Ирина Куликова
Проект «Поможем птицам зимой»
▼ Скачать
Девиз проекта :
«Ведь небо без птиц не небо,
а море без рыб не море
и земля без людей не земля!»
Краткосрочный проект
Вид:
1. по составу участников - групповой;
2. по целевой установке - информационно- ориентированный проект :(дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)
3. по срокам реализации – краткосрочный (ноябрь 2013- январь-февраль 2014год)
Содержание
1. Введение
Публикация «Проект „Поможем птицам зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
2. Содержание проблемы и необходимость решения ее проектным методом.
3. Постановка цели и задач
4. Система проектных мероприятий
5. Ресурсное обеспечение
6. Оценка эффективности реализации проекта
7. Ожидаемый результат
8. Перспектива дальнейшей деятельности
9. Програмно-методическое обеспечение
1. Введение
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.
2. Содержание проблемы и необходимость решения ее проектным методом.
На прогулках с детьми мы часто имеем возможность наблюдать за пернатыми, которые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Любителям природы бедственное ее положение хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух. В нашей местности встречается более 130 видов птиц, из них 11 видов занесены в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши воспитанники, дети дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?. К старшему дошкольному возрасту дети должны знать 4-5 видов зимующих птиц, уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Но, к сожалению, обладая каким-то объемом знаний о пернатых, дети подчас бывают, равнодушны и даже жестоки по отношению к птицам. Нередко можно увидеть на улице группу ребятишек, которые безразлично наблюдают за раненной птицей или не пытаются оказать первую помощь птенцу, выпавшему из гнезда, нет желания накормить птичку, замерзшую от холода. Очень редко увидишь дома, где висят кормушки.
Опрос родителей показал, что:
• интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66%;
• теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в -10% семьях;
• конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают,участвуя в акциях, проводимых в детском саду 10-15 % родителей.
По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают множество вопросов, с увлечением рассматривают энциклопедии природоведческого характера. У них имеется желание кормить птиц, заботиться особенно в холодное время года.
Проблема: Равнодушное отношение окружающих к сохранению живого мира(85%)
Обоснование проблемы:
1. Пассивное отношение детей и родителей к сохранению природы.
2. Мало кормушек для птиц зимой.
3. Мало единомышленников в решении проблем сохранения природы.
3. Постановка цели и задач
Цель: Привлечение детей и родителей для объединения усилий в сохранении животного мира планеты, проявлению заботливого отношения к зимующим птицам, желание оказывать посильную помощь в совместной с педагогом деятельности.
Задачи:
1. Продолжать расширять и углублять представления о птицах как о живых существах (внешнем виде, различиях и сходстве в структуре и внешнем виде, привычках,подводить к пониманию зависимости их питания, привычек и поведения от изменения сезонных проявлений. Уточнять и дифференцировать представления о некоторых структурных особенностях (различиях строения клюва, лапок, цвете оперения)на ярких и близких детям примерах (синички, снегири,воробьи, вороны).
2. Вызвать интерес к птицам, создавать эмоционально-эстетический образ птиц посредством приобщения к произведениям литературы,музыки и изобразительного искусства.
3. Формировать отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
4. Развивать связную речь и познавательную активность детей, практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающие выражение освоенного в рисунках, рассказах, играх.
5. Научить детей своими руками, с помощью родителей и педагогов, делать кормушки для птиц из бросового материала.
6. Объединить поколения, детей и взрослых занятых общим делом в желании беречь окружающую природу.
7. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, дружеские взаимоотношения
Оценка эффективности реализации проекта
- Участие в проекте 87 % семей.
- Изготовлены своими руками и развешаны кормушки для птиц на участках детского сада и во дворах проживания детей, чтоб всю зиму ухаживать за птицами, подкармливать.
- Изготовлена для малышей книга- самоделка «Мы и наши друзья!».
- Развешаны экологические плакаты по месту проживания детей для того, чтобы показать окружающим своё отношение к проблеме и увеличить число людей неравнодушных к сохранению природы!
- Создан фотоальбом»Птицы нашего края»
-создан мини-музей в группе «Птицы- наши друзья»
-Создан плакат «Спасем и сохраним живой мир!»
-Оформлен альбом детских работ «Вот какие птицы»
создан тематический альбом «Правила поведения в природе»
7. Ожидаемый Результат:
-Создание видеотеки о птицах
-Создание мини-музея о птицах в группе
-Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий
-Выставка детских работ из природного материала и пластилина в мини-музеи
-Презентация «Птицы- наши друзья»
-Создание собственной презентации» Поможем птицам зимой»
-Создание тематических альбомов
У детей сформируются:
• Знания о жизни зимующих птиц.
• Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
• Сознание важности природоохранных мероприятий.
• Навыки правильного поведения в природной среде.
• Эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе, желание заботиться
• Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности
У родителей:
• Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
• Гармонизируются детско-педагогические отношения.
• Повысится уровень экологической культуры личности.
• Расширятся знания о птицах.
8. Перспектива дальнейшей деятельности.
1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:
• Экскурсии в зоомагазин. (видеофильм)
• Организация цикла наблюдений за птицами в процессе экскурсий по родному поселку
• Проведение совместно с родителями викторины «Птицы родного края».
• Изготовление масок птиц из бумаги, птиц,сделанных методом оригами.
• Изготовление листовок «Берегите птиц»
• Конкурс кормушек и поилок для птиц.
• Систематическое пополнение мини-музея о птицах разных видов
2. Активизировать детей и их родителей на дальнейшую природоохранительную деятельность:
• Участие в акциях «Сделай кормушку или скворечник», «Посади дерево».
• Проведение субботника по уборке территории детского сада.
• Изготовление плакатов «Убери за собой мусор», «Покорми птиц», «Не разрушай мой дом!, размещение их на территории парка.
• Изготовление макетов мусорных баков
3. Работа с детской библиотекой:
встречи-беседы с библиотекарем (знакомство с Красной книгой)
организация совместных выставок книг
цикл экскурсий в детскую библиотеку
создание совместных буклетов и листовок, их распространение по вопросам сохранения окружающего мира
совместное досуговое мероприятие с родителями по данной проблеме