Людмила Рахманова
Проект «Покорми птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
для детей подготовительной к школе группы.
Вид проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Актуальность:
Публикация «Проект „Покорми птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему?
Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты.
Цель проекта : обогащение и систематизация представлений о зимующих птицах.
Задачи проекта : - закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц;
- расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;
- пополнять развивающую среду по теме проекта;
- познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;
- познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и организовывать наблюдение за ними;
- развивать умение самостоятельно ставить перед собой цель деятельности с опорой на вопросы педагога;
- развивать умение проявлять свою инициативу и высказывать свои предположения;
- развивать интерес к родной природе в процессе экологического воспитания и умения отражать это в художественной деятельности;
- развивать детское творчество и активность при рисовании, лепке и аппликации.
Используемая художественная литература, дидактический материал:
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Этапы проведения проекта :
1 этап – подготовительный: (создание благоприятных условий для реализации проекта).
- познакомить родителей с целью и задачами проекта;
- подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек, способах их изготовления и материалах, из которых можно их сделать;
- беседа с детьми о том, что бы они хотели узнать о жизни зимующих птиц и откуда можно взять этот материал;
- подготовка презентации о зимующих птицах, подборка книг и познавательной литературы о них, подборка настольно-печатных игр и изготовление дидактических игр – накопление методических материалов по теме.
2 этап – практический.
- Рассматривание предметных картинок и сюжетных картин с изображением птиц, альбома «Зимующие птицы».
- Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах?», «Как птицы приспособились к зиме?», «Как человек может помочь птицам в холодное время года?»
- Рассказ воспитателя «Интересное - рядом».
- НОД «Жизнь птиц зимой» (познавательное, «Зимующие птицы» (коммуникативное, ФЭМП «Птицы на кормушке» (познавательное, «Зимующие птицы. Снегири и синицы» (художественно-эстетическое)
- Составление описательных рассказов и загадок о птицах.
- Дидактические игры и упражнения: «Кто, как голос подаёт?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чья тень», «4-й лишний», «Разрезные картинки», «Кто, где сидит?», «Найди по контуру» (наложение, «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Один-много», «Кого чем угостить?», «Скажи какая? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Сравни и расскажи», «Назови детёнышей», «Отгадай загадку», «Назови детёнышей», «Что можно, а что – нельзя».
- Чтение художественной литературы: Г. Серебрицкий «Берегите птиц», И. Поленков «Синичкина кладовая», Ю. Никонова «Зимние гости», Пришвин «Кладовая солнца», «Синичкин календарь», А. Барков «Голоса леса», В. Бианки «Лесные домишки», и «Чей нос лучше?», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», просмотр мультфильма «Серая шейка».
- опытно-исследовательская деятельность: наблюдение за поведением птиц во время кормления, повадки птиц, исследование различного оперения (лупы, сходства и различия, ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.
физическая деятельность: подвижные игры «Перелёт птиц», «Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Вороны и воробьи», «Синички и собака», «Найди пару».
- художественно-эстетическая деятельность:
•Пение песни «Воробей», муз. Ветлина.
•Слушание аудиозаписи с голосами птиц.
•Рисование «Синички и снегири», «Сорока на ветке».
•Лепка объёмная «Птицы на кормушке» и плоскостная «Снегирь на ветке рябины».
Коллективная аппликация "Зимующие птицы".
•Художественный труд (оригами) – «Сова».
•Раскрашивание силуэтов птиц.
трудовая деятельность:
•изготовление кормушек из бросового материала (ручной труд);
•изготовление шапочек зимующих птиц;
•кормление птиц (труд в природе).
- игровая деятельность:
•сюжетно-ролевая игра «Птицы в лесу».
•сюжетно-ролевая игра «Юные натуралисты».
- работа с родителями:
•заготовка корма для птиц,
•рекомендации родителям по подбору художественной литературы для чтения детям,
•оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».
3 этап - заключительный:
•викторина «Кто больше знает о птицах?»
•выставка детских работ.
•Развешивание кормушек
Художественно –эстетическое развитие Аппликация
Тема: «Зимующие птицы». «Снегири и синицы»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи: закреплять у детей умение составлять предмет из деталей, аккуратно вырезать части аппликации, учить сравнивать характерные черты строения птиц, воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок о зимующих птицах, загадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.
Материал: картинки птиц (снегирь, синица, цветная бумага, ножницы, клей, салфетка.
Ход НОД
1. Организационный момент. Воспитатель. Обращает внимание на доску, иллюстрация птицы зимой. Какие птицы называются «зимующие»? Они не улетают осенью в теплые края, а остаются у нас и зимой. Назовите этих птиц : сова, сорока, воробей, глубь, ворона. А какие птицы к нам прилетают зимой? Ответы детей (Снегирь, синица).
2. Основная часть Беседа о зимующих птицах (снегирь, синица).Воспитатель показывает изображения птиц, дети называют их. Затем дети называют птицу по описанию. Рассматривание окраски птиц, чем питаются, когда прилетают и т. д.
3. Игра «Сравни» Воспитатель предлагает сравнить птиц.
Воробьи не улетают зимой, а дикие утки - (улетают на юг).
Ворона – зимующая птица, а скворец - (перелетная).
У сороки хвост длинный, а у синички – (короткий).
У снегиря грудка красная, а у синицы - (желтая).
4. Физкультминутка
Вот на ветках посмотри (руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (показывают грудки)
Распустили перышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (шевелят пальчиками)
Головой они вертят, вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят (бегут по кругу, взмахивая руками)
5. Продуктивная деятельность У меня на доске всего две птицы, хотите сделать ещё птиц, чтобы вместе птицам было легче выжить зимой. Воспитатель показывает картинки с изображением снегиря, синицы. Напоминает, чем они отличаются. Грудка у снегиря – красная, а у синицы - желтая.
Дети на столах у вас лежат детали птиц (снегиря, синицы, выберите каждый по своему желанию детали одной птицы и приступайте к работе. Дети выкладывают на картоне детали и поочередно наклеивают на основу.
6. Рефлексия.
Молодцы! Красивые птицы у вас получились!
-Что вам понравилось сегодня?
-Что нового узнали?
-Что было трудным?
7. Выставка детских работ.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
Рисование «Зимующие птицы»
Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования вызвать интерес к изобразительной деятельности.
Задачи:
• Формировать умения использовать нетрадиционное рисование, упражнять детей в рисовании ладошкой, пальчиком (оттиск).
• Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, для создания выразительного образа.
• Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание работать в паре, позитивное отношение к результату своего творчества и творчества других детей.
• Развивать эстетический вкус, творчество в создании художественного образа, воспитывать любовь и заботу к пернатым.
Ход: Сегодня я хочу пригласить вас прогуляться по заснеженному парку - посмотрите, как выглядят деревья в парке. (Иллюстрации).
Прислушайтесь, ребята, что вы слышите (пение птиц).(Запись)
- Ребята, вы конечно знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают от нас на юг.
- а как называются птицы которые остаются на зимовку? (ЗИМУЮЩИЕ)
- ПОЧЕМУ ЭТИ ПТИЦЫ ОСТАЮТСЯ ЗИМОВАТЬ? (не боятся холода)
Хотите узнать какие птицы сегодня пели в нашем парке?
Отгадайте загадку и мы их увидим.
Черно- красный, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
- Как можно узнать снегиря из множества птиц?
Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. Держаться снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно переклиниваются мелодичным свистом.
Послушайте еще одну загадку:
На кормушку к нам зимой
Прилетела птица
С желтой грудкой пуховой- шустрая -(Синица)
- Как можно узнать синицу из многих птиц?
У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
Для синичек мы размещаем кормушки, где они могут полакомиться, семенами подсолнечника, салом. Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку.
А эта птичка, думаю, вам хорошо знакома.
Это серенькая птица
Во дворе людей гнездиться
Серых перышек наряд.
Глазки- бусинки блестят.
Пруг да скок и, - чик, чирик –
Суетлив и не велик.
Крошки сыпь и не жалей
Кто склюет их …. (Воробей.)
- Расскажите про воробья. какой он? Маленький серенький, шустрый.
Воробей очень подвижный по земле не ходит а прыгает сразу двумя ногами.
- Какие это птицы? (Зимующие).
- что общего у этих птиц?
- а чем они отличаются? (слайд со всеми птицами)
- как мы можем позаботиться о птицах? (кормушки)
- Ребята мы с вами нарисовали деревья, давайте поселим на них сегодня зимующих птиц.
- Посмотрите на какое дерево прилетела птица?
- какая птица прилетела на мое дерево?
- как вы думаете как я нарисовала синицу?
- верно я нарисовала ее необычным способом- отпечатком ладони
- покажите какой частью ладони я нарисовала туловище у птицы?
- а хвостик у синички? (дети показывают и гладят ту часть руки про которую говорят- массаж руки)
- как я нарисовала голову у синички?
- правильно голову и все детали я уже нарисовала кистью
- хотите научиться таким необычным способом нарисовать птицу?
- сегодня поможет мне …Саша
Я кисточкой и красной краской намажу ему ладонь, пальцы руки намажу черной краской, все это надо делать очень быстро, чтобы краска не успела высохнуть.
- Саша, сделай отпечаток руки, где отпечаток большого пальца там мы нарисуем голову- кисточкой.
- что еще нужно дорисовать?
- на какое дерево вы хотите пригласить зимующую птицу?
Вы сегодня будете продолжать рисовать на одном листе и каждый пригласит на дерево свою птицу.
В ходе занятия детям, которые затрудняются в выполнениеи задания, показать приемы на своем листе.
- напомнить что нужно пользоваться влажной салфеткой, чтобы протереть руку после краски.
- по мере того ак дети заканчивают рисовать, рисунки выставляются на стенд.
Анализ
- посмотрите у нас получился свой заснеженный парк с замечательными птицами.
- какие деревья есть в нашем парке?
- выберите снегиря который вам больше всего понравился
- правильно ли передана окраска снегиря
- что делает снегирь?
- а у кого получилась самая яркая синица?
- желтое брюшко
Воробья – подружка.
А какой воробей получился самым шустрым и непоседливым?
Как вы думаете почему у нас сегодня получились особенно красивые большиие и яркие рисунки? (рисовали вдвоем)
Как мы сегодня по особенному научились рисовать птиц?
- хотите, что бы и на ваших деревьях поселились птицы?
- проходите за мольберты и подумайте какая птица прилетит на ваше дерево.
И я предлагаю вам нарисовать птицу необычным способом, с помощью своей ладошки. Представьте свою ладонь в виде птицы, хвостом которой будут являться пальцы, а большой палец станет шеей для нашей птицы на которой мы и нарисуем голову. Какую птичку вы сегодня нарисуете придумайте сами. Сначала расположите руку без краски на листе, посмотрите где будет сидеть ваша птица, а затем раскрасьте свою ладонь в цвета той птицы которую хотите и сделайте отпечаток на листе. Ладонь это будет грудка птицы, а пальцы это хвостик птички. После того как вы сделаете отпечаток ладони руку нужно будет протереть влажной салфеткой. Кисточкой дорисуем голову и мелкие детали : клюв глаз, лапки
Давайте попробуем на моем дереве поселить синичку (ребенок выполняет действия, показывая другим).
А теперь проходите за столы и поселите каждый на своем дереве ту птичку которую захочет.
Пальчиковая гимнастика
Я по дереву стучу, (Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.)
Все равно он будет мой.
Если останется время можно предложить детям дорисовать угощение для птиц (ягоды рябины, или кормушку)
Рефлексия
Молодцы! Какие удивительные рисунки получились! Как праздничные фонарики светятся в ветвях снегири, синицы и воробушки. Какое угощение для своих птиц вы нарисовали. Расскажите, каким способом вы рисовали картину? (дети рассказывают, делятся впечатлениями).
Картотека пословиц и поговорок о птицах
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Всякая ворона свой зябок набивает.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поет.
Всякая птица своим клювом сыта.
У каждой пташки — свои замашки.
Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
Вороненку гнездо — родимая хата.
Немного синица ест, пьет, да весело живет.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
Соловей берет пением, а человек — умением.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.
· Клесты выводят птенцов зимой.
· У синицы желтая грудка.
· У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?
· У сороки длинный черный хвост.
· У свиристеля на голове хохолок.
· Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало?
· Ворона питается остатками пищи.
· Клесты любят семена шишек.
Дидактическая игра «Кто прилетел» (узнай по описанию)
Цель: Упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о зимующих птицах, изображённых на картинках. Развивать воображение, речь. Воспитывать внимание, наблюдательность.
Ход игры: Ведущий (взрослый или ребенок, стоя лицом к игрокам, берёт одну из карточек, составляет описательную загадку о птице, изображённой на картинке, не показывая и не называя ее. Играющие называют варианты отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому игроку, который правильно назовёт птицу. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше всего карточек.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.
Ход игры: Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему.
Дидактическая игра «Будь внимателен!»
Цель: обобщение информации о зимующих птицах (внешний облик, место обитания, питание, забота о потомстве, характерные особенности и т. д.)
Ход игры:
Каждому ребенку раздается карточка с изображением девяти зимующих птиц края и фишки.
Педагог поясняет, что к каждой зимующей птице можно подобрать слова, которые помогут рассказать о ней. Дети внимательно слушают слово-описание зимующей птицы и фишками закрывают ту или иную птицу. Потом поясняют свой выбор. При правильном и аргументированном ответе можно поощрить ребенка фишкой.
Шпаргалка для педагогов:
Словарь: маленький, бойкий, лесной, серая, летающая, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, городской, прыгающий, неунывающая, болотная, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, хищная, белоснежный, белобока, длинноногая, маленькая, проворная, ныряет, охотится, зимующая, водоплавающая птица.
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма : семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.
Правила поведения возле кормушек.
Громко не кричать,
не сорить,
не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,
жестяные банки и коробочки.
Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.