Хайбат Далгатовна Аливова
Познавательно-творческий проект «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникатива»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №11 комбинированного вида
Колпинского района Санкт - Петербурга
Познавательно - творческий проект на тему проекта : «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных качеств детей раннего возраста»
Аливова Х. Д.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Театрализованная деятельность как средство развития коммуникатива“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
воспитатель первая кв. категории
Колпино, Санкт – Петербург, 2024 г.
Содержание
1. Введение…3
2. Актуальность проекта…. …4
3. Цели, задачи, ожидаемый результат и продукты….5
4. Аннотация проекта…. 6-8
5. Этапы реализации проекта….9
6. План мероприятий…10-13
7. Ресурсы…14-16
8. Риски и пути преодоления рисков…. …. 17
9. Литература…. 18
1. Введение
Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблему социально-коммуникативного развития детей. Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М. И. Лисина, А. В. Запорожец, Р. С. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область – социально-коммуникативное развитие). В качестве же доминирующего фактора социального развития ребёнка выступает социальная среда. Именно социальная среда, окружающая дошкольника, оказывает влияние на становление его личности и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.). Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социально культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Одна из основных целей – это развитие коммуникативных качеств детей средствами театрального искусства.
Для реализации цели решаются следующие задачи:
- Развивать социально-коммуникативные и творческие способности детей через театрализованную деятельность;
- Способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;
- Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
- Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.
- Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Актуальность:
Театрализованная деятельность с детьми раннего возраста позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Ранний возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-3 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как ранний возраст.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
3. Цели, задачи, ожидаемый результат и продукты
Цель: создание условий для формирования коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
1. поддерживать детскую инициативу, развивая навыки свободного общения в процессе театрализованной деятельности.
2. развивать выразительность речи детей;
3. воспитывать инициативность, самостоятельность, сообразительность.
4. воспитывать у детей интерес к театрализованной деятельности, при помощи знакомства с различными видами театра через русские народные сказки, стихи, потешки.
Продукт проектной деятельности :
1. Создание коллективной работы с фотографиями детей: «Как провели лето»
2. Выставка детского творчества: «Листочки в садочке»
3. Украшение групповой комнаты к новогодним праздникам, размещение в театральном уголке фигурок персонажей театрализованной игры : «Теремок»
4. Совместная деятельность детей раннего возраста с педагогами: «Путешествие колобка»,
5. Выставка детского творчества: «Неваляшка»,
6. Выставка детского творчества: «Цветы для любимой мамы»,
7. Выставка детского творчества: «Солнышко».
8. Памятки для родителей: «Как организовать театр дома», «Играем в домашний театр», «Зачем малышу кукольный театр», «Пальчиковый театр своими руками».
9. Конкурс самодельных театров «Моя любимая сказка».
10. Создать картотеку подвижных игр, бодрящей гимнастики.
11. Организация и проведения выставки самодельных книжек «Мамины сказки».
Ожидаемый результат:
- успешная адаптация детей к условиям пребывания в ДОУ;
- результативная коммуникация и социализация детей, педагогов, родителей.
-развитие партнерских взаимоотношений с родителями в условиях создания самодельных театров.
у педагогов….
-Педагоги познакомятся с методическими разработками по данной теме
-Познакомятся с новыми формами и приемами работы
у родителей
1. Создадут в семье благоприятные условия для развития интереса ребенка к театру и народным сказкам.
2. Родители станут активными участниками образовательного процесса.
4. Аннотация проекта :
Вид проекта : познавательно – творческий для детей 2-3 лет.
Участники проекта : дети раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты.
Театрализованная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образы. Развивает и обогащает речь детей, влияет на нравственное и эстетическое воспитание, способствует музыкальному развитию ребенка и развитию игры.
Знакомство с миром театра в раннем возрасте начинается с кукольного театра «Бибабо», как наиболее близкого детям. Для насыщения ребенка художественными произведениями необходимо чаще показывать игровые сюжеты. Для развития театрально – игровой деятельности детей раннего возраста необходимо расширять детские впечатления помимо театрализованных игр – занятия. Нужно рассказать о животных, побудить детей заботиться о них, воспитывать доброжелательное отношение к ним, проявлять желание делать для них что – то хорошее.
Систематически используя театрализацию в совместной деятельности детей и воспитателя, мы достигнем нужного уровня коммуникации детей и решим проблему успешной адаптации и социализации детей в раннем возрасте.
В основу данного проекта положены следующие игры:
1. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись и потянулись к солнышко, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте. Побежала тучка, и пошел дождик (меняется картинка, закрыла солнышко, детям стало грустно. Выглянуло солнышко, тучка убежала.
2. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево).
3. Игра-импровизация под музыку («Хоровод вокруг ёлки»).
4. Бесловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши»).
5. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель («Петушок и его семья», «Ленивый – цыпленок»).
6. Игра-драматизация с персонажами по народным сказкам («Репка», «Курочка ряба»).
7. Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Колобок»).
Взаимодействие взрослого с детьми предусматривает соблюдение определенных психолого-педагогических условий.
1. Задания, которые даются ребенку, должны быть интересными, увлекательными, посильными, т. е. соответствовать индивидуальным и возрастным возможностям ребенка.
2. Каждый сценарий общения должен иметь логическое завершение, а ребенок видеть конечный результат своего труда (выученное стихотворение, завершенный диалог либо прощание с персонажем и т. д.)
4. Необходимым условием является создание ситуации успеха для каждого ребенка. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднения прикладывая к этому усилия.
5. Основой взаимодействия должны стать партнерские отношения педагога и детей. При этом помощь, которую оказывает педагог, должна быть незаметна для ребенка, носить опосредованный организующий характер через третье лицо (куклу, картинку, персонаж).
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано – в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.
В повседневной жизни используют разнообразные виды театров, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.).
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка», малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают, плачь деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.
Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Благодаря таким играм дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогатились новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развили интерес к литературе, с большим желанием слушали произведения художественной литературы, у них активизировалась речь, ребятишки активно вступали в диалог со сверстниками и взрослыми.
Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности :
-Принцип интегративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).
-Разнообразие тематики и методов работы.
-Максимальная активность детей.
-Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).
-Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).
-Принцип игровой подачи материала.
5. Этапы реализации проекта программы :
Реализация проекта рассчитана на 3 года: с сентября 2021 по май 2024 года.
№ Этапы Цель Сроки
1 Подготовительно-проектировочный этап -Исследовать условия для реализации проекта (определение цели, задачи проекта, выявление необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта) Сентябрь- ноябрь 2021г.
2 Практический этап
-Создание условий для реализации проекта декабрь 2021г. -апрель 2021г.
3 Обобщающе-результативный этап -Анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов. май 2021 г.
6. План мероприятий:
Реализация проекта рассчитана на 1год : с сентября 2021 по май 2024 года.
№ Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительно - проектировочный этап
1.
Разработка проекта
сентябрь - октябрь
Воспитатели
2
Анкетирование родителей
«Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Сентябрь 2021г.
Педагог- психолог
2.
Пополнение театрального уголка :
пальчиковый театр «Красная Шапочка», «Теремок»
Сентябрь 2021г.
Заведующая ГБДОУ
3. Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Сентябрь 2021 г. Воспитатели
4. Разработка комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программы детского сада
Сентябрь 2021 г. Воспитатели
5.
Пополнение театрального уголка : магнитный театр, игровой набор «Мягкие пазлы», маски по сказкам «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок».
Маски К подвижным играм
Сентябрь – октябрь 2021 г.
Воспитатели
6.
Памятка для родителей «Как организовать театр дома», «Зачем малышу кукольный театр», «Пальчиковый театр своими руками», «Играем в домашний театр».
Сентябрь – октябрь 2021 г. Воспитатели
7. Пополнение картотек: пальчиковые игры, малоподвижные игры
Консультация для родителей «Как научить ребенка учить стихотворения»
Сентябрь – октябрь 2021 г. Воспитатели
Практический этап
1. Выступление на медико – психолога – педагогическом совещании по раннему возрасту «Фольклорные и театрализованные игры в работе с детьми раннего дошкольного возраста как залог благополучной адаптации»
Ноябрь 2021 г. Воспитатели
Заведующая ГБДОУ
2. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Ноябрь 2021 г. Воспитатели
3. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево).
Декабрь 2021г. Воспитатели
4. Игра-импровизация под музыку («Хоровод вокруг ёлки»).
Январь 2022г. Воспитатели
5. Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши., «Хомка – хомка – хомячок», «Сидит кот Яшка на окошке»). Февраль 2022 г. Воспитатели
6. Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Курочка ряба»).
Март 2022. Воспитатели
8. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель («Сказка про утят»).
Апрель 2022 г. Воспитатели
9.
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Колобок»)
Апрель 2022 г.
Воспитатели
Обобщающе-результативный этап
1. Анкетирование родителей
Май 2022г. Педагог- психолог
2. Диагностика Май 2022г. Воспитатели
3. Выступление на медико – психолога – педагогическом совещании по раннему возрасту. Май 2022г. Воспитатели
7. Ресурсное обеспечение программы:
Список нормативно – правовых актов и документов:
1. Федеральный закон № 273от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 29 июля 2017 года);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" ( с изменениями и дополнениями от:31 марта 2017 г.);
-Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
(с изменениями от 25.12.2014)
- Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23 апреля 2013 года N 32-рп «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013-2018 годов" (с изменениями на 25 мая 2017 года)
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 года N 453 О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы.
-Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге"(с изменениями на 28 марта 2017 года)
- Программа развития образования Колпинского района СПб на 2016 - 2020 годы.
-Устав ДОУ
- Программа развития ГБДОУ №11 на 2015-2020г.
-Положение о Попечительском совете
-Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ №11
Основная литература для чтения детям :
1. Агния Барто «Игрушки», М. : «Малыш», 1984 г.
2. Бондаренко М. «Мыши водят хоровод», ООО «Издательство Астрель», 1999 г.
3. Вахтин В «Кто это?», М. ООО «Мир Искателя», 2008 г.
4. Вахтин В., Краснобаева И. «Домашние животные и птицы», М. ООО «Линг - книга», 2008 г.
5. Владимир Н. «Нужные машины», Ростов – на – Дону «Проф – Пресс», илл. ,2010 г.
6. Даля В., Ушинский К. Д., Бессонова П. «Петушок - золотой гребешок», Ростов – на – Дону, СП «Интербук», 1990 г.
7. Елена К. «Ладошки», ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2013 г.
8. Краснобаева И., Саитгазина Н. «Учимся говорить», «Риша – Пресс», 2003 г.
9. Наталья М. «Волшебные слова», Ростов – на – Дону «Проф – Пресс», илл. ,2002 г.
10. Рамазанов Р. «Это что?», М. ООО «Линг», 2007 г.
11. Роберт С. «Три медведя», М. ООО «Детский мир», 2011г.
14. Саитгазина Н. «Коза и волк», М. ООО «Риша - Пресс», 2003 г.
15. Святослав Б. «Матрёшечка», М. ИД «Азбукварик», 2014 г.
16. Саитгазина Н. «Тень, тень», М. ООО «Линг – Бук», 2001 г.
17. Сергей М. «Умываются зверята», М. ООО «Детский мир», 2012г.
18. Жигарев В. А. «Курочка ряба», М. ООО «Фолиант Пресс», 2004г.
19. Исматуллаев Р., Шабдурасулов З. «Репка», М. «Линг», 1999г.
20. Лемко Д. М. «Теремок и другие сказки», М. ЗАО «Росмен – Пресс», 2009г.
21. Ушинский К. Д. «Колобок», М. «Премьера», 1998 г
Игротека:
1. Кукольный театр «Би-ба-бо» : «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».
2. Настольные театры : «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».пальчиковый театр : «Курочка Ряба», «Репка»; «Теремок».
3. Магнитный театр : Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».
4. Маски по сказкам: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».
5. Маски по подвижным играм.
6. Сюжетные картинки по сказке «Репка» и «Теремок».
7. Дидактические игры: раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка ряба».
8. Пазлы по сказкам: «Репка», «Колобок», «Теремок».
9. Аудиотека.
Учебно – методические ресурсы:
Материально-технические ресурсы:
№ п/п Наименование Ориентировочная стоимость
1. Альбомы для рисования 15
2. Цветные карандаши 15
3. Краски 3
4. Кисти для рисования 15
5. Пластилин 6
6. Цветная бумага 15
7. Цветной картон 15
8. Раскраски по сказкам 50
9. Пазлы по сказкам 3
10. Магнитный театр по сказкам 4
11. Карточки по сказкам 1
12. Пальчиковый театр (самодельный) по сказке «Репка» 1
13. Пальчиковый театр «Репка», «Теремок» 2
14. Самодельный театр на палочках «Репка» 3
Критерии оценивание проекта :
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОО
2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
3. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
8. Риски и пути преодоления рисков:
Риски Пути преодоления рисков
Карантин, отсутствие детей по причине обострения простудных заболеваний. Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.
Недостаточная информационная компетентность родителей.
Консультирование родителей по теме проекта.
10. Литература
Основная литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
- Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ №11
Дополнительная литература:
1. Боякова Е. В, Рокитянская Т. А. Театрализованные игры с детьми от 2 лет. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования» -М. : «Национальное образование», 2016.
2. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности для занятия с детьми 2 – 3 лет».- М. : «Мозаика-Синтез», 2016.
3. Висков А. В., Кудрявцев Е. А. Развитие речи,112 тематических карт - планов осень. -Волгоград. :«Учитель»,2017.
4. Висков А. В., Кудрявцев Е. А. «Развитие речи»,112 тематических карт - планов зима. – Волгоград. :«Учитель»,2017.
5. Висков А. В., Кудрявцев Е. А. «Развитие речи», 112тематических карт –планов весна. - Волгоград. :«Учитель», 2017.
6. Висков А. В., Виноградова Е. А. Комплект тематических карт, Сезонное прогулочные карты на каждый день, по программе «От рождения до школы»осень. - Волгоград. : «Учитель», 2017.
7. Висков А. В., Виноградова Е. А. Комплект тематических карт. Сезонное прогулочные карты на каждый день, по программе «От рождения до школы»,зима,«Учитель», г. Волгоград, 2017.
8. Висков А. В., Виноградова Е. А. Комплект тематических карт. Сезонное прогулочные карты на каждый день, по программе «От рождения до школы», весна-Волгоград. :«Учитель», 2017.
9. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождений до школы».-М. :«Мозаика – синтез», 2015.
10. Павлова Л. Н. Познание. 2-ое издательство – М. : «ТЦ Сфера», 2015.
11. Храмцова Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. – М. : «Мозаика-Синтез», 2016.
12. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М. : «Мозаика-синтез», 2013.
13. Наглядно- дидактический комплект. Освоение образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Моделирование театрализованной деятельности». Автор – составитель: Н. В. Додокина, канд. пед. наук. Издательство «учитель».