Тамара Плюк
Проект для детей 4–5 лет «Почему наша улица так названа»
▼ Скачать + Заказать документы
Плюк Тамара Гаврильевна
Воспитатель высшей категории УПД
Поисково – познавательная творческая игра
в содружестве со взрослыми.
Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Почему наша улица так названа“» размещена в разделах
Первая квалификация проектов была проведена еще в начале XX века Коллингсом. Ученый рассматривал три группы учебных проектов. «Проекты игр» - это детские занятия, цель которых – участие в групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и так далее). «Экскурсионные проекты», для целесообразного изучения проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые дети получали удовольствия от рассказа в разнообразной форме – устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.
В настоящее время в литературе можно встретить массу классификации учебных проектов по различным основаниям. Как правило, каждый автор имеет свое представление о проектной деятельности и ее роли в образовательном процессе. Мы остановились на работах Л. В. Михайловой – Свирской. «Под тематическим образовательным проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослыми совершают увлекательную поисково - познавательную творческую работу эта работа основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей и не рассматривается как простое участие под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр»
Актуальность проекта
Можно сравнивать обширную семью названий улиц и площадей, бульваров и скверов в старинных русских городах с большой книгой, старинной и в то же время вполне современной, загадочной и одновременно очень доступной. В ней окажутся тысячи страниц, потому что так много внутри городских названий намечено на картах наших городов. В Москве их – более 3600, в Якутске – менее 300. Прохаживаясь, прогуливаясь или пробегая по улицам и переулкам, пользуясь картами, схемами городов России, мы часто просто как бы пролистываем эти страницы, особенно не задерживая на них своего внимания,- так же нередко мы делаем это и с обычной книгой. Нам просто некогда или незачем задумываться над тем, почему, когда и как появились такие привычные и дорогие сердцу наименования… а ведь каждое название – это застывшая история. Название – «визитная карточка» улицы. Но каждое название – это и своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло, от древнейших времен до современности. Их можно назвать зеркалом истории или своеобразными окнами в далекое и недавнее прошлое. Но как сделать, чтобы зеркало не стало кривым, чтобы окна в прошлое не покрылись пылью забвения, чтобы они не помутнели.
Категория участников: дети старшей группы
Возраст: 4-5 лет
Типология проекта : поисково –исследовательский, творческий, групповой;
Цель проекта : развитие инициативных, активных детей посредством проектной деятельностью.
Задачи участников проекта (детей) :
Научиться свободно высказывать свое мнение, выдвигать свои идеи;
Быть инициативными, выбирать самим своих партнеров, планировать свои действия;
Привлечь своих родных, родителей, бабушек, дедушек к участию в проекте, попросить помочь в нахождении информации о «улице», об озере Ильмень, историю боя на озере Ильмень в годы ВОВ;
Реализовать свои интересы, потребности в в знаниях, общении, в игре –самостоятельно;
Задачи воспитателя, главного координатора:
Глубоко изучить историю улицы Ильменской, якутских стрелков, трагичного сражения на озере Ильмень 23 февраля 1943 г;
Во всех этапах проекта поддерживать инициативу детей;
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы развивать творческое воображение и фантазию детей;
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом;
Задачи родителей:
Активно участвовать в проекте, тактично выслушивать доводы ребенка;
Проявить свою фантазию, творчество при оформлении буклетов, совместно с ребенком красочно оформить книжку раскладушку по заданной теме;
Сшить костюмы к итоговому мероприятию
Вместе с детьми оформить буклеты по истории битвы, «Якутяне в годы ВОВ», «С С Васильев Поэма ОБ Ильмене»
Собрать материал для создания мини – музея «Незабываемый Ильмень»
Сходить с детьми краеведческий музей, литературный музей
Выбор темы проекта
Отправной точкой для начала в нашем случае стала Даша Наумова. Утром, провожая взглядом маму, смотрела в окно. «смотри, мама идет по улице Ильменской. Моя мама рассказала, что это Ильменская улица, мой дом стоит на ильменской». «А моя Макаренко», «А моя Винокурова». «Моя Лонгинова». «А почему у всех разные?» - спросил Аслан. «Ну чтоб люди не запутались наверно» Вова. «но дорога же одна едешь, едешь, потом сворачиваешь, все равно же дорога, какая разница». «А почему Ильменская?», «Где кончается? Где начинается?»
На утреннем совете я принесла фотографии улиц города. Беседа о других улицах города. Вчера, Аслан, Вова, Даша говорили о улицах. У них возник вопрос. «Почему наша улица названа Ильменской?».
-это наверно фамилия героя. (Юлия)
-это в честь печенья. (коля)
-нет, я знаю эта улица названа в честь героев на озере (Тимофей)
-а что там было? (Настя)
А вы хотите узнать, что было на озере Ильмень? Какие действия?
(все ответы записываем на схеме)
• Подобрать книги, журналы, иллюстрации с изображением озера Ильмень; (Аслан)
• Спросить у родителей о сражении на Ильмене;(Юлия)
• Вместе с родителями сходить на мемориал павшим героям «Журавли над Ильменем»(Тимофей)
• Сходить вместе с родителями в кинотеатр посмотреть фильм «Журавли над Ильменем» (Саша)
• подобрать стихи песни о ВОВ (Вова)
• подготовить средства для измерения
• спросить у мамы (Диана)
Все ответы были зафиксированы воспитателем на листе ватмана в виде таблицы и что у нас получилось:
Что будем делать Выполнили Примечание
Создание мини-музея «незабываемый Ильмень»
• История трагического боя на озере Ильмень в литературных произведениях –подборка книг писателей
• Буклеты «С. С. Васильев Поэма «Журавли над Ильменем»
• Буклет «воспоминания участников сражения 23 февраля 1943
• Альбом «фоторепортажи поисково – исследовательской группы
• Рисунки детей по теме
• Альбом «история создания сквера памяти «Журавли над Ильменем»
• «История улицы Ильменской»
• Историческая лента Саха фильма «Журавли над Ильменем»
• Макет улицы Ильменской
• Макет памятника памяти героям
• Репродукция картин о сражении
• Набор для интервью у прохожих
• Набор для рисования
• Записные книжки исследователей
• Фотоаппарат
• Костюмы солдат ВОВ для участников праздника «Салют, Побед!»
Экскурсии:
1. Краеведческий музей им Е. Ярославского г. Якутск
2. Литературный музей им. П. А. Ойунского
3. Мемориал памяти «Журавли над Ильменем»
День Памяти «Мы помним! Гордимся! Благодарим!»
Итоговое
-чтение поэмы «Журавли над Ильменем»
-танцевальная сюита «Журавли памяти»
-викторина
Семья Петровых (Муза) +
Андреева Света с мамой +
Карпенко Матвей
+
Воспитатель
+
25 шт +
Петров Аслан с мамой +
Стародубцева Настя +
Фонд группы +
Винокурова Айгылана +
Петров Аслан+
Всей группой +++
Вместе с родителями
Вместе с родителями+ Музей находится в групповой комнате
Выступление перед старшей группой
Выступление перед старшей группой
Выступление перед старшей группой
Брали интервью
Экспозиция С. С. Васильев «Воин, поэт,
Примечание: за ходом следила экспертная группа и отмечала о
В ходе проекта дети выдвигали идеи, выносили критические замечания:
- я спросил у дяди он не знает историю улицы (Настя)
- иногда на вопросы не отвечают
- мы не поехали в музей и т. д.
-папа занят
И мы решили проверить, а прохожие знают историю своей улицы или нет.
Мини группой вышли на улицу и стали брать интервью.
Вопросник для детей «Юный журналист изучает историю улицы».
1. Как называется эта улица?
2. Почему она так названа?
3. Чем знаменита эта улица?
4. Знаете ли вы историю улицы?
5. Какой вы хотите видеть улицу в будущем?
Многие знают название улицы, а вот историю своей улицы знает только 35%
После этого возникла дополнительное направление проекта.
Поставила перед детьми проблему «Как помочь узнать историю улицы?»
- пригласим в детский сад и расскажем, покажем свой музей (Вова)
-мама мне говорила чужим дяденькам в детский сад нельзя (Даша)
- нарисуем газету и повесим (Муза)
- а куда повесим? (Айгылана)
- мы же ходили магазин и брали интервью. Там повесим (Аслан)
- а я видела, когда мы гуляли по городу нам давали маленькие листочки, мама напечатает про историю улицы, и мы раздадим (Вова)
Рассмотрев все варианты решили нарисовать газету и раздать листочки.
История возникновения новых улиц.
Как рождаются улицы, кто их создает? Кто строит новые дома? А можем ли мы построить свою улицу?
После знакомства с профессией архитектор, мы тоже решили поиграть в архитекторов. Мы сперва будем строить макеты у себя в детском саду.
Из чего мы будем создавать свои дома?
-нарисуем на листочке (Лиза)
-слепим из пластилина (Кирилл)
- из больших коробок, я видел возле магазина. Он рядышком. (Аслан)
Решили остановится на варианте Аслана. Попросили коробки и принесли в садик. Разделились на группы по желанию детей. 1 группа –вырезают окна из цветной бумаги, 2 группа – рисует расписные окна (технику сами выбирают, 3 группа – самая ответственная клеить крышки коробки (скотчем, клеем как хотят, что получатся). Дорогу сделали из черного полит элитного пакета для бочки, зебру из пластыря для окон. Красиво поставили дома. А как назовем новую нашу улицу. Дети выдвинули «российское» (Вова, «Советское» (Даша)она сама живет на такой улице, «Якутское» (Аслан) и защищали свою идею - почему именно это название. Вставим на голосование. Побеждает большинством голосов название «Российское».
Итоговой сбор (рефлексия)
Этот этап очень нравится детям. Они получают удовольствие от того, что они создали. Они и лицом, и походкой становятся светлее, от них искорки.
И их удовлетворение зависит прямую от воспитателя насколько она тонко поддержит положительную самооценку детей при анализе своей продукции.
Заключение
Совместное планирование –план, ориентированный на ребенка, -позволяет говорить о целенаправленном развитии каждого дошкольника как равного партнера совместной деятельности, об активизации инициативы и творческих способностей, о возможности получения детьми широкого круга представлений по выбранной теме без назидания и давления со стороны взрослых, об обеспечении каждому ребенку права выбора вида деятельности и формы познания.
Список литературы
1. Евдокимова Е. С. технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова. - М. Сфера,2006
2. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ Волгоград : Учитель, 2014
3. Пяткова Л. П, Стальбовская О. А., Ушакова С. В. Волгоград: Учитель,2013
4. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013
5. Исакова Н. В. развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
6. Дыбина О. В. творим, изменяем, преобразуем. – М. : ТЦ Сфера 2002
7. Вераксы Н. Е, Комарова Т. С., Васильева М. А. – примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до года. -М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2014
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75 «Ивушка» городского округа «г. Якутск»»
Формирование патриотических чувств посредством изучения истории улицы.
(поисково – исследовательская деятельность)
Воспитатель МБДОУ №75
«Ивушка»
Плюк Тамара Гаврильевна