Мария Скипина
Проект «Права детей глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Визитная карточка проекта.
Автор проекта
Фамилия, Имя, Отчество Социальный педагог: М. Н. Скипина
Регион Поволжский
Населённый пункт,
в котором находится ДОУ Р. п. Степное, Советского района, Саратовской области
Название детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
«Звёздочка»
Описание проекта
Название темы проекта
Публикация «Проект „Права детей глазами детей“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Цель проекта
Познакомить детей и родителей в доступной интересной форме о правах ребёнка по воспитанию в семье и образовательных учреждениях, о правах на охрану физического, психического, духовного и нравственного здоровья.
Актуальность
Права человека – это то, что защитит от произвола и несправедливости. Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей.
А права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества.
Дети не имеют достаточного, полного представления о своих правах, оттого мы считаем, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст.
Поэтому наш проект посвящен этой проблеме, и он отвечает возрастным особенностям наших воспитанников.
Основу любого проекта составляет замысел, т. к. именно замысел определяет направленность проекта и ту социальную реальность, в которой он может найти практическое применение. Закон-это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности.
Перед началом проекта было проведено тестирование родителей с целью выявления уровня знаний о правах детей, результаты показали, что 60% родителей не могут назвать права ребенка.
Ведь родители являются законными представителями своих детей и должны вступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка. Родители являются гарантом прав маленького ребенка.
Дошкольник должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно.
Задачи для детей :
Развивать коммуникативные навыки детей.
Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях.
Формировать у детей умение анализировать своё собственное поведение и поступки окружающих людей.
Задачи для родителей
Закрепить знания родителей воспринимать ребёнка как личность.
Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Участники проекта
Дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель.
Тип проекта : социальный
Краткое содержание проекта
В процессе работы над проектом у воспитанников формируются и расширяются представления о своих правах.
В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия, беседы в свободное от занятий время. В помощь родителям выставляются папки – передвижки, оформляется стенд «Права ребёнка», предлагаются консультации.
Перечень основных мероприятий реализации проекта :
Родительское собрание на тему «Маленьким детям - большие права».
Практические консультации для родителей.
Тематические беседы.
Оформление папки-передвижки «Права ребенка».
Тематические занятия по правам ребенка : «Ваши права дети», «Права ребенка на имя, отчество и фамилию», «Мой дом – моя крепость»
Акция к международному Дню семьи «Счастье ребёнка в наших руках».
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие
Изучать особенности общения детей и взрослых в семье.
Обращать внимание родителей на возможность развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Показывать родителям значение матери, отца, а так же дедушек, бабушек, воспитателей, детей-сверстников в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимание социальных норм поведения.
Подчеркивать ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком.
Развивать социально-коммуникативные навыки у детей.
Беседы:
«Роль бабушки и дедушки в воспитании детей»,
«Маму очень я люблю».
Сюжетно-ролевые игры
«Семья»
«Детский сад»
«Больница»
«Магазин»
«Строители»
Словесные дидактические игры
«Назови меня ласково»
«Назови меня полным именем»
«Можно – нельзя»
«Кто тебя позвал»
«Я должен…»
Развивающие игры
«Мои права».
«Кто нарушил права?»
Мультфильмы: «Мама для мамонтенка», «Буратино», «Рыжий, рыжий конопатый», «Каникулы Банифации» и др.
Беседы о правовых праздниках : «День защиты детей», «День семьи».
Оформление коллажа «Семья без детей, что цветок без запаха».
Разучивание стихотворения о правах Шарль Луи Монтескье «Большая семья».
Формирование основ безопасности
Знакомить родителей с опасными для здоровья ситуациями, возникающими дома, на дороге и т. д., и способами поведения в них.
Информировать родителей о необходимости создания безопасного пребывания детей дома.
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
На основе просмотра художественных и мультипликационных фильмов ориентировать познание детей на сохранение и укрепление здоровья.
Знакомить детей с правилами поведения в различных жизненных ситуациях.
Игра-беседа «Если чужой стучится в дверь».
Дидактические игры: «Как обеспечить безопасность?», «Если ты поранился», «Пожар 01», «Скорая помощь 03».
Дидактическая игра «Крепыши-малыши».
Познавательное развитие
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к общению с взрослыми и сверстниками.
Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией о правах ребенка.
Циклы познавательных бесед:
«Права детей»,
«Что такое право?»,
«Мы разные»,
«Профессии»,
«Моя семья»,
«Какие мы».
Опрос детей «Что я знаю о своей семье?».
Рассматривание дидактического материала «Права ребенка», «Семья».
«Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
организовывать выставки семейного художественного творчества.
Аппликация.
Тема: по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Задача: Закреплять знание детей о правах, что каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Тема: «Кошка с воздушными шариками».
Задача: Объяснить детям, что каждый имеет право на медицинскую помощь.
Лепка
Тема: по мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка».
Задача: Закреплять знание детей о праве на защиту чести и достоинства.
Тема: рельефная декоративная из солёного теста «Цветы – сердечки в подарок мамам, бабушкам».
Задача: Дать понятие детям, что каждый ребенок имеет право на семью.
Рисование
Тема: «Кто – кто в рукавичке живет» по мотивам сказки «Рукавичка».
Задача: Рассказать детям, что каждый человек имеет право на имущество.
«Чтение художественной литературы»
Показывать родителям ценность домашнего чтения.
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Учить оценивать поступки героев произведений, драматизировать отрывки сказок.
Формировать у детей представления о правах человека, используя русские народные сказки.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвящённой различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Обращать внимание детей на отношение членов семьи к труду.
Мультфильмы: «Песенка мышонка», «Чебурашка и крокодил Гена» и др.
Совместно с родителями подбор картотеки «Профессии мам и пап» и «Профессии, задействованные в правосудии» (фотографии, рассказ о своей профессии).
Беседа «Права и обязанности в семье» - укрепить привязанность детей к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям, знать свои семейные обязанности и родителей.
Изготовление атрибутов для игр.
Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощники».
Рассматривание серии картинок «Кем быть?».
Картотека пословиц и поговорок о семье.
Чтение: З. Воскресенская «Мама», «Мамины руки»; С. Михалков «А что у вас?»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок»; А. Барто «Одиночество»; В. Осеева «Сторож», А. Барто «Мама».
Драматизация русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Лиса, волы и медведь», «Лисичка сестричка и волк»; «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди», «Маша и медведь». С. В. Михалков «Три поросёнка».
Музыкальная деятельность
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми детского сада, способствующим возникновения ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.
«Город счастья» (развлечение по правам ребёнка с участием родителей).
Цель: Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.
Задачи:
Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Развивать умение рассуждать и делать выводы.
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Прослушивание детских песен: «Мама для мамонтёнка», «Рыжий, рыжий, конопатый» и др.
Мультфильмы: «Айболит», «Бегемот который боялся прививок».
Формы взаимодействия с семьей.
Анкетирование: «Какие вы знаете документы по правам ребенка», «Хорошие ли вы родители».
Консультации и беседы.
Творческие задания совместно с родителями, сочинения на тему:
-«Домашние обязанности детей»;
-«Мой мир» (с рисунками и фото).
Родительское собрание: «Маленьким детям – большие права» (семейная гостиная).
Папка – передвижка «Права детей».
Ожидаемые конечные результаты:
Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Научить ребенка соблюдать закон не оставаться равнодушным к происходящему.
Сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.
В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения, национальные отношения.
Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
Повышение уровня правовой культуры родителей.
Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов
Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме.
Акция к международному Дню семьи «Счастье ребёнка в наших руках».
Цель мероприятия: Сплотить семьи в совместной деятельности.
Задачи:
Обратить внимание членов каждой семьи друг к другу, уметь вместе обсудить и сформулировать свои семейные цели, мечты.
Дать понять о важности в семье единства, уважения, понимания всех членов семьи.
Оформление фото-презентации «Права наших детей».
Конкурс рисунков «Папа, мама, я дружная семья».
Родительское собрание на тему «Маленьким детям - большие права».
Разработка проекта :
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду (подобрать материалы, игрушки, атрибуты для
игровой, театрализованной деятельности; иллюстрированный материал, художественную и методическую литературу, дидактические игры).
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план мероприятий.
Обсудить с родителями проект, выяснение важностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Список литературы
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Вераксы Н. Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. / Издательство: Мозаика-Синтез, 2011.
2. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012 .
3. Владимирова. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О. Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С. 20-22.
4. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
5. Кардаш Е. Л. Занятие с детьми о правах.
6. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).
8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду», 2003, №3,4.
9. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
10. Гетманова А. Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
11. В. Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
12. Е. Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.
13. Давыдова, О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О. И. Давыдова, С. М. Вялкова – М. : ТЦ Сфера, 2008.
15. Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.
16. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». Средняя группа. Карапуз. Цветные ладошки, 2010, с. 144.