Ирина Циглярская
Проект в средней группе «Поможем птицам перезимовать!»
▼ Скачать
Проект «Поможем птицам перезимовать!»
Паспорт проекта
Название: «Поможем птицам перезимовать!».
Авторы: Циглярская Ирина Владимировна, воспитатель
Участники: воспитатели, родители и воспитанники средней группы МБДОУ № 23 «Буратино»
Сроки: долгосросчный, октябрь 2021г – март 2022 г.
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Цель: Воспитание доброты, заботы и особого внимания к птицам.
Задачи:
- уточнить и расширить представления о зимующих птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц:
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
Публикация «Проект в средней группе „Поможем птицам перезимовать!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения в зимнее время года.
Актуальность
Средний дошкольный период настолько благодатный в развитии нравственных качеств ребенка в воспитании в нем доброты и заботы к близким к окружающим. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование начал его экологической культуры. Поэтому очень важно развить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В процессе общения с детьми и родителями стало понятно, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети не знают зимующих и перелётных птиц. Но ребятишки с огромным удовольствием заботятся о птицах, приносят корм для кормушки. Исходя из этого, мы решили реализовать проект «Поможем птицам перезимовать!». Это позволит расширить знания детей о зимующих птицах родного края, будет способствовать формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы сможем повысить экологическое сознание ребёнка, стимулировать его интерес к пернатым друзьям.
Планируемый результат:
Сформированы навыки заботливого отношения к птицам. Готовность участвовать в практических делах по оказанию помощи птицам. Оснащение развивающей предметно пространственной среды группы.
Этапы реализации проекта «Поможем птицам перезимовать!».
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
1. Разместили на информационом стенде для родителей листок – приглашений к участию в проекте. Обозначили мероприятия, которые будут проведены для реализации проекта. Родителям был предоставлен выбор, в каком мероприятии они смогут принять участие.
(План мероприятий:
-заготовление кормов для птиц;
-изготовление кормушек;
-мастер-класс по изготавлению кормушек;
-совместные прогулки и кормление птиц;
-изготавление книги «Зимующие птицы родного края»)
2. Основной этап.
Разработали план работы
В группах провели мероприятия, способствующие повышению интереса к оказанию помощи зимующим птицам:
1. Цикл занятий и мероприятий «Помогите птицам зимой»
2. Привлечь родителей к участию в конкурсе по изготовлению кормушек в ДОУ «Птичий двор»
3. Участие в конкурсе кормушек в ЦДО «Каждой пичужке – своя кормушка».
4. Подведение итогов проекта
По окончании каждого этапа проекта отмечали семьи за активность дипломами и медальками
Продукт проекта:
1. Приняли участие вконкурсе кормушек в ДОУ, отмечены дипломами 1 и 2 степени (ссылка на сайт ДОУ)
https://msk_buratino.tvoysadik.ru/site/pub?id=76
Победители отмечены дипломами 1,2,3 степени
Средняя группа – 7 семей
2. Оформлена книжка – самоделка, по которой воспитанники группы изучают птиц.
3. дети совместно с родительницей Юлий Сергеевной учились изготавлевать кормушки
Мастер – класс
Изготовление кормушки из пластиковой бутылки своими руками
Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность;
Задачи:
- создать условия для передачи опыта родителя, по изготовления кормушки, воспитанникам;
-развивать совместную деятельность воспитателя, родителя и воспитанников ;
-воспитывать бережное отношение к птицам;
Материалы:
- Пластиковая бутылка 5л., джутовая верёвка, клей ПВА, фетровые снежинки, шишки.
Предварительная работа: Чтение литературы, беседы, целевые прогулки, кормление птиц.
Ход
Воспитатель:-«Ребята, многие из вас, вместе с папами и мамами мастерили дома кормушки. Скажите, вы помогали родителям? (ответы) А для чего нам кормушки? (ответы) Конечно, для птичек которые к нам прилетают зимой. Эти кормушки, самая настоящая столовая для птиц»
-«А сегодня к нам в гости пришла мама Софии, зовут её Юлия Сергеевна! Юлия Сергеевна пришла к нам для того, что бы показать как можно своими руками изготовить кормушку для птиц.»
Родитель: -«Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Чем вы сегодня занимались?» (Ответы)
-«Какие вы молодцы, ходили кормить птиц. Чем вы кормили птиц?» (ответы) –«А какие птицы прилетали полакомиться к вам на участок? (ответы) –«Кто же сделал все эти кормушки?» (ответы) –«А вы хотели, бы научиться делать кормушку для птиц?» (ответы) –«Давайте начнём!»
-«Для нашей работы нам понадобится: большая бутылка, вот такая веревочка, клей, и украшения (шишки и снежинки). Ведь кормушка должна быть крепкой, удобной и конечно же красивой! Вы согласны?» (Ответы)
-«Посмотрите, в большой бутылке я вырезала такой большой квадрат, как думаете, для чего?» (ответы) – «Молодцы! Правильно думаете! Вырезать самому сложно и опасно можно поцарапать руки, поэтому я сделала это сама, если дома будите делать, пусть взрослые вырезают. Затем, на нижнюю часть бутылки намазываем клей выходите размазывать клей кисточками, вызывает несколько детей. Теперь ребята будем накладывать веревку, круговыми движениями, круг за кругом накручиваем веревку. - Кто желает? желающие дети по очереди выполняют задания. Остальные ребята выполняют пальчиковую гимнастику с воспитателем.
Физкультминутка
«Вот летит большая птица»
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец, она садится
На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
«Птички»
Маленькие птички, (Машем руками, как
Птички-невелички, крылышками)
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваемся
Птичек унести хотел. из стороны в сторону)
Птички спрятались в дупло, (Приседаем на корточки,
Там уютно и тепло. закрываем голову рукам)
«Стая птиц»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько опять пора в дорогу, секунд.)
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
По материалам книги В. И. Ковалько школа физминуток.
Родитель:-«Посмотрите, как хорошо, ровно легла джутовая веревка! Теперь украсим верхнюю часть, джутовой бахромой, шишками и снежинками» Подзывает желающих детей. -«Осталось освободить и подклеить наш вход в кормушку. Разрежу веревки посередине и подклею во внутрь. Наша кормушка почти готова, ей необходимо просохнуть.»
Воспитатель:-«Ребята предлагаю поиграть в игру, хотите? А Юлию Сергеевну пригласим?» (ответы)
Д/игра «Покорми птиц»
У каждого ребенка птица, на 4 столах картинки с птичьими угощениями (Сало, кусок хлеба, птичий корм ; конфеты, грибы, салат; семечки, хлебные крошки, овес; гроздь рябины, калины, шишки;) Дети раскладывают птиц, рассуждают почему посадили свою птичку к этой кормушки.
Ребята благодарят Юлию Сергеевну за кормушку, прощаются.
4. Проводили цикл занятий и развлечений:
Конспект занятия
«Зимующие птицы»
Цель: Формировать представление о роли птиц в природе;
Задачи:
- Способствовать обогащению знаний о зимующих птицах; учить составлять рассказы о птицах, выделяя яркие, отличительные признаки их внешнего вида;
-Развивать мышление, творческую активность;
-Воспитывать интерес к жизни птиц, доброжелательное отношение, желание помочь им пережить холодное зимнее время;
Материалы: Рассказ Шорыгиной Т., карточки половинки зимующих птиц, картинки угощения для птиц, схемы для обучения рассказыванию, чудесный мешочек, семечки, иллюстрации по теме птицы.
Ход
Воспитатель: -«Ребята посмотрите на окно! Как много птиц! Вы знаете, что это за птицы?» (ответы)- «От куда все эти птицы? Где их дом?» (ответы) –«Как вы думаете, зачем они к нам прилетели зимой? Как мы называем птиц которые зимуют, не улетают в теплые края?» (ответы) –«А вы видели, птиц на участке? Каких зимующих птиц вы видели?»(ответы) –«Как много вы знаете зимующих птиц, а у меня все картинки перепутались. Помогите разобраться!» (ответы)
Д/игра «Найди свою половинку»
Разрезные пополам картинки перемешиваются, у каждого ребёнка половинка, дети ищут друг у друга вторую половинку, так они разбиваются по парам.
Воспитатель: - «Молодцы, все нашли свою половинку! Узнали на картинке птаху?» (ответы) «Молодцы! Ребята наши пташки, наверное, проголодались. Попробуем найти для птиц подходящую кормушку с угощением»
Сл/игра «Угощение для птиц»
Воспитатель перечисляет, угощение из кормушки, дети называют птицу которая любит это угощение
1 семечки, сало, пшено (синица)
2 ягоды рябины, семечки, овсо (снегирь)
3 крошки хлеба, пшено, каши (воробей)
4 хлебные корочки и мякушки, семечки (голубь)
Ребята подходят к угаданным кормушкам и там присаживаются. Воспитатель раздаёт схему описания птицы. Дети работают в подгруппе, составляют рассказ о своей птице. Получается четыре рассказа. Воспитатель старается спросить каждого ребёнка из подгруппы. -«Молодцы ребята! Очень хорошо описали свою птицу.»
Физкультминутка
«Вот летит большая птица»
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец, она садится
На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
«Птички»
Маленькие птички, (Машем руками, как
Птички-невелички, крылышками)
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваемся
Птичек унести хотел. из стороны в сторону)
Птички спрятались в дупло, (Приседаем на корточки,
Там уютно и тепло. закрываем голову рукам)
«Стая птиц»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько опять пора в дорогу, секунд.)
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
По материалам книги В. И. Ковалько школа физминуток.
Воспитатель: - «Кто знает, чем помогают птицы? деревьям, людям?»(ответы)
Ребята в лесу и на полях очень много насекомых, не все они безобидны для растений. Насекомые могут погубить целое огромное дерево, а так же урожаи на посевных. А птицы питаются насекомыми. Таким образом насекомых становится меньше, а растения не погибнут. Так придумала природа. И насекомые и птицы и животные все нужны нашему миру. А вот послушайте историю про лесного доктора»
«Какие профессии есть у дятла?» Т. Шорыгина.
Лежал как-то зайчишка, спал под кустом, и вдруг –тук-тук-тук! Что такое?
-Мама, спаси меня, охотники! –закричал зайчишка и маму разбудил.
- Ну что ты шум поднял, глупенький, - успокоила его мама, - это дятел по дереву стучит, барабанит.
- Тоже мне барабанщик нашелся, - проворчал зайчишка, - нашел время шуметь!
- Он не просто так стучит, - объяснила мама, - он из-под коры вредных насекомых добывает. Они грызут дерево, портят лес. Так что дятел – наш лесной доктор.
- Дятел наш – строитель, - сказала белка, спрыгнув с дерева, - он своим носом для нас, белочек, домики строит. Посмотрите, какое он мне дупло смастерил!
- Ничего не понимаю, - почесал заяц макушку, - так кто же такой этот дятел: барабанщик, доктор или строитель?
А вы как думаете?
-«Как вы считаете, ребята?» (ответы)
-«Ребята посмотрите у меня мешочек (чудесны мешочек с семечками, потрогайте как думаете, что в нём? (ответы) семечки! Есть идеи, для кого семечки?»(Ответы)
Дети с воспитателем собираются на прогулку кормить и наблюдать за птицами
,
Конспект занятия по рисованию
«Снегири прилетели»
Цель: Развитие творческих способностей, умение видеть и ценить красоту окружающего мира;
Задачи:
- развивать умение передавать образ снегиря, создавая живописную композицию;
- продолжать учить детей, аккуратно пользоваться краской и кистью, закреплять идентификацию изображаемого с геометрическими формами;
- воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах;
Материалы: Аудиозапись голоса птиц, листы бумаги А8, акварельные краски, кисти №2,№3.
Ход
Воспитатель включает аудиозапись голоса птиц
Дети прослушивают
Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «Снегири» и обращает внимание на иллюстрацию.
-«Выбегай поскорей,
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес…»
Воспитатель:- «Ребята посмотрите, какие чудесные птицы! Вы запомнили, как их называть?» (ответы)
-«Посмотрите внимательно птица снегирь, какого размера?» (ответы)
-«Рассмотрите спинку, крылья, голову, грудку. Какого цвета?» (ответы)
-«Ребята красная грудка у снегирей только у мальчиков (правильно говорить у самцов, а у девочек (самок) серая грудка. Как вы думаете, как поет снегирь?»(ответы) Воспитатель включает аудиозапись «пение снегиря».
-«Снегири как будто припевают «фю-фю-фю».А песенка у снегирей немного грустная»
-«Было бы хорошо,если к нам бы прилетели снегири! Вы бы хотели?»(ответы) –«Наше зимнее дерево стоит так одиноко…Было бы здорово, если б прилетели снегири и сели б на его ветки!»
-«Давай те нарисуем снегирей и рассадим их на ветвях дерева».
Воспитатель приглашает детей рисовать.
Воспитатель:- «Ребята возьмите листок и внимательно посмотрите где вы расположите нашу птицу. Наберите красной красочки и нарисуйте в центре листа круглое пятно, примерно как грудка снегиря. Промойте хорошо кисть».
-«Пока грудка сохнет выходите поиграть».
Физкультминутка
-«Выбегай поскорей, (дети выходят)
Посмотреть на снегирей (повороты)
Прилетели! Прилетели (машут руками)
Стайку встретили метели (Встают в круг)
А Мороз Красный Нос (показывают нос)
Им рябинки принес…»(показывают кисти рябин)
Воспитатель приглашает детей за столы.
-«Ребята теперь наберите черной краски, рисуйте крылья. Крылья немного дугой, рисуйте хвост, он немного расширяется, как треугольник. Клюв и лапки тоже черного цвета, кисточка нужна самая тонкая. Какие замечательные снегири получились! Пока работы подсыхают. Мы поиграем!»
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором изображены угощения для снегирей. Дети рассказывают, какие угощения нужно убрать в кормушку, а какие нет.
-«Ребята, давайте вместе оформим наше дерево рассадим снегирей».
Дети с воспитателем оформляют выставку.
Досуг «Синичкин день»
Цель: Ознакомление детей с народным праздником «Синичкин день».
Задачи :
- Формировать представления детей онародных традициях, о зимующих птицах, о их повадках, питании;
- Развивать умение изобразить птицу, опираясь на зрительный образ, умение отгадывать загадки;
- Воспитывать сопереживание птицам зимой, желание помогать птицам родного края;
Материалы: Аудиозапись с голосами птиц, карточки с изображением птиц, свистульки, дудочки, листочки, кисти №2, №3, акварельные краски, корма для птиц, конфеты;
Ход
Воспитатель:
На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт.
Кто это? (Синица)
Воспитатель:
Ребята добрый день! Сегодня ребята действительно «добрый день»! Еще в давние времена на Руси, 12 ноября праздновали праздник «Синичкин день». В этот день люди встречали зимующих птиц, готовили для них кормушки, читали заклички для птиц, чтобы зимние птахи прилетали и отведали угощение. Несколько лет назад «Синичкин день» был объявлен экологическим праздником. Как вы думаете почему люди праздновали этот праздник «Синичкин день»? (ответы)
Воспитатель:
Потому что на Руси синицу считали божьей птахой, люди почитали и помогали птицам зимой. В народе говорили:-«Не велика птичка-синичка, а свой праздник знает».
С большой любовью т весельем встречали праздник наши предки, развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство синиц – сало. Русичи пели играли на народных инструментах, давайте и мы повесилимся.
Воспитатель: предлагает поиграть на дудочках и свистульках.
Воспитатель: Ребята впереди зима. Как считаете, человеку нужно бояться зимы? почему? (ответы) Совершенно верно, у нас есть тёплый дом, теплая одежда и обувь. А как же птицы (ответы). Да птахам трудно приходится в холод. Что же делать? Как им помочь (ответы).
Воспитатель читает стихотворение Александра Яшина
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, и не страшна,
Будет им зима.
Воспитатель: -«Предлагаю всем подобрать угощение для птиц»
Дидактическая игра «Накорми синичку»
(На столе на блюдцах: сало, хлебные крошки, крупа, конфеты, ягоды рябины, семечки.)
Уберите лишнее.
Воспитатель:-«Приглашаю всех нарисовать синичку!»-«Посмотрите на изображение синицы, как вы думаете с чего начинать рисование?»(ответы).
-«Конечно с туловища! На какую форму похоже туловище синицы?А какого цвета?»(ответы).
-«Верно! А затем, голова! На какую форму похожа голова? Цвет?Не забывайте промыть кисти»(ответы) –«Молодцы! Осталось нарисовать удлинённое, дугообразное крыло, посмотри те внимательно. Получилось?»(ответы)-«Чего же не хватает у наших синичек?»(ответы) «Конечно лапок, рисуем!»
_ «Какие чудесные синички получились!»
Воспитатель: -«А сейчас, мы сами попробуем превратиться в синичек!»
Физкультминутка
В Скачет шустрая синица (Прыжки на месте на 2-х ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте)
Вот присела на минутку, (Сели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево – вправо)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на левой ноге)
Тири-тири (Прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на 2-х ногах)
(Агния Барто)
Воспитатель:- «Еще будем веселиться и играть?»
Подвижная игра «Птицы в гнёздышках».
Дети сидят на стульях. Стулья – это их «гнёзда». (Стульев на один меньше). По сигналу ведущего «Птички, полетели!» все «птицы»летят в центр, приседают, ищут зёрнышки, снова летят, размахивая руками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» дети должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стул, выходит из игры. Далее один стул убирается, пока не останется всего один стул).
Ведущий: -«Как много уже знаете о синичках ребята! будите отгадать загадки?»
Воспитатель читает загадки
1. Угадайте, что за птица.
Скачет по дорожке.
Словно кошки не боится –
Собирает крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикает «Чик-чирик» (Воробей)
2. Как лиса среди зверей.
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)
3. Кто присел на толстый сук
И стучит «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел)
4. Кто летает.
Кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
5. Что за птица мороза не боится,
Хоть снега лежат везде.
У неё птенцы в гнезде? (Клёст)
6. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря)
Ведущий:
Молодцы ребята
Вы все отгадали,
Поэтому для вашего участка
Есть подарок
Очень полезный!
Это кормушка, которую. Изготовили София с мамой
Принимайте,
Синичек в домик приглашайте.
Дети идут с воспитателем в группу оформлять синичкам кормушку с зёрнами, семечками, ягодами.
Фотоотчет по проекту