Виктория Лесун
Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Природа — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа - наш дом»
Информационная карта проекта
Введение:
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла для каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для всех нас.
Планета Земля такая красивая, токая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах одним из видов познавательной деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Так М. А. Шаргаев считает, что «Необходимо начинать экологическое воспитание и обучение человека с его утробного развития. Детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».
Публикация «Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе „Природа — наш дом“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Благодаря научным исследованиям дошкольного воспитания Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, Т. И. Поповой, Н. А. Кондратьевой, О. А. Соломенниковой и др. мы имеем возможность воспитывать, экологическую культуру детей начиная, с раннего возраста. Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет.
Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития ребенка в целом, готовности его к школе. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления будет разработан и использован как комплекс форм, средств, приемов, способствующих формированию экологического представления на эмоционально-чувственной основе. Ребенок будет вовлечен в элементарную поисковую деятельность, в ходе которой формируется интерес к приобретению знания о природе и ее явлениях.
Паспорт проекта :
Название проекта : - «Природа - наш дом»
Автор проекта : Лесун В. М
Продолжительность проекта : 26.10.2020-06.11.2020г
Вид проекта : познавательный-информационный, групповой
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители воспитанников
Возраст детей: 3 – 4 года
Актуальность проекта :
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой, проводя время за планшетами и телевизором. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности.
Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.
Постановка проблемы:
Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы. Именно в возрасте 3-4 лет у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например, что происходит в природе? Зачем нужны деревья? Откуда появляются насекомые? Для чего нужна вода? В целях формирования у детей представлений, одна из основных задач, стоящих перед педагогами детского сада и родителями в ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе и познания окружающего мира.
Цель проекта :
Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы
Задачи:
Для детей:
1. Развивать интерес к познавательно исследовательской деятельности, желание познать новое в мире природы;
2. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;
4. Активизировать речь и обогащать словарь детей;
5. Развивать эмоциональную отзывчивость;
6. Развивать логическое мышление, кругозор.
Для родителей:
1. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу
сохранять природу, и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
2. Обогащать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
3. Информирование родителей по вопросам привлечение для культурного поведения в природе родного края;
Для педагогов:
1. Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;
2. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природном мире;
3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
4. воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природному миру.
5. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Формирование потребности развивать познавательный интерес к миру природы;
2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности желание познать новое;
3. Формирование понимания ценности отношение к природному миру
Для родителей:
1. Повышение компетентности сохранять природу, и при необходимости оказывать ей помощь.
2. Участие в воспитательно – образовательном процессе.
3. Педагогическая и методическая помощь
Для педагогов:
1. обогащать знания и впечатления о природном мире;
2. Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
3. Укрепление социального партнерства с семьями воспитанников.
4. Обогащение предметно – развивающей среды группы.
Продукты проектной деятельности :
Для детей:
• Оформление проектной папки.
• Участие в создании проектной работы.
• Фотовыставка исследовательской деятельности
Для родителей:
• Создание проектной работы.
• Организация фотовыставки исследовательской деятельности детей
• Обогащение педагогического опыта по экологическому воспитанию.
• Презентация проекта.
Этапы проекта :
Этап Вид деятельности
Подготовительный
(октябрь 2020) Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
Основной
(октябрь2020– ноябрь2020) Работа с детьми
Создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры.
Проведение тематических занятий, совместная работа с детьми.
Привлечение внимания детей к воспитанию экологической культуры.
Подбор материалов для реализации проекта.
Создание условий для реализации проекта (технических, дидактических, наглядных, ИКТ.
Понедельник
Первая половина дня
Беседа «Наш дом –природа».
Пальчиковая гимнастика «Листопад»
ООД. «Берегите природу!».
Подвижная игра «Воробьи зимой»
Прогулка. Наблюдение. Что на нашей территории?
Вторая половина дня
Загадывание загадок о растениях, животных, насекомых.
Вторник
Просмотр иллюстраций по теме.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Раскраски по теме
Среда
Воспитатели групп
Беседа «Влияние человека на природу».
Пальчиковая игра «Репка»
ООД «Грибная полянка»
Рассматривание иллюстраций «Дикие животные»
Дидактическая игра «Собери грибы в лукошко»
Наблюдение за деревьями.
Вторая половина дня
Чтение стихов о И. Пивоварова «Осенний клад» А. К. Плещеев «Осень наступила»;
Подвижная игра «Лягушки в кадушке»
Четверг
Воспитатели групп
Беседа «Чем мы дышим?»
Пальчиковая игра «Бабочки»
ООД «Свойства воздуха».
Сюжетно-ролевая игра «Ежиха»
Просмотр иллюстраций по теме.
Дыхательная гимнастика.
Наблюдение за птицами
Вторая половина дня
Чтение худ. Литературы.
Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса».
Лото «Кто спрятался?»
Подвижная игра «Земля, вода, воздух»
Пятница
Воспитатели групп
Беседа «Растения и животные нашего края».
Пальчиковая игра «Насекомые»
ООД «Осенние листочки»
Сюжетно ролевая игра «Пикник»
Наблюдения: за листопадом.
Вторая половина дня
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Чтение В. Бианки «Лис и мышонок».
Понедельник
Рассматривание иллюстраций.
Лото «Растения и животные»
Рисование «Град»
Вторник
Воспитатели групп
Беседа «Растения осенью».
Пальчиковая игра «Капуста»
Дидактическая игра «Фрукты и ягоды»
ООД «Свойства воды».
Подвижная игра «Птицелов».
Загадки о природных явлениях.
Наблюдение за ветром, облаками, дождём, рассматривание деревьев цветов на клумбах.
Труд в природе. Посадка деревьев.
Вторая половина дня
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Беседа о сезонных явлениях
Чтение стихов И. Могилевская «Дождик», Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое…»,
Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных.
Среда
Воспитатели групп, муз. работник.
Развлечение «По дороге в лес»
Четверг
Воспитатели групп
Беседа «Растения осенью».
Пальчиковая игра «Капуста»
Пятница
Дидактическая игра «Фрукты и ягоды»
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Загадки о природных явлениях.
Наблюдение за ветром, облаками, дождём, рассматривание деревьев Работа с родителями
Проведение бесед и анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников»
Привлечение внимания родителей к воспитанию экологической культуры. Советы, консультации.
Подбор материалов для реализации проекта
Совместное творчество родителей с детьми из природного материала;
– участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д. ;
– использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания;
– выпуск плакатов, папок-передвижек.
Заключительный
(ноябрь 2020) Анализ результатов проектной деятельности.
Фотовыставка мероприятий.
Выставка работ «Экологическое воспитание дошкольников»
Презентация на родительском собрании по реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Информационные стенды для родителей.
2. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
3. Экологический уголок.
4. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений картотека дидактических игр и т. д.
5. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и. т. д.
Риски и пути преодоления рисков:
Основным риском проекта является недостаточное информирование родителей о формах и способах экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
Проведение просветительской, практической и агитационной работы по воспитанию в семье экспериментальной деятельности с объектами неживой природы помогут значительно снизить риски проекта.
Выводы:
Проект «Природа - наш дом»
реализовал поставленные задачи. Родители поняли важность поставленной проблемы и пришли к выводу, что в итоге совместной работы по экспериментальной деятельности с объектами неживой природы снизилось недостаточное информирование детей в группе, и семье повысился уровень знаний детей, появилась потребность в ведении экспериментальной деятельности с объектами неживой природы детского сада.
Литература:
1. О. А. Соломеннникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. Изд-во «Мозаика-синтез», 2015г.
2. С. Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог» в младшей группе детского сада. Изд-во «Мозаика-синтез», 2016г
3. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2010г.
4. О. А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М. : ООО «Издательство Скрипторий», 2010г.
5. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. Издательство «Мозаика-Синтез», 2010
6. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Изд-во «Цветной мир», 2015г.
7. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. Изд-во «Мозаика-синтез», 2015г.
8. Интернет-ресурсы.