Татьяна Родичева
Проект для старших дошкольников «Праздник со слезами на глазах»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Патриотизм - одно из нравственных качеств личности, которое формируется уже в детстве. Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер.
Темочки:
- День Победы, 9 мая
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма и гражданственности, которые формируются на основе опыта человека - опыта чувств, отношений, переживаний. Если ребёнок в детстве испытал чувство сострадания к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, эмоциональный подъём от соприкосновения с прекрасным, он тем самым и приобрёл необходимый опыт, который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут открыты пути для более глубоких чувств, для полноценного всестороннего развития человека.
В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. Особенно это актуально в процессе сопровождения развития детей с ТНР. Если родители и педагоги смогут создать условия для качественного роста начал духовности, нравственности и патриотизма, если будут привлекать ребенка к совместной познавательной и творческой деятельности, помогут осознать ценность окружающего мира, человеческих взаимоотношений и ценность каждого человека, то дошкольник окажется на верном пути своего развития как самодостаточный и уверенный, активный и добропорядочный, толерантный и креативный гражданин своей страны.
Использование в ДОУ различных форм разнообразного содержания патриотического воспитания – условие его успешности! Обращение к истории России, нашей малой родины-города Тихвина, сохранение трепетного отношения к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны всегда будет главной темой в воспитании дошкольников!
Цель проекта : Создание условий для развития основ духовно-нравственных чувств и гражданско-патриотических качеств, познавательно-речевых, коммуникативных способностей и творческой активности детей старшего дошкольного возраста, в том числе воспитанников с ТНР
Задачи:
1. Расширять элементарные представления дошкольников 6-7 лет о военно-исторических событиях времен Великой Отечественной войны 1941-45годов, их знаменитых участниках, значении вооруженных сил и тружеников тыла в защите государства.
2. Продолжать знакомить детей с некоторыми страницами военной истории Тихвина, с подвигами участников Тихвинской военной операции, значением первой значимой победы советских войск в борьбе с фашизмом на территории нашей страны.
3. Развивать у воспитанников чувство гордости за свою страну, малую родину и благодарность людям, служившим России, понимание значимости сохранения мира на Земле.
4. Способствовать формированию основ духовности и гражданско-патриотических чувств дошкольников, самосознания собственной значимости в сохранении памяти о прошлом, ответственности за мир на планете.
5. Способствовать обогащению и расширению словарного запаса детей, развитию точности и четкости речи, формированию связной речи, становлению вербальной и невербальной выразительности исполнения произведений искусства (стихи, песни, танцы).
6. Развивать познавательно-коммуникативные, творческие навыки, способности к использованию адекватных форм взаимодействия с окружающими людьми при участии в проекте.
7. Продолжать знакомство с произведениями художественной литературы, живописи, музыки военных лет.
8. Повышать эффективность сотрудничества ДОУ с родителями (законными представителями) и детско-родительских внутрисемейных отношений, способствовать росту родительского авторитета в духовно-нравственном и патриотическом воспитании, в творческом развитии дошкольников.
9. Содействовать продолжению сотрудничества ДОУ с организациями социума, направленного на воспитание и развитие дошкольников.
Вид проекта : среднесрочный (апрель-май- 2024г.)
Тип проекта :
по доминирующей в проекте деятельности : информационно-практико-творческий
по числу участников проекта : межгрупповой (для воспитанников старшего дошкольного возраста)
по характеру контактов: открытый в рамках МДОУ во взаимодействии с семьями воспитанников и ближайшим социоокружением.
Участники проекта :
воспитанники старшего дошкольного возраста общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, педагоги, родители (законные представители, представители дома-музея Н. А. Римского-Корсакова, Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея, Центральной детской библиотеки, Детской школы искусств имени Н. А. Римского-Корсакова, отделения изобразительного искусства имени художника П. Е. Заболотского ДШИ, военно-исторического клуба «Десант», Центр социального обслуживания населения, отряда «Патриот» местного отделения Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» Тихвинского района
Итоговый продукт проекта : участие в литературно-музыкальной встрече детей старшего дошкольного возраста с ветеранами Великой Отечественной войны
Этапы реализации проекта «Праздник со слезами на глазах»
I этап Подготовительный
Цель: Подбор материала по тематике проекта, создание условий для реализации проекта.
Составление плана проекта «Праздник со слезами на глазах», сценария итогового мероприятия
Договоренности с организациями социума
Отбор игр, сюжетных иллюстраций, фотографий, записей музыкальных произведений, видеоматериалов, подготовка презентаций
Привлечение родителей (законных представителей) к пополнению предметно-развивающей среды (атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, детская
художественная литература и раскраски по тематике проекта); разучиванию
стихотворений, текста песни с детьми
II этап Основной
Цель: Создание условий для внедрения накопленного материала по тематике проекта в образовательный процесс, выполнения задач и достижения цели проекта
Работа с детьми:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Рассматривание и обсуждение иллюстраций, фотографий, картин «Мир и война», «Герои и награды войны», «Тихвин-город воинской славы»
Просмотр видеоматериалов и презентаций
Занятия «Что такое война?», «Тихвин, помним подвиг твой», «Два мира - выбор за нами!»
Беседы: «Что такое героизм?», «День Победы – что это за праздник?», «Дети войны», «Символы Победы», «Георгиевская ленточка», «Война и моя семья»
Целевые прогулки к памятникам Тихвина, связанным с историей военной поры, в детскую библиотеку, в военно-исторический клуб «Десант»
Занятия в музее Н. А. Римского-Корсакова («Династия военных моряков»,
в Тихвинском историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее («Путь к Победе лежал через Тихвин»,
в Детской школе искусств имени Н. А. Римского-Корсакова («Слушаем песни военных лет»,
в отделении изобразительного искусства имени художника П. Е. Заболотского ДШИ («Война глазами художников»,
в военно-исторического клубе «Десант» («Мы помним те суровые года»)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Организация сюжетно-ролевых игр «Военные учения», «Военный госпиталь», «Праздничный парад».
Дидактические игры «Узнай и назови боевую технику военной эпохи», «Кто служит в армии?», «Чья форма?», «Четвертый лишний», «Рода войск и техника», «Кому что нужно?», «Узнай памятник»
Настольно-печатные игры: «Военные профессии», «Наша Родина»
Организация межгрупповых квестов
Организация шествия «Бессмертный полк» вокруг ДОУ
Участие в акции «Окна Победы» совместно с юнармейцами отряда «Патриот»
Организация концерта в Центре социального обслуживания населения
Образовательная область «Речевое развитие».
Упражнения и дидактические игры на обогащение словаря, развитие грамматики и связности речи, развитие вербальных и невербальных средств выразительности
Участие в районном конкурсе чтецов «Слово, опаленное войной» Комитета по образованию Администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Рассматривание детских книг и энциклопедий по данной тематике
Чтение художественной литературы (Френкель Н. «Землю родную, поля, города…»,
Ливанова А., Давыдов В. «Письмо», Александрова З. «Дозор», Митяев А. «Шапка не велит», Благинина Е. «Почему ты шинель бережешь?», Барто А. «На заставе», Никольский Б. «Препятствие», Кассиль Л. «Главное войско», Михалков С. «День Победы»)
чтение писем с фронта.
Рисование и работа с раскрасками по теме.
Слушание и исполнение песен военных лет и песен о войне
Заучивание стихов, песен, танцев
Выставка рисунков «Война глазами детей»
Изготовление подарков для ветеранов
Образовательная область «Физическое развитие».
Подвижные игры «Встречные перебежки», «Стенка - мишень», «Шагаем
на параде», «Самолеты»
Эстафеты «Доставь пакет с секретным донесением», «Переправа», «Помоги раненому»,
«Меткий стрелок», «Полоса препятствий», «Собери патроны»
Взаимодействие с родителями:
Привлечение к подбору материалов и помощь своему ребенку в подготовке рассказов, заучивании стихов, песни
Оформление консультаций «Как рассказать нашим детям об этой Великой войне»
Рекомендации к самостоятельному посещению родителей с детьми памятных мест, участию в акции «Бессмертный полк».
III - Заключительный этап.
Цель: подведение итогов проделанной работы по проблеме.
Проведение музыкально-литературной встречи дошкольников с ветеранами
Заключение
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – сложный длительный процесс, требующий постоянной систематической и планомерной работы родителей, педагогов и представителей социума. Только в процессе совместного детско-взрослого сопереживания событий патриотической направленности у детей формируется потребность быть сопричастным к культурно-историческому наследию и служению Родине. Мы уверены, что в ходе проекта воспитанники групп детей старшего дошкольного возраста, в том числе ребята групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, получили навыки совместной работы, поиска и сбора информации, ее анализа и систематизации; закрепили умение выступать перед публикой, используя свои личные достижения, накопленные в ходе развития речи и коммуникации с окружающими. Участие в проекте способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности, уверенности в своих силах и самоуважения и позволило повысить интерес детей к историческим событиям, людям, защищавшим Родину много лет назад, способствовало формированию гражданско-патриотической позиции у дошкольников, их духовно-нравственному обогащению и осознанию ценности сохранения мира на планете.