Лучший педагог года

Проект «Почему осенью листья меняют цвет и опадают»

Татьяна Семенченко
Проект «Почему осенью листья меняют цвет и опадают»
▼ Скачать + Заказать документы

Республиканский конкурс исследовательских

работ и творческих проектов детей

«Мои первые шаги в науку»

Наименование номинации: «В царстве растений»

Тема конкурсной работы: «Растения в естественной среде»

«Почему осенью листья меняют цвет и опадают

Выполнил:

Хамматов Никита Станиславович,

МДОУ №21 «Черёмушки»

старшая группа

Руководитель:

Семенченко Татьяна Анатольевна,

воспитатель МДОУ № 21 «Черёмушки»

Публикация «Проект „Почему осенью листья меняют цвет и опадают“» размещена в разделах

города Торез

2019 год

Здравствуйте! Меня зовут Хамматов Никита. Мне 5 лет. Я хожу в старшую группу детского сада № 21 «Черёмушки» города Тореза. Тема нашего проекта «Почему осенью листья меняют цвет и опадают. Мой руководитель Семенченко Татьяна Анатольевна.

Однажды мы с мамой пошли в парк. Там было очень красиво – деревья поменяли свой привычный зелёный наряд на красный, бурый, жёлтый, бордовый. Жёлтые кленовые листья в лучах солнышка казались золотыми, от них в парке становилось ещё светлее и солнечнее. Каштаны сбрасывали свои необыкновенно красивые плоды, в воздухе витал аромат свежести и осени. Мне было приятно бродить по парку – под ногами тихо шелестела листва, легкий ветерок подхватывал листочки с деревьев и кружил их в своем потоке. Стоять под разноцветным листопадом было приятно и весело, но мне вдруг стало немного грустно. Я вспомнил стихотворение А. К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.», которое нам недавно читала Татьяна Анатольевна:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Я люблю осень, но не могу понять, почему такие красивые летом деревья становятся голыми и беззащитными перед зимними морозами? Почему опадает листва? Я поделился своими переживаниями с мамой.

Мама сказала, что так устроены деревья и природа прощается с нами до весны, но можно собрать все эти осенние подарки – листья и каштаны, и сделать из них красивую поделку, которая всю зиму будет напоминать нам об этом чудесном времени.

Мы с мамой собрали из листьев красивый букет, а дома аккуратно положили его сохнуть между страничек большой книги. Мама сказала, что через время получится замечательный гербарий.

Весь вечер я думал… Почему опадают листья? Стояли бы круглую зиму, радовали нас своей яркой красотой. Ан нет! Листья начинают опадать нам под ноги, предвещая смену сезона. Почему? Почему природа так поступает с деревьями? Как холодно, страшно и грустно им, наверное, зимой? Свои вопросы я задал в детском саду своей воспитательнице – Татьяне Анатольевне. Может она мне все объяснит, ведь наша группа не зря называется «Радуга», она экологической направленности. Вместе с Татьяной Анатольевной мы разгадали много загадок природы. Может и эта будет нам по силам?

Татьяна Анатольевна посоветовала для начала открыть энциклопедию и посмотреть, какие есть картинки и что там пишут об этом загадочном явлении природы. Она сказала, что в большой иллюстрированной энциклопедии школьника есть ответы на все вопросы. Вместе с воспитателем и ребятами мы занялись поиском ответа на мой вопрос. Я узнал, что листья деревьев вырабатывают сок, который называется живицей или сахарозой. Этот сок питает само дерево и участвует в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла. Поступая во все части растения, она питает его и даёт силы для роста. Зачем вообще нужен хлорофилл? С его помощью растение поглощает углекислый газ и на свету превращает его вместе с водой в глюкозу, а потом и её во все питательные вещества, необходимые растению.

С помощью кусочка белой ткани мы с Татьяной Анатольевной провели опыт под названием «Почему лист зелёный (Приложение №1). Взяли листочек и вложили его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Затем деревянным кубиком сильно постучали по листочку сквозь ткань. Что мы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна! Это зеленое вещество из листочка и есть хлорофилл, оно окрашивает его в зеленый цвет. Татьяна Анатольевна объяснила, что, когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист приобретает другую окраску: становится желтым, коричневым или красным.

А что еще, кроме хлорофилла, влияет на зеленую окраску листьев? (Приложение №2) Вместе с воспитателем мы провели опыт: взяли зелёный листик и одну его часть заклеили чёрной бумагой. Поставили листик в стакан с водой и оставили на неделю в хорошо освещенном месте. Лист под бумагой пожелтел – это означает, что свет имеет значение! Хлорофилл без света распадается быстрее.

Также мы узнали, как кислород влияет на окраску листьев (Приложение №3). Для этого зеленый листик опустили в воду наполовину. Поставили стакан в темное место на 5 дней. Часть листа, находившаяся в воде, осталась зеленой, значит, хлорофилл разрушается медленнее при недостатке кислорода, поскольку в воде его гораздо меньше, чем в воздухе.

С помощью лупы мы изучили строение листа. Рассмотрели сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрели жилки – тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Верхняя поверхность листа вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Край листа называется «кромка». Рассмотрели кромку листа, верхушку. Я узнал, что на месте крепления черешка листочка образуется специальный пробковый слой, который закрывает приток питательных веществ от дерева. Листья с каждым днём всё слабее держатся и постепенно опадают, ведь осенью день становится короче, температура воздуха понижается, солнце греет уже слабее и отдает меньше энергии. И растения начинают готовиться к зиме. Все питательные вещества из листиков постепенно переходят в корень дерева. Это помогает пережить дереву зиму и весной дать рост молодым листочкам. Также в листьях со временем накапливаются вредные вещества. И растению необходимо их сбросить. Как и при смене окраски, покидают дерево они не все сразу. Какой-то задержится подольше, развеваясь на ветру, некоторые падают в числе первых, выстилая золотые дорожки. Считается, что листопад является важной частью жизненного цикла дерева, это условие продолжения жизни дерева, необходимый для того, чтобы с приходом весны мы вновь смогли радоваться молодым зелёным листочкам.

Наконец я узнал, почему листья меняют свой цвет (Приложение №4). После того, как питательные вещества окончательно переходят в корень дерева, образование хлорофилла прекращается и начинается процесс появления пигментов других цветов : желтый ксантофилл, оранжевый каротин, красный антоцианин. Окраска зависит от того, какого пигмента в листике больше. Татьяна Анатольевна показала это нам наглядно: мы нарисовали на листе бумаги контур листика. Раскрасили листик в желтый, оранжевый и красный цвета, ведь эти пигменты в листике присутствуют всегда. Зеленый пластилин размазали по нарисованному листику. Когда наступает осень, растение не образует больше частички зеленого цвета, и постепенно старые разрушаются. Соскребли пластилин с помощью стека. Вот и получился листик, который поменял цвет.

«Почему осенние листья разноцветные (Приложение №5) Этот опыт мне понравился больше всего!

У каждого дерева и кустарника свой набор разноцветных частичек – пигментов. Ещё яркость зависит от погодных условий. Если погода солнечная, теплая, то листики будут ярких цветов. Если пасмурная, холодная и дождливая, то листики будут тусклыми, коричневыми. С помощью ножниц мы мелко-мелко нарезали зеленые листочки. После Татьяна Анатольевна растерла их блендером до тех пор, пока не появился сок. Переложили получившуюся кашицу в банку и подписали её. Проделали те же действия с листиками других цветов. Налили пару капель медицинского спирта в каждую банку. Подождали сутки. Нарезали фильтр небольшими полосками и вставили один его конец в банку. Подождали 1,5 часа и увидели, как пигменты впитались в фильтр. Пигменты разных цветов впитывались в фильтр с разной скоростью. Поэтому если вы возьмете листик, окрашенный в разные цвета, то увидите, что на фильтре они расслоятся. Я не мог оторвать глаз от разноцветных рисунков, которые образовались на фильтрах. Это настоящее чудо! И сделали его мы сами!

Когда мы проделали следующий опыт, я понял, что будет, если дерево не сбросит свои листики (Приложение №6). Мы взяли обычную вату и смочили её водой (она выполняла роль снега). Сначала положили ее на веточку без листика и увидели, что она просто скатывается вниз. А потом положили вату на веточку с листиками. И увидели, что она очень сильно нагнулась от тяжести. Татьяна Анатольевна объяснила, что если бы не было листопада осенью, то снег бы налипал на веточку и листики гораздо больше, и тем самым мог бы их сломать.

А почему же тогда хвоя остается зеленой? Ведь не все листья осенью меняют наряд на золотой : хвойные и другие вечнозеленые растения остаются ярко-зеленого цвета. Секрет в том, что пожелтение и опадение листьев – это подготовка дерева к суровой зиме. Но ели не боятся зимы: тонкие иголки спокойно переносят холода. В них меньше воды, внутри вязкий смолистый сок, а сверху – восковая пленка, которая их защищает. Татьяна Анатольевна рассказала о том, что хвойные деревья тоже замедляют свой рост зимой, им хватает питательных веществ для своих листьев, и поэтому они не собираются желтеть и опадать. Хлорофилл не покидает иголки, и красавица-ель остается зимой и летом одним цветом. Интересно, что хвоя тоже опадает, но не так, как обычные листья : дерево осыпается постепенно, круглый год, и иголки постоянно заменяются новыми. Поэтому здоровая ель всегда кажется пышной. Если же хвойное дерево пожелтело и иголку опали, это может значить, что оно болеет или сохнет, потому что ему мало воды. Вот так мы с Татьяной Анатольевной нашли ответы на мои вопросы.

В ходе исследования я узнал много полезного и интересного о листочках. Осенью в листьях происходят удивительные превращения!

Таким образом, разрешив задачи моего исследования, я достиг своей цели. Я узнал, что зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Изучив литературу по теме, я узнал, что листопад – это естественное опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой к зиме. Вместе с Татьяной Анатольевной мы выяснили, что листопад нужен деревьям в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

Проведя опыты вместе с друзьями, я узнал, что изменение окраски листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла, есть в листе. Также мы выяснили, что яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими.

И наконец, подводя итоги своего исследования, я подошел к ответу на свой главный вопрос и выяснил, что деревья и кустарники сбрасывают листву чтобы выжить в зимний период. Вот почему природа так поступает с деревьями!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия, главный редактор А. М. Прохоров; Москва; Издательство «советская энциклопедия».1973;

2. В. Бианки «Лесная газета»; Мир искателя, 2001;

3. Детская энциклопедия «Мир леса»; Москва «Махаон», 2006;

4. Твоя первая энциклопедия «Жизнь леса»; Москва «Махаон» ,2004;

5. Интернет-ресурсы.

Приложение №1

«Почему лист зелёный

Приложение №2

«Свет влияет на окраску листьев»

Приложение №3

«Кислород влияет на окраску листьев»

Приложение №4

«Лепка «Осенний листок»

Приложение №5

«Почему осенние листья разноцветные»

Приложение №6

«Что будет, если деревья не сбросят листву»

«Как красив мой город осенью»

Публикации по теме:

Конспект ООД по пластилинографии «Золотые листья у березки осенью» во второй младшей группеКонспект ООД по пластилинографии «Золотые листья у березки осенью» во второй младшей группе Цель: создание осенней березки в технике пластилинографии детьми младшего дошкольного возраста. Задачи: Формировать у детей экологические.

Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Задачи: Образовательные: • исследовать строение листа.

Мастер-класс по коллективной изобразительной деятельности «Берёзки осенью меняют свой привычный цвет» в старшей группеМастер-класс по коллективной изобразительной деятельности «Берёзки осенью меняют свой привычный цвет» в старшей группе Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию мастер - класс по созданию коллективного панно " Берёзки осенью меняют свой привычный цвет. ".

Опыт-эксперимент «Почему желтеют листья?»Опыт-эксперимент «Почему желтеют листья?» Цели: - формировать у детей познавательный интерес к окружающей нас природе, желание узнавать, экспериментировать; - подвести детей.

Педагогический проект «Красный цвет вокруг нас»Педагогический проект «Красный цвет вокруг нас» Педагогический проект " Красный цвет вокруг нас". Проект разработала : Лоянич С. Е Участники: дети 2-3 лет, воспитатели и родители. По.

Презентация «Почему деревья сбрасывают листву осенью» Слайд 1 Почему деревья сбрасывают листву осенью? Слайд 2 Смогут ли деревья перезимовать, не сбрасывая листву? Слайд 3 Человек меняет.

Проект недели психологии «Цвет настроения разный»Проект недели психологии «Цвет настроения разный» Проект «Неделя психологии» При работе педагогом-психологом в ЧДОУ «детский сад «Золушка» я использую новые и интересные формы взаимодействия.

Проект «Почему корабли не тонут»Проект «Почему корабли не тонут» Ещё один краткосрочный проект в нашей группе «Почему корабли не тонут». Во время беседы с детьми о видах транспорта, кто-то из детей задал.

Проект «Почему лук горький, но полезный?»Проект «Почему лук горький, но полезный?» В нашей группе по инициативе детей, которые удивились полезным свойствам лука, и задались вопросом – почему лук горький, но полезный, был.

Проект «Свет и цвет»Проект «Свет и цвет» Паспорт проекта. Тема проекта: «Свет и цвет» Срок реализации 2-16.11. Тип проекта Экспериментально - исследовательский, творческий Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Почему осенью листья меняют цвет и опадают»
Опубликовано: 5 марта 2023 в 19:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Почему осенью листья меняют цвет и опадают»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Семенченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД