Оксана Вихарева
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Летние приключения Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экспериментально - исследовательской деятельности
"Летние приключения Почемучки"
Подготовила: воспитатель
Вихарева Оксана Вячеславовна
Вид проекта: познавательно – игровой.
Срок реализации: среднесрочный (май - август 2020г.)
Состав участников: воспитатель, дети старшей группы и их родители.
Актуальность
Публикация «Проект по экспериментально-исследовательской деятельности „Летние приключения Почемучки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проблема
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми является экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.
В реальной же действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Цель проекта
Расширять знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи проекта
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
• Знакомить с различными свойствами веществ.
• Развивать представления о некоторых факторах среды, об основных физических явлениях.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
• Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач.
• Воспитывать любознательность, активность.
• Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
Для реализации проекта используются следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
1. С детьми:
• опыты, эксперименты
• экспериментирование на прогулке
• индивидуальная работа с детьми
• самостоятельная экспериментальная деятельность
• дидактические игры
• подвижные игры
• труд в природе и в уголке природы
• чтение художественной литературы
• беседы
• просмотр презентаций, мультфильмов.
2. С родителями:
• Консультация
• Буклеты, памятки
• Беседы
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Этапы реализации проекта
1. Организационно – диагностический этап (май 2020г.)
• Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
• Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.
• Организация предметно – развивающей среды
• Оформление консультативного материала для родителей
2. Практический этап (июнь - 1-2 недели августа)
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями в форме игры-путешествия по стране Удивляндии с маленьким Почемучкой.
3. Заключительный этап (3-4 недели августа)
Создание лэпбука по экспериментированию совместно с детьми, оформление результатов проекта в виде презентации и фотооотчета.
Литература
1. Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»; 4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
5 .Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с. 7. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
Приложение
Перспективное планирование работы с детьми и родителями
«Экспериментирование с песком - Песочный город»
1. Движение песка Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка.
2. Ветер и песок Цель: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком
3. Чей след Цель: Формировать умение оставлять следы на песке, выяснить, на каком песке это лучше делать – сухом или мокром
Другие виды деятельности:
- Постройки из песка на участке
- «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)
Работа с родителями:
- Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников»
- Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию"
«Экспериментирование с воздухом - станция Воздушная»
1. Почему кораблики не плывут Цель: Обнаружить воздух, образовать ветер
2. Вдох – выдох Цель: Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
3. Муха – цокотуха Цель: Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.
4. Пузырьки-спасатели Цель: Выявить, что воздух легче воды и имеет силу
Другие виды деятельности:
- Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме
- Ручной труд «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)
- «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)
- Рисование мыльными пузырями
Работа с родителями:
- Придумать с родителями сказку «О воздухе»
- Консультация «Соблюдение правил безопасности
«Экспериментирование с водой - Подводная деревня»
1. Разноцветная вода Цель: Знакомить детей с водой, с тем, что она бывает чистая, прозрачная, но ее можно сделать цветной, непрозрачной
2. Рыбалка Цель: Закрепить знания о свойствах воды
3. Предметы впитывают воду Цель: Формирование представления о свойствах предметов впитывать воду
4. Сказка о камешке Цель: На примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми
Другие виды деятельности:
- «Волшебная вода» («Красочные брызги»)
- «Путешествие капельки» (рисование по-мокрому).
Работа с родителями:
- Консультация для родителей по экспериментированию с водой, предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома
"Экспериментирование со светом - город Солнышка"
1. Солнечный зайчик Цель: Познакомить с естественным источником света - солнцем
2. Что-то в коробке Цель: Познакомить со значением света и его источниками
3. Радуга Цель: Показать, что свет состоит из разных цветов
Другие виды деятельности:
- Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей», «Что такое загар»
- Пускание солнечных зайчиков
- Создание калейдоскопа
Работа с родителями:
- Буклет «Экспериментируем дома», познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми
- Создание альбома: «Наши открытия»
«Экспериментирование с объектами живой природы - лес Приключений»
1. Как дышат растения Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании
2. Для чего корешки Цель: Уточнить функцию корней растения
3. Свет и тень Цель: Уточнить необходимость света для роста растений
Другие виды деятельности:
- «Чудо-дерево» (оттиск корой)
- Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста
- Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы)
Работа с родителями:
- Памятка: «Береги лес!»
- Фотовыставка: «Как мы экспериментируем