Арина Иванова
Проект по экологическому воспитанию «Дружим с природой» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию в на тему : «Дружим с природой»
Актуальность.
Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данной работой необходимо обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
Цель.
Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.
Задачи.
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- учить видеть красоту природы;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;
- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
Формы и методы работы:
- занятия;
- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
- чтение художественной литературы;
- театрализованная деятельность и праздники;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
- игры;
- разные формы бесед;
- работа с календарем природы, журналом опытов;
- создание семейного альбома «Мой любимый уголок»;
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- взаимодействие с семьей;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
- тематические выставки.
Направление работы:
- развитие речи;
- развитие логического мышления;
- развитие коммуникативных качеств у детей;
- обобщение представлений о природе;
- пробуждение воображения и фантазии;
- пробуждение интереса к природе.
Целевая аудитория
дошкольники.
Период выполнения проекта
– долгосрочный.
Ожидаемый результат:
- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- освоение знаний об экологии родного края;
- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;
- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.
Планирование проекта
Содержание работы над проектом по этапам
1-й этап – подготовительный
1. Составление плана по реализации проекта. Сентябрь. Воспитатель
2. Создание и оформление экологической тропы. Сентябрь - октябрь. Воспитатель, дети.
3. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке, альбом «Опыты», фольклорный материал «Явления природы», «Экологические стихии». Сентябрь-октябрь. Воспитатель, родители.
4. Подобрка запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Сентябрь. Воспитатель.
5. Создание альбома «Правила поведения в природе». Сентябрь. Воспитатель, родители.
6. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. Сентябрь-октябрь. Воспитатель, родители, дети.
9. Подборка художественной литературы для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Сентябрь. Воспитатель.
2-й этап – деятельный
Беседы:
1. «Унылая пора!» - закреплять представление детей о золотом периоде осени. 27 сентября. Воспитатель, дети.
2. «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. 5 октября. Воспитатель, дети.
3. «Растение -это живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. 14 ноября. Воспитатель, дети.
4. «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. 12 декабря. Воспитатель, дети.
5. «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. 30 января. Воспитатель, дети.
6. «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром. 8 февраля. Воспитатель, дети.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. «Наша земля» - формировать первоначальные представления о творении мира, познакомить с историей появления глобуса. 21 сентября. Воспитатель, дети.
2. «Растения –это легкие Земли» - представление о значении растений. 28 сентября. Воспитатель, дети.
3. «Свойства воздуха» - закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. 6 октября. Воспитатель, дети.
4. «Путешествие в осенний лес» - обобщать знания детей об осени. 30 октября. Воспитатель, дети.
5. «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды. 23 ноября. Воспитатель, дети.
6. «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу. 11 декабря. Воспитатель, дети.
8. «Покормим птиц зимой» - формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. 29 января. Воспитатель, дети.
9. «Земля- это наш общий дом» - показать Землю как общий дом для всех людей и всех живущих существ. 12 февраля. Воспитатель, дети.
Творческие работы:
1. Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. 18 сентября. Воспитатель, дети.
2. Аппликация «Волшебные листочки» - учить составлять узор из сухих листьев. 2 октября. Воспитатель, дети.
3. Рисование «У природы нет плохой погоды» - учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. 18 октября. Воспитатель, дети.
4. Рисование «Веточка ели» - совершенствовать технику рисования с натуры. 15 ноября. Воспитатель, дети.
5. Рисование «Снежинки» - учить детей рисовать узор на бумаге. 5 февраля. Воспитатель, дети.
Наблюдения по плану. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.
Игры по желанию детей, в свободное от занятий время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.
Работа с родителями
1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.
2. Оформление родительских уголков на экологические темы :
- «Значение природы в жизни людей»
- «Как прививать детям любовь к природе?»
- «Влияние окружающей природы на развитие детей»
3-й этап – заключительный
2. Оформление альбома «Мой любимый уголок». 1-15 февраля. Воспитатель, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
У детей:
1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.
8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.
9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.
11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.
13. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
14. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
15. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
16. Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
17. Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
- все живые организмы имеют равное право на жизнь;
- в природе все взаимосвязано;
- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
18. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
19. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
20. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
У родителей:
- повысился уровень экологического сознания;
- сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.