Ирина Герасева
Проект по экологическому воспитанию «Береги природу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Актуальность:
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Береги природу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.
Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.
Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.
Задачи:
1. Систематизировать знания об окружающем мире.
2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
3. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
4. Расширять представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях.
5. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
6. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
7. Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
8. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
желание беречь природу.
Ожидаемые результаты:
- проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;
- эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;
- у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
- бережное отношение к природе.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный
• подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
• пополнить развивающую среду;
• подбор художественной литературы по теме;
• подбор энциклопедий, карт;
• разработка плана реализации проекта;
• составление картотек загадок, стихов, поговорок
Второй этап - основной.
1. Беседы познавательные с детьми:
«Животные нашего леса», «Птицы нашего края», «Живая, неживая природа», «Наши зеленые друзья», «Комнатные растения», «Поведения человека в лесу», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как уберечь природу», «Как позаботиться о водоемах нашего края», «Учимся беречь природу»», «Красная книга – сигнал опасности».
2. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке;
3. Целевая экскурсия в «Эколого-биологический центр»: знакомство с животными.
4. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского;
5. Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях.
6. Чтение рассказов:
В. Бианки «Как муравьишки спешили домой», Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», А. Дайнеко «Вот на Земле огромный дом», В. Бианки «Синичкин календарь», И. Крылов «Кукушка и петух», Б. Житков «Сад», «Что я видел», Г. Серебрицкий «Берегите птиц».
7. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес…» Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер.
8. Чтение пословиц и поговорок о лесе.
9. Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы».
10. Дидактические игры: Найди свое дерево», «Что поможет растениям расти», «Пищевые цепочки на лугу», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода», «Магазин семян», «Кто где живет», «Птица без гнезда», «Перелетные – зимующие», «Пищевые цепочки водоема», «Грибы нашего леса», «Ботаническое лото», «Кто живет в воде», «Ягоды и фрукты», «Приметы весны», «Животные и растения Красной книги», «Зоологическое лото».
11. Просмотр презентации: «Береги природу» и показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»:
"Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком".
"Не разоряй птичьи гнезд»
"Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых".
12. Физическое развитие
Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Буря на море», «Одуванчики», «Журавли», «В лес по ягоды пойду», «Садовник», Воробьи», «Сокол и лиса», «Мы детки с одной ветки», «Танец бабочек», «Совушка».
Пальчиковая гимнастика: «Птицы», «Подводный мир», «Ветер в лесу», «Цветы на лужайке», «Подснежники», «Дождик», «Пчелки».
13. Проведение экологических акций: «Посади дерево», «Поможем птицам зимой».
14. Художественное творчество:
Рисование: «Мой любимый цветок», «Экологические знаки в лесу», «Первоцветы», «Веточка в вазе», «Весна красна».
Лепка: «Корзинка из леса», «Звери в весеннем лесу», «Мой четвероногий друг», «На прогулке в детском саду», Чудо-цветы»
Аппликация: «Деревья в лесу», «Птицы летят», «Веточка вербы».
Наблюдения: «Деревья нашего участка», «Птицы нашего участка», «Рост и состояние комнатных растений», «Весенние явления природы», «Животные нашего города», «Перелетные птицы», «Наблюдения за небом»,
«Живая и неживая природа».
15. Трудовая деятельность:
- уход за комнатными растениями;
- подкормка птиц на участке;
- забота о домашних животных,
- посадка огорода на подоконнике;
- уборка территории своего участка от мусора.
16. Знакомство с картинами русских художников:
И. И. Шишкин «Лес», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», В. П. Батурин «Цветущий луг»
17. Оформление и выставка книг, иллюстраций в художественном и природном уголках по темам:
«Природа нашего края», «Красная книга – предупреждающий цвет», «Перелетные птицы», «Пришла весна!», «Вода – источник жизни», «Ребятам о минералах», «Первоцветы», «В недрах нашей Земли».
Работа с родителями. Консультация для родителей «Учите детей любить природу».
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
• Оформление папок – передвижек: «Береги природу!», «Правила поведения в лесу».
• Проведение экологической акции по уборке участка совместно с родителями «Сделаем участок чистым!»
Заключительный этап:
- Выставка детских плакатов: «Берегите нашу природу» и оформление страниц в книгу.
- Изготовление поделок из природного и бросового материала
Итоговое мероприятие: инсценировка экологической сказки «Лесная сказка"