Татьяна Барадавка
Проект «Почему идет дождь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
- познавательно -исследовательский;
- ребенок и природа;
- внутри одной возрастной группы;
- групповой;
- краткосрочный(1 неделя).
Направление работы:
- социальное развитие,
- речевое развитие;
- художественно –эстетическое развитие.
Участники проекта:
- воспитанники группы,
- родители воспитанников,
- воспитатель.
Актуальность проекта:
Для стимулирования детской активности в процессе познания окружающего мира, существенную роль играет опытно – экспериментальная деятельность, которая вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, любознательность. По результатам бесед с детьми было выявлено, что им интересно узнать о таком природном явлении как дождь. Так возникла идея данного проекта.
Проблема проекта: как вода образуется на небе и можно ли сделать дождь самостоятельно?
Цель проекта: опытно – экспериментальным путем выяснить причины возникновения дождя.
Задачи :
- создать условия для знакомства детей с таким явлением, как круговорот воды в природе;
- развивать умение устанавливать связи между процессами, происходящими в неживой природе, и делать обобщения
- привлечь родителей детей к активному участию в исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта дети усвояли такие понятия как «испарение», «конденсация», «круговорот воды в природе»; сформируется устойчивый интерес к наблюдению за различными явлениями природы; укрепятся детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности.
План реализации:
Подготовительный этап.
Обсуждение и планирование работы по проекту с участниками.
Подбор методической, энциклопедической, художественной литературы, видео и фотоматериалов.
Посещение детской библиотеки.
Создание развивающей среды: подготовка необходимого оборудования для проведения экспериментов и опытов.
Разработка рекомендаций для родителей для совместной деятельности с детьми.
Основной этап.
Познавательное развитие: беседы «Дождь – это хорошо или плохо?», «Когда бывает дождь?», «Чем можно заняться в дождливую погоду?». Просмотр обучающего мультфильма «Откуда берется дождь», мультфильмов «Грибной дождик», «Дождь».
Исследовательская деятельность: опыт № 1. «Что такое испарение?» Понаблюдать за паром, когда кипит вода в кастрюле или в чайнике, когда мама разливает по чашкам горячий чай. Вывод: при нагревании вода превращается в пар, который поднимается вверх.
Опыт № 2. «Откуда берется вода». В емкость налить горячей воды, накрыть крышкой. Сверху на крышку положить лед. Через некоторое время лед убрать и рассмотреть внутреннюю сторону крышки. На ней появились капельки воды. Значит, процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара, этот процесс называется конденсацией.
Опыт № 3. Понаблюдать, почему после принятия душа на зеркале появляются капли. Вывод: происходит конденсация – теплый пар соприкасается с холодным зеркалом.
Опыт№ 4. «Делаем дождь сами». Взять кусочек ваты, опустить его в блюдце с водой. Когда вата полностью намокнет, осторожно приподнять ее над блюдцем, из ваты начнут капать капли, как из настоящей тучки.
Опыт № 5. «Как идет дождь». Емкость наполнить водой примерно на 2/3. Поверх воды выдавить пену для бритья. На пену накапать пипеткой окрашенную воду. Понаблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако пены и продолжит свое путешествие на дно емкости.
Речевое развитие: дидактическая игра «Нарисуй дождь словами»; чтение художественной литературы: Ирис Ревю «Капризный дождь», стихи Б. Заходера «Дождик», С. Маршак «Дождь», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», З. Александрова «Дождик»; разучивание потешек, закличек о дожде, загадывание загадок, пословицы, приметы о дожде.
Заключительный этап.
Презентация проекта в подготовительной группе.
Приложение.
БЕСЕДА «Дождик»
Ребята, стоит жаркая летняя пора. На лугах расцвели ромашки, колокольчики, в огородах созревают овощи, в садах наливаются сладким соком сливы, груши, яблоки.
Как вы думаете, чего они ждут? Отгадайте загадку.
Огород наш навести,
В нем немного погости.
Лук, морковку, сельдерей
Как из леечки полей! (Дождь.)
Леса и поля, луга и сады с нетерпением ждут дождя! Откуда же в небе появились капли дождя?
Это происходит так. Вода испаряется с поверхности рек, озер, прудов, морей, океанов, с зеленых листьев, поверхности почвы. Вода превращается в водяной пар. Он легкий, невидимый. Водяной пар всегда есть в воздухе! Если его много – воздух становится влажным, если мало сухим. Пар поднимается вверх и попадает в более холодные слои воздуха. Здесь его частицы снова превращаются в капельки воды. Собравшись, они раздуют облака, а когда капелек собирается очень много, они делаются крупнее, тяжелее и выпадают на землю дождем.
Вспомните и расскажите, какие бывают дожди? Летние, весенние, осенние, а порой и со снегом дожди выпадают зимой. Летние дожди обычно теплые, иногда грозовые (сверкает молния, гремит гром). Очень сильный дождь называется ливнем. Ливневые дожди шумные, они падают на землю сверкающей отвесной стеной и сопровождаются сильными порывами ветра.
Слышали ли вы о грибных дождях? Почему их так называют? Так называют дождики, моросящие сквозь солнце. После грибных дождиков очень быстро растут грибы. Еще дожди бывают короткие, быстрые! Их называют кратковременные. А бывают дожди долгие, затяжные, они могут идти несколько часов кряду, а порой и несколько дней. А еще бывает дождь мелкий, моросящий, косой и прямой.
Физкультминутка "Дождик"
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь - всегда веселый.
Он как друг хороший всем (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево - право)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий - синий.
В лужах "зайчики" блестят. (Руки вверх, "фонарики")
Вопросы детям.
1. Как возникают дожди?
2. Почему дожди льют из дождевых туч?
3. Какие виды дождей бывают в природе?
4. Какая польза от дождя весной, летом, осенью?
БЕСЕДА «Дождик – хороший или плохой?»
Программное содержание:
• Развитие познавательной активности детей средствами ТРИЗ-технологии
• Развитие ориентировки во времени, умения находить и решать противоречия через игру «хорошо – плохо», высказывать и отстаивать свою точку зрения
• Формирование представления о том, что, изменив точку зрения, можно даже в совершенно привычной ситуации увидеть нечто необычное
• Воспитание чувства сопереживания сказочным персонажам
Оборудование: карусель (обруч с цветными лентами, простые карандаши, 1 / 2 альбомного листа, рисунки про дождь
Посмотрите, дети, какая красивая карусель! Хотите покататься? Беритесь левой рукой за ленточку и вставайте друг за другом. Готовы? Поехали!
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом…
Тише, тише, не шумите
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
Понравилось? А теперь поменяйте руку, и в другом направлении поехали! (играем еще раз)
Вот какая веселая карусель! Долго мы катались на карусели? Ребята, а как вы думаете, две минуты – это много или мало? А давайте проверим. Я вам предлагаю нарисовать за две минуты дом. Проходите за столы, возьмите карандаш, сядьте поудобнее. Готовы? Начали! (дети графически выполняют работу)
Покажите, что у вас получилось? (дети поднимают листочки с рисунком)
Молодцы! Итак, за две минуты вы все нарисовали дом для человека. Вот ровно столько же мы катались на карусели. Посмотрите на свои рисунки. Подумайте, только ли человек живет в доме, в квартире? (кошки, собаки, птицы, рыбы, насекомые)
Только ли для человека строят дома? (для животных – фермы, для птиц –птичники)
Не всегда место жительства животных называется домом. Поиграем: я называю животное, вы – его дом.
Ворона – гнездо
Медведь – берлога
Мышь – норка
Белка – дупло
Лиса – нора
Итак, домом можно назвать то, где кто-то, что-то находится. Яйцо – это дом для кого? (для цыпленка)
Играем : я называю предмет, вы – для кого или для чего он является домом.
Гараж – машина
Холодильник – продукты
Шляпа – голова
Кастрюля – суп
Шкаф – одежда
Ваза – цветы
Молодцы! Очень интересная игра у нас получилась.
А сейчас мы попытаемся представить себя на месте других и посмотреть на окружающий мир их глазами. Слышите.
Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе…
Представьте себя на месте этой киски. Подумайте, из-за чего она может плакать? (ответы детей). Оказывается:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Еще поиграем?
В траве цыпленок
Встретил мак,
А после долго думал так…
Представьте, что вы все цыплята на лугу. О чем бы вы подумали, встретив мак? (детские версии). А мой цыпленок подумал:
Наверно это петушок
Посеял алый гребешок.
Оказывается, очень интересно оказаться на месте «бедной» киски и маленьких цыплят.
Но что это? (физминутка)
Кап – капля первая упала,
И вторая побежала.
Что случилось?
Дождь пошел
Это плохо или хорошо?
От дождя убежим
И под зонтик спрячемся.
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап-кап запели.
Намочились лица,
Мы их вытирали.
Туфли посмотрите – мокрыми стали.
Мы по лужам не пойдем, мы все лужи обойдем.
Попрыгаем по кочкам,
Сядем под кусточком.
Дождь закончился – ура!
Веселится детвора.
Бегает и кружится
Не смотря на лужицы.
Но, друзья мои, пора
Нам садиться на места.
Садитесь поудобнее, я вам расскажу интересную сказку про дождик.
Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал на земле его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!». Спустился дождик на землю и увидел зернышко. Полил его дождь и выросло дерево. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказало дерево. Запрыгал дождик от радости по кустам и … облил птичку. Заплакала птичка : «Плохой дождик, намочил все мои перья, мне теперь никак не взлететь, лиса меня поймает!». Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему обрадовалась лягушка; «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем – болото совсем пересохло!». Припустил дождик что было силы и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым!». Испугался дождик, хотел на тучку спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик, полей подольше и посильней – мне надо кораблики в лужах пускать!». Снова припустил дождик. А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой?»
А вы, ребята, как думаете? (высказывания детей)
А какие чувства у вас вызывает намокшая птичка, девочка? (ответы). А что бы вы посоветовали девочке? (детские предложения)
Дождик льется, снег идет,
Утром солнышко встает.
Мы гадаем, охаем,
Хорошо ли плохо ли?
Никогда не огорчайтесь по пустякам, всегда можно найти в любом явлении что-то и хорошее. Если бы вы не пришли сегодня в детский сад мне не с кем было бы так интересно общаться, играть. А вы не смогли бы увидеться со своими друзьями, не узнали бы что-то новое.
Катя, что тебе запомнилось? Сережа, а тебе что показалось интересным?
Ребята, попробуйте дома сами придумать интересную, необычную историю про дождик, нарисуйте рисунки и мы обязательно послушаем ваши истории.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА УЛИЦЕ ДОЖДЬ?
Дождь – это враг № 1. Но дождь – внешний противник, и он сможет победить вас, лишь если вы позволите ему объединиться с внутренним врагом – растерянностью.
Во время дождя можно многому научиться. Ни один другой отрезок не сравниться с дождевым по плотности дел и занятий, а значит и по яркости и разнообразию впечатлений. Нужно только уметь чередовать нагрузку, вовремя менять помещения и постоянно заботиться о материальном обеспечении.
«Что возьмем с собой в поход»
Участники делятся на 2 команды и быстро по очереди называют то, что возьмем с собой в поход. Повторять названные вещи нельзя.
Аналогично проводятся игры «Что лежит у бабушки в сундуке?», «Во что одет наш вожатый?» и т. д.
«Отыщи свою обувь»
Играющие становятся в круг. Снимают с ноги (левой или правой) ботинок, тапочек, туфель. Затем надевают на глаза повязки (колпаки, несколько раз поворачиваются вокруг «оси». В это время обувь перемешивается в общей куче. По команде ведущего игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою, становятся на место, одевают обувь и только тогда снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все это сделал быстро и правильно.
«Боб – Доб»
Все усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают монетку или другой мелкий предмет. Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: «Бобчинский, Добчинский руки на стол!». Все должны немедленно положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе итот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т. д.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.
«Телеграмма»
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящий. Он должен «перехватить» телеграмму, т. е. Увидеть, кто пожимает руки. Если он это замечает, то встает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до получателя, он говорит: «Получил» и сам отправляет телеграмму кому-то.
Нельзя отправлять телеграмму рядом стоящему. Если водящий никак не может перехватить послание, его лучше поменять.
«Самый рассеянный»
Организатор показывает участникам игры какой-либо предмет, например, карандаш, и просит всех выйти на минутку из комнаты.
Оставшись один, организатор кладет карандаш в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить карандаш на перекладину, связывающую ножки стола, на карниз и т. п.
Когда участники игры по зову ведущего возвратятся в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить карандаш. Увидев его, играющий сейчас же садится, заранее тихо на ухо сообщив организатору о находке.
Самый рассеянный – последний, может выполнить какое-либо шуточное поручение.
«Себе – соседу»
Играющие стоят в кругу, их руки вытянуты. В центре водящий. Одна рука неподвижна, другой играющие передают монетку в любую сторону по кругу, кладя ее на ладонь соседа. Но все одновременно делают характерное движение другой рукой, имитируя или не имитируя передачу монеты, со словами «себе – соседу».
«Да и нет, не говорите»
В игре участвуют 5-30 человек. Ведущий говорит:
Вам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный с белым не берите,
Да и нет не говорите.
Затем ведущий начинает беседу с одним из участников, задавая коварные вопросы, например:
• Вы, конечно, знаете, какого цвета трава? (по правилам нельзя отвечать «да», иначе придется отдать ведущему фант – платок, значок, ботинок и т. д.)
• Знаю, - отвечает находчивый игрок и радуется что «не попался». Но ведущий задает все новые вопросы:
• А какого цвета небо? Какого цвета снег?
• Небо голубое. Снег белый. Ой, я ошибся. Про снег надо было сказать: такого цвета как мел.
Тому, кто неправильно ответил на вопрос, приходится отдавать фант. Ведущий беседует со всеми игроками, стараясь «подловить». Если ему удалось собрать несколько фантов, участники игры начинают их разыгрывать. Если ведущий не получил ни одного фанта, то ведущим становится кто-то другой. Нельзя подсказывать отвечающему. Часто договариваются не смеяться при любых вопросах и ответах. Засмеявшийся отдает фант.
«Крест-параллель»
Это игра-загадка. Вожатый говорит, что есть четыре положения: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Нужно сказать соседу по очереди одно такое положение, догадываясь об их значении. Ведущий же будет говорить верно или не верно было сказано. Игра идет по кругу. Можно ее закончить, как только круг замыкается, можно играть до разгадки.
Разгадка: крест обозначает скрещение ноги у сидящего человека или нога на ногу, а параллель – рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно сказать то положение, которое обозначило бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены, а у соседа – нога на ногу, я говорю ему: крест – крест.
"Три предмета"
Всем предлагается назвать 3 предмета из окружающей обстановки, которые нравятся больше всего. После того как все назовут, ведущий говорит, что теперь нужно поцеловать эти предметы! Можно называть и всех товарищей.
«Коленочки»
Играющие стоят вплотную. Левая рука каждого лежит на правой коленке одного соседа, а правая – на левой коленке другого. Если круг не замкнут, то крайние кладут одну руку себе на колено. В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью по колену, не нарушая последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или просто поднял руку, он «ошибавшуюся руку» убирает. В итоге остаются один или несколько победителей. Для повышения интереса нужно в процессе игры держать высокий темп, а в конце – иметь призы, что, впрочем, необязательно.
«Жадина»
Участникам игры дают очень большое яблоко. Участники по очереди передают, откусывают и передают соседу. Тот, кто съедает последний – жадина. Если одного яблока не хватает на всех, то необходимо достать второе. Тогда у вас будет много жадин.
Игры в помещении (со словами, за столом)
"Найди место"
В ряд ставят стулья, сиденьями поочередно в разные стороны. Водящий берет длинную палку и начинает обходить сидящих на стульях. Если около кого-то он стукнет палкой об пол, этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так водящий ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, и вот за ним следует целая свита. Водящий начинает удаляться от стульев, ходит кругами, змейкой; остальные повторяют все за ним. Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит по полу. Это сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли свои места. А это теперь не так-то просто, поскольку стулья смотрят в разные стороны. Сам водящий старается занять место одним из первых. Теперь водит тот, кому не досталось места.
«Я никогда не…»
Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т. д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
«Тутти-фрутти»
Все садятся в круг на стулья и рассчитываются на первый-третий. Первые номера будут, например, яблоки, вторые – бананы, третьи апельсины. В центре находится водящий, который начинает рассказ о себе и как только в своем рассказе упоминает одно из названных фруктов, то эти игроки должны быстро поменяться местами. Если водящий говорит: «Тутти-фрутти» – то местами меняются все играющие.
"Снежный ком"
Первый человек называет свое имя, второй повторяет имя первого и называет свое, третий повторяет имя первого, второго и говорит свое. Можно провести игру и в таком порядке: имя + прилагательное на ту же букву; имя + существительное; имя + глагол; имя + движение.
«Кто быстрей»
Отряд делится на 2 команды. Между командами помощники держат ширму (например, покрывало). По одному человеку от команды подходят к ширме и приседают, они не должны видеть друг друга. По команде ведущего ширма опускаются и игроки, сидящие около нее, должны назвать имена друг друга. Побеждает тот, кто называет быстрее. Проигравший переходит в команду соперников. И т. д.
«Перебежчики»
Участники сидят в кругу на стульях (лишних стульев не должно быть). Водящий находится в центре круга и называет предметы, которые есть у участников, например: у кого светлая обувь. Те участники, у кого светлая обувь, меняются между собой местами. Задача водящего - занять свободное место. Кто из перебежчиков не успел занять место, становится водящим.
«Зоопарк»
Участники сидят в кругу. Каждый называет себя любым животным (названия животных не повторяются). Самое главное - запомнить, какие животные есть в зоопарке. Один водящий выходит в круг. Один стул остается пустым. Тот участник, который сидит по левую сторону от пустого стула, ударяет правой рукой по стулу и называет любого животного. Тот участник, который выбрал себя этого животного, садится на этот стул. Освобождается другой стул. Все повторяется. Задача ведущего - пока не «забито» место и не названо животное, сесть на пустой стул. Если стул «забит» и животное названо, ведущий не имеет право садиться на этот стул.
«Зоопарк-2»
Ребята встают в круг, каждый из играющих берет себе какое-нибудь животное и придумывает один жест, который подходил бы этому животному, например:
Птица - разведенные в сторону руки
Цапля - поднятая одна нога
Кошка-поглаживание себя по щеке
Суслик - руки, прижатые к груди, с опущенными кистями и т. д.
Потом один играющий показывает свой жест и жест другого, второй должен увидеть это и показать свой жест и жест другого игрока и т. д. Тот, кто замялся или задумался - выходит из игры, игра продолжается дальше.
«Не собьюсь!»
Руководитель, обращаясь к ребятам, спрашивает: «Кто умеет считать до 30? Оказывается все. Тогда пусть кто-нибудь подойдет ко мне», - говорит он. Желающему предлагается такое задание: считать до 30, но вместо чисел, в которые входит цифра 3 и которые делятся на 3, говорить «не собьюсь». Счет, следовательно, ведется так: один, два, «не собьюсь», семь, восемь, «не собьюсь» и т. д. редко кому удается таким путем, ни разу не сбиваясь, досчитать до 30.
Конспект по экспериментальной деятельности.
Тема «Откуда берется дождь»
Цель: ознакомление детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя.
Задачи:
1. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое. Познакомить с процессом конденсации.
2. Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарений от условий.
3. Развивать познавательные способности: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, строить предположения, предлагать способы их проверки, находить причины и следствия тех или иных событий.
4. Развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
5. Воспитывать аккуратность, знать правила поведения при проведении опытов.
Предварительная работа: провести экспериментальную деятельность по теме «Узнаем, какая вода»
Оборудование: банка стеклянная, крышка стеклянная сухая, горячая вода и лед.
Ход эксперимента:
- Ребята, послушайте такое стихотворение:
«Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане, водопроводном кране
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда
Без воды нам не умыться, не наестся, не напиться
Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!»
- Ребята, что вы знаете о свойствах воды?
(вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, не имеет форму)
- Во что вода может превратиться?
(может превратиться в пар, лед)
- От чего это зависит?
(если мы нагреем воду, она испарится, а если поставим в холод, она замерзает)
- Правильно, вода превращается в другое состояние в зависимости от температуры.
- Ребята, а где можно увидеть воду на улице?
(ответы детей: в речке, озере, в фонтане, в луже и т. д.)
- Откуда же вода в луже?
(шел дождь, и вода осталась в луже)
- Ребята, а как вы думаете, почему идет дождь?
(дети предлагают свои варианты ответов)
- Давайте мы сейчас с вами и попробуем увидеть, как образуется дождь.
- Перед проведением эксперимента вспомним правила поведения во время опыта:
• Внимательно посмотри и послушай.
• Будь осторожен с горячей водой
• Не мешай соседу во время работы
(дети проговаривают)
- А теперь, давайте рассмотрим, что у нас на столе. Дети называют предметы: банка стеклянная, крышка стеклянная сухая, горячая вода и лед.
- Наливаем в банку горячую воду, закрываем банку сухой крышкой и наблюдать, что происходит.
- Поднимается пар, и мы его видим в банке. Какой он?
(Белый, похожий на туман)
- Сверху крышки кладем лед и снова наблюдаем.
- Кто хочет рассказать, что же происходит?
(мы видим капельки воды на крышке, и они начинаю течь по стенкам банки, как капельки дождя по стеклу)
- Ребята мы свами увидели, как получается дождь, давайте сделаем вывод:
Из горячей воды идет пар, поднимается вверх, там встречается с холодом и пар превращается в капельки воды и падает вниз, течет по стенкам банки.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.