Ирина Позднякова
Проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №77»
Проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной к школе
группы №3
Подготовила : воспитатель 1 квалификационной категории
Позднякова Ирина Геннадьевна
г. Ярославль, 2021- 2022гг.
Проект в подготовительной к школе группе "Покормите птиц зимой"
Цель проекта :
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Привлечение воспитанников к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения популяций, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Задачи проекта :
-расширить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
-провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
-организовать регулярную подкормку птиц.
-практическое изготовление кормушек;
- сделать анализ и обобщить результат.
Актуальность
Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от голода. Кормушка может спасти жизнь многим из них.
Задача взрослых- воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать факты их жизни, заботиться о них, радоваться от понимания того, что своей помощью, можно спасти птиц в холода от гибели. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения детей с миром природы и для посильной помощи нашим беззащитным пернатым друзьям.
Практическая значимость проекта
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защищать, пробудить в них желание быть добрыми и отзывчивыми, воспитать любовь к природе. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда ощущают результат своей помощи, свой вклад в охрану природы.
Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения.
После завершения проекта дети смогут :
-закрепят умение классифицировать зимующих и перелетных птиц;
-научатся различать птиц по внешнему виду;
-смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;
-у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий. Ожидаемый результат:
-дети, имеющие представление о зимующих птицах; умеющие совместно с родителями изготовить кормушку; знающие каким кормом и как подкармливать птиц; зимой регулярно подкармливающие птиц; умеющие наблюдать, анализировать собственную деятельность и делать выводы.
Участники проекта : дети подготовительной группы №3 «МДОУ Детский сад №77», родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный этап. Срок проведения - декабрь.
- Основной (практический) этап. Срок проведения – январь.
- Заключительный этап. Срок проведения – февраль, март.
План реализации проекта
-Наблюдение за зимующими птицами; фотографирование и рассматривание иллюстрации с изображением жизни птиц в зимнее время.
-Разучивание стихотворений, песен, пословиц о птицах.
-Чтение сказок и рассказов о жизни птиц.
-Составление связанного рассказа по опорным картинкам "Как помочь птицам зимой", самостоятельное создание книжек- малышек о зимующих птицах.
-Проведение выставки кормушек, сделанных своими руками.
-Фотовыставку "Птицы зимой".
-Просмотр документальных видеофильмов о зимующих и перелетных птицах Ярославского края.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос -Как живется птицам зимой?
Проблемные вопросы -Остаются ли птицы зимовать? Чем человек может помочь им?
Развивающие вопросы -Чем птицы питаются, если нет кормушек? Из чего можно сделать кормушку? Как правильно наблюдать за птицами у кормушки? Как зависит внешний вид птицы от способа питания? Почему снегирь и синица зимой прилетают ближе к жилью человека? Какие птицы зимуют в нашей местности?
Методы и приемы:
1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.
Этапы работы:
1. Теоретический
Задачи:
-расширять представления о жизни зимующих птиц в условиях городской местности (о приспособленности, особенностях их поведения и питания)
-обсуждение цели и задач с детьми и родителями
-создать необходимые условия для реализации проекта.
Птицы держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашел корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Когда ночная температура упадет до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. В зимний период помочь им может только человек.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не соленые, сушеные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несоленое свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать черный хлеб.
Вывод: зимующим птицам нужно помогать.
2. Практический. Проведение природоохранной акции:
- экскурсии по экологической тропе;
- изготовление совместно с родителями кормушек; консультации для родителей как сделать кормушку дома; размещение кормушек на территории детского сада;
- уход за кормушками;
- заготовка корма для птиц;
- подкормка и наблюдение за птицами
- тематические выставки (фотовыставка, выставка книг);
- выставка детских работ (рисунки; аппликации; фигурки птиц, сделанных из пластилина, поделки);
Реализация проекта была начата нами в январе. Во время прогулок, наблюдая за птицами, воспитанники детского сада отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть.
Мы решили: птицам надо помогать! Затем мы обратились к родителям, вместе с ними обсудили, как можно помочь птицам.
Совместно с родителями и администрацией д/сада решили организовать работу в проекте «Покормите птиц зимой». В группе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства реализации. Для того чтобы успешно реализовать проект, мы с родителями собрали в группе библиотеку познавательной и художественной литературы. Дети в группе под руководством воспитателя и самостоятельно изучали эту литературу. Дома с родителями ребята изучали информацию в интернете о птицах, населяющий нашу местность, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и воспитанников, способствовала организации природоохранной деятельности. Дети с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи, сказки и рассказы.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми прошли занятия по познавательному развитию «Кто такие птицы?», «Как зимой помочь птицам?», «Где зимуют птицы?», на которых дети расширили свои представления о птицах, об их образе жизни. С детьми организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизируют знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждаем, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке черный хлеб, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.
Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, оформлены дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу" и др. В играх дети систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц. В это время для родителей оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Покормите птиц зимой", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц", чтобы они тоже приняли активное участие в проекте и оказали помощь детям в природоохранной деятельности.
Воспитанники с родителями дома изготовили кормушки из разного материала: В группе организована выставка кормушек. Во время занятий мы с детьми обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. Мы с воспитанниками тщательно изучили территорию детского сада и решили закрепить кормушки на деревьях, а одну кормушку - расположить возле нашего окна, чтобы мы смогли наблюдать за птицами и во время занятий и игр.
Надеюсь, что в ходе реализации проекта появятся активные участники, которые каждый день из дома будут приносить различный корм и кормить птиц. Некоторые воспитанники свои кормушки развесили и возле своих домов, они с родителями подкармливают птиц, наблюдают за их поведением и рассказывали всем, какие птицы прилетали на кормушки.
Заключение
Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширяют и систематизируют свои знания о видах птиц, но и в практической деятельности узнают, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя различный материал. Они также учатся организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и получать удовольствие от результатов своего труда. Так как это становится для них важным, они уже не останавливаются на достигнутом, а определяют перспективы: птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку птиц мы будем продолжать до тех пор, пока не появятся насекомые.