Жанна Стригунова
Проект по этическому развитию «Хочу, могу, умею»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков – это называется этикетом. Этикет является актуальной темой в наше время.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях
как спросить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, знакомиться, как общаться с детьми и т. д.)
Дети, поступившие в детский сад, не обладают необходимыми навыками поведения, общения или делают ошибки в результате незнания правил поведения.
Публикация «Проект по этическому развитию „Хочу, могу, умею“» размещена в разделах
Следует показать детям пример нормальных человеческих, отношений, дать им знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся,
и контролировать, как ведёт себя ребёнок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызывало недоумение у окружающих.
В проекте подобраны и разработаны игры и беседы под условным названием «Уроки вежливости», которые могли бы стать начальным этапом в формировании этических представлений у детей.
Основной приём «Уроков вежливости», проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке.
Уроки вежливости» учат детей анализировать свои поступки и поступки сверстников, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных тренировках в быту, постоянно повторяющиеся вежливые поступки, превращаются в полезные привычки.
Цели: Формирование и коррекция этических представлений : воспитание культурного поведения, гуманных чувств и положительных взаимоотношений.
Задачи:
Знакомство с правилами этикета; формировать и корректировать навыки культурного поведения в современной жизни.
Формировать и корректировать у детей навыки чуткого, внимательного и доброжелательного отношения к окружающим.
Учить детей использовать в речи «волшебные» слова.
Учить детей видеть хорошие качества своих близких и окружающих их людей.
Учить выполнять правила поведения.
Воспитывать и укреплять обще учебные учения и навыки, способствовать к волевому усилию.
Продолжать формировать и корректировать навыки общения друг с другом.
Проект по этическому воспитанию «Хочу, могу, умею» предназначен для работы с детьми разного возраста.
Материал может использоваться на коллективных занятиях, в работе по подгруппам, так же применяться на индивидуальных занятиях с детьми.
В проект включены разделы, которые дают детям представления о различных формах общения между людьми. Учат детей на основе полученных знаний строить свое поведение в общении друг с другом.
Проект направлен на формирование навыков и представлений об этикете, а также акцентирует внимание на воспитание культуры поведение у детей в повседневной жизни.
Весь материал распределён на три основных раздела
Этическое воспитание
1. Фантазия характеров
2. Культура общения
3. Умение владеть собой
Культура общения
Темы занятий: «Вежливые слова»; «Что такое этикет?»; Игра – драматизация «Вежливое слово» по стихотворению З. Мошковской. С чего начинается утро или слово «здравствуйте»; Телефон и мы.
Умение владеть собой
Темы занятий: «Будь внимателен»; Упражнение «Я хочу»; «Не хочу быть плохим»; Тест, «Какой я?».
Фантазия характеров
В раздел входит занятия, на которых дети учатся понимать, что можно и что нельзя делать; определять и сравнивать основные черты характера людей; на основе полученных знаний строить свое поведение в общении друг с другом.
Темы занятий: «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Давай никогда не сорится»; Беседа «О справедливости»; «Спеши делать добро»; Беседа - практикум «Честность».
Основные занятия по проекту можно проводить два раза в неделю, в первой половине дня, продолжительностью в соответствии возрасту детей, где применяется следующие формы, методы и средства:
беседа;
чтение художественной литературы;
стихотворение;
анкетирование;
дидактические игры;
упражнения творческого характера;
викторина;
загадки, кроссворды;
Анализ проблемных ситуаций.
В результате использования данного проекта ежедневно к концу года у детей с формировано представление об этикете, закреплены все навыки этикета и они самостоятельно умеют :
использовать в речи «волшебные» слова;
приветствовать старших и сверстников;
умение обращаться к сверстникам по имени, к старшим по имени и отчеству;
Знать и соблюдать правила игры;
уметь справедливо разрешать возникшие споры и конфликты;
Иметь представление о там, как вести себя в общественных местах;
Владеть культурой поведения за столом.
Работа по данной проблеме требует большое количество времени для изготовления дидактического материала, наглядных пособий и самостоятельного поиска специальной литературы.
Данный проект представляет собой разносторонний, практический, психолого – педагогический опыт для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 7 лет со сверстниками и взрослыми, который состоит:
в становлении у детей позитивного отношения к воспринимаемым социальным явлениям, навыков поведения, соответствующих той иной жизненной ситуации;
адаптации выбранных методов к условия детского сада;
оптимальном подборе методов и средств работы по данной теме;
умении использовать опыт педагогов – новаторов в своей работе.
Данные подходы помогают создать условия для сбалансированного функционирования процессов накопления информации, её систематизации и практического применения.
Список литературы
1. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников: метод, пособие для воспитателей / О. Ю. Безгина. М. : Мозаика-синтез, 2005 ( Домодедово: ДНК). - 34, 2. с. - (Библиотека воспитателя). - ISBN 586775-253-4.
2. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с. - ISBN 5 -7797 — 0012 — 5.
3. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Курочкина. М. : Академия,2001. 252 с. - ISBN 5-7695-0807-8.
4. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: литературный и музыкально-игровой материал: учеб. -метод. пособ. / С. О. Николаева. М. : ВЛАДОС, 2000. - 79 с. - ISBN 5-691-00261-
5. Николаев Н. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе / Н. Николаев, П. Петров. М. : Цитадель: Триада, 1999. - 224 с. -ISBN 5-86344-091-0.
6. Вакса О. Уроки вежливости: этикет для детей / О. Вакса, С. Потапов. -М. : АСТ-ПРЕСС, 2001. 143 с. - ISBN 5-7805-0783-Х.
7. И. В. Дубровина «Мы живем среди людей». Кодекс поведения М. Политиздат 1989г. 383с.
8. Л. Е. Белоусова «Удивительные истории», М., 2004.
9. О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. Программа «Азбука общения: развитие. (для детей от 3до 6 лет) Детство – Пресс., Санкт-Петербург, 2002 г.. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.