь в проведении праздника, в разучивании текстов ролей детям, изготовлении костюмов, атрибутов). Развлечение.
Январь «Святки» (помощь в разучивании текстов, пополнение атрибутами «избы» и др.) Нод - день открытых дверей.
Февраль «Кушанья к обрядовым праздникам».
(Помощь в изготовлении чучела предстоящему празднику «Масленица»). Устная инфор-мация папка- раздвижка. «Мастерская на дому».
Март «Широкая масленица» (помощь родителей в изготовлении атрибутов к занятию);
«Для наших милых мам и бабушек». Нод- день открытых дверей; Утренник, посвященный международному женскому дню.
Работа с детьми
Этап работы
Дата Мероприятие Результат
Подготови-тельный Сентябрь 1. Диагностика по приобщению детей к устному народному творчеству через праздники и традиции русского народа. Результат диагностики (диаграмма)
2. Разработка перспективного плана, занятий, мероприятий. Разработан перспективный план, конспекты занятий,сценарии
Деятель-ный 3. Дать детям представление о первом осеннем месяце. Закрепить в памяти народные приметы, пословицы, поговорки о лете. Разучить песенку- попевку: «Восенушка- осень». Конспект НОД.
4. «Откуда хлеб пришел?»- познакомить детей со старинными орудиями труда, пословицами и поговорками о хлебе. Д/и «Вершки- корешки». Конспект НОД.
Октябрь 1. Дать детям представления о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках. В Сергиев день – квасят капусту, в Покров день - заготавливают дрова. Конспект НОД
2. Знакомство с р. н. с. «Заяц- хваста». Разучивание потешки «Зайка- трусишка». Знакомство с пословицами и поговорками о смелости, трусости, хвастовстве. Конспект НОД.
3. Разучивание песни «Во кузнице».Народная игра «Плетень». Конспект НОД.
4. «Осенняя ярмарка». Конспект «Досуга».
Ноябрь 1. Чтение сказки р. н. «Лиса и кувшин», дать детям представление о гончарном мастерстве. Конспект НОД.
2. Разучивание песенки- потешки о лисе. Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Вспомнить загадки о диких животных. Конспект НОД.
3. Обобщать и систематизировать знания об осени с использованием примет, песенок, загадок, пословиц. Д/и «Что так называется». Конспект НОД.
4. Беседа о взаимовыручке и поддержке. Чтение «Крылатый, мохнатый да масляный». Народная игра «Шла коза по лесу». Конспект НОД.
декабрь 1. Повторение сказки «Проказы старухи Зимы», заклички: «Ты мороз, мороз, мороз». Загадывание загадок о зиме. Хоровод «Как на тоненький ледок». Конспект НОД.
2. Познакомить детей с праздником «Рождество», рассказать о колядовании. Помочь запомнить колядки. Конспект НОД.
3. Рассказать о традиции празднования Нового года и Старого нового года. П/игра «Потопаем- похлопаем». Конспект НОД.
Январь 1. «Святки»- повторение песенок- колядок, хороводов (в это занятие включено и «Крещение»). Изготовление звездочки способом «оригами». Конспект «Досуга».
2. Закрепить знания о характерных особенностях Января. Пополнить кругозор детей пословицами и поговорками о Январе. Конспект НОД.
3. Рассказ о городе Городец и городецкой росписи. Пение частушек. Познакомить с пословицами и поговорками о труде. Конспект НОД.
Февраль 1. Беседа о характерных особенностях Февраля. Познакомить детей с пословицами и поговорками о Феврале, его приметами, загадывание загадок. Чтение р,н,с, «Два Мороза». Конспект НОД.
2. Словесная игра «Аюшки». Знакомсто с обрядовыми песнями, посвященными «Масленице», Конспект НОД.
3. Рассматривание картин «Взятие снежного городка», «Кулачный бой», Заучивание «Брынцы- брынцы», Конспект НОД.
Март 1. Беседа о праздничном кушании-«Блины- блиночки», познакомить с поговорками о блинах, труде. Стихи о масленице. Конспект НОД.
2. Пение закличек о весне «Жаворонки прилетите!», познакомить детей с русскими народными небылицами, самостоятельное придумывание небылиц Конспект «Досуга».
Итоговый 3. «Широкая масленица!»- дать детям представление о празднике «Масленица». Пение обрядовых песен, хороводов. Конспект НОД.
Заключение
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и качества эти взаимосвязаны. И моя задача – научить детей различать добро и зло, чуткость и равнодушие. Через устное народное творчество, а именно через родную песню. сказку, обычаи, традиции ребенок дошкольного возраста получает первый социальный опыт поведения, представление о культуре русского народа.
Проведенная мною работа, позволила сделать некоторые выводы:
- Самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно- исторических традиций. Старинная мудрость гласит, «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего!», необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
- Необходимо включать парциальные программы и методики по приобщению детей к русской культуре в реализацию базовой комплексной программы.
- Создавать для детей условия и окружающую среду для выражения своих знаний, впечатлений, полученных на НОД, беседах, наблюдениях.
- Использовать разнообразные технологии организации деятельности детей в ходе НОД, игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств.
Меня радует, что дети научились слушать и помогать друг другу, делиться своими умениями. Созданные детям условия позволяют детям приобретать представления о народном календаре, не легком земельном труде, обрядах, праздниках. Знают больше народных примет, пословиц, поговорок, загадок, игр.
Дети поют, водят хороводы, рассказывают и инсценируют сказки, с большим желанием участвуют в праздниках и развлечениях.
Все поставленные мною задачи, которые были поставлены перед началом проекта, мы с детьми решили. У детей сформированы преставления об устном народном творчестве.