Ишимова Марина Ивановна
Проект «Позаботимся о птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 5-6 лет.
Тип проекта : познавательно – игровой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: ноябрь- февраль.
Актуальность проекта :
Экологическое воспитание дошкольников возможно при определё нных условиях:
- формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);
Публикация «Проект „Позаботимся о птицах“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
-воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами,выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Цель проекта :
Способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц,формированию бережного отношения к ним.
Задачи:
Сформировать представления:
-о жизни птиц,их разновидностях;
-о строении разных птиц;
-о развитии птиц;
-об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года;
Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания,умения, навыки.
Вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них.
Расширять представление о том как описывают птиц поэты и писатели.
-активизировать совместную деятельность родителей и детей.
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
Предполагаемый результат:
-выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки)
-совместные работы родителей и детей
-речевое творчество детей
-дидактические игры и пособия
-Досуг «День птиц»
Образовательные области Цели
Познание Способствовать расширению у детей знаний и представлений об разнообразии птиц, особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, повадках и приспособлениях к среде обитания.
Активизация внимания,памяти детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения.
Подвести детей к пониманию того,что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения.
Поддерживать стремление детей расширять способы наблюдения за птицами,
-Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы»
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы».
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор».
Театрализация:
«Где обедал воробей».
Речевое развитие Содействовать:
расширению и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста по данной теме;
развитию речевого творчества;
развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-
Заучивание потешки «птички-невелички», закличек «жаворонушки», «Весна-весна красная», пальчиковая гимнастика «птицы»,
Социально-коммуникативное развитие Обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества;
Умение детей соблюдать правила связанные с ролью;
Воспитывать творческую самостоятельность;
Способствовать :
становлению самостоятельности, целенаправленности, и саморегуляции собственных действий;
развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формированию основ безопасного поведения в природе;
формированию эмоционального,чуткого отношения к птицам через произведения художественной литературы;
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы».
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор».
Театрализация:
«Где обедал воробей».
Художественно-эстетическое развитие Способствовать:
развитию продуктивной деятельности детей ;
(использовать широкий спектр материалов и приёмов)
развитию детского творчества;
развитию эстетического восприятия;
-Аппликация нетрадиционной формы для выставки в детском саду «Грач», «Ласточка», «Лебеди», «Орёл».
- конструирование из бумаги «Грачи прилетели»
-Лепка «Птица»
-Ручной труд «Птенчики в гнёздышке»
Физическое развитие Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать;
Способствовать формированию умения самостоятельно организовывать подвижные игры;
Развитию координации движений, крупной и мелкой моторики;
-комплекс утренней гимнастики «Прилетели птицы»
- П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Жаворонок», «Утица», «Сова».
-физминутка: «Воробей.»
-пальчиковая гимнастика
Итог проекта :
-дети начнут проявлять интерес к окружающей нас природе, замечать ее красоту, и не только в отношении птиц, станут более бережно относиться ко всему живому и друг другу, повысится уровень знаний детей, обогатится словарный запас.
Методы проекта :
-наблюдение, беседа, проблемные вопросы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, технология моделирования, слушание аудиозаписи.
Формы реализации проекта :
- познавательная деятельность
-продуктивная деятельность
-экскурсии
-дидактические игры
-экологические викторины
Предварительная работа:
-беседы о птицах «Что мы знаем о птицах»
-чтение художественной литературы
Этапы проекта
Этапы Действия педагогов Действия детей Действия членов
семьи
Подготовительный
(формулировка проблемы,планирование, прогнозирование результатов,продуктов проекта.)
Задачи:
Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Методическое обеспечение проекта.
Информационное обеспечение проекта.
Обеспечение проекта наглядными материалами.
Планирование предстоящей работы.
Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед,опросов.
Демонстрация иллюстраций по теме.
Подбор художественной литературы
Изготовление, подбор дидактических пособий по теме
Написание конспектов занятий. Дать рекомендации родителям. Провести индивидуальные
консультации.
Рассматривают иллюстрации. Обсуждают,
Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов. Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований –птицами. Читают предложенную художественную литературу.
Деятельностный
(непосредственная
Деятельность по проекту, поэтапная оценка)
Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц.
Развивать выразительность речи, моторику рук.
Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Проведение занятий,бесед о птицах;
Приморья;
Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации;
Подбор игр;
Участие в играх вместе с детьми.
Организация конкурса рисунков;
Подготовка и проведение конкурса чтецов. Знакомство с птицами;
Экскурсия в парк и по территории детского сада.
Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах;
Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах;
Сочинение рассказов,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» (теневые изображения);
Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх. Участие в экскурсии;
Помощь в изготовлении фигурок, теневых изображений птиц. Чтение стихов о птицах. Загадывание загадок о птицах. Участие в играх;
Помощь в изготовлении пособий к играм Участие в конкурсе рисунков;
Помощь в изготовлении декораций.
Завершающий
(подведение итогов)
Задачи:
Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности
Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует презентацию детских работ для родителей и детей. После презентации помещают детские работы в развивающую среду. Досуг «день птиц» Организуют обсуждение новых знаний и умений. Принимают решение о перспективах проекта.
Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. Участие в досуге «День птиц» Знакомятся с продуктами детской деятельности.