Горбунова Надежда
Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Наш дом — Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Наш дом - Земля»
Раздел программы: познавательно-речевое развитие.
Автор проекта : Горбунова Н. Н., Шумская И. П.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Тип проекта : долгосрочный (март-май 2022)
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста „Наш дом — Земля“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность Человек, животное, растение - все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. Педагог должен помочь ребёнку осознать это.
Мы хозяева нашей планеты, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Эти сокровища нужно охранять, открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах, разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом
смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать всё больше и больше. Природа воспитывает в детях любознательность. Задача воспитателя не только дать определённые знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ею красотой, любить свою Землю – это и будет главной задачей. Восприятие природы помогает развивать такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных, будет стараться охранять их.
В настоящее время, когда происходит разрушающее воздействие общества на природную среду, большое значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Вопросы охраны природы, разумного и бережливого отношения к ней приобретают всё большую актуальность.
На основе этого разработан проект по экологическому воспитанию дошкольников среднего возраста под названием : «Наш дом -Земля».
Цель проекта :
Формирование знаний детей основ экологической культуры, через экологическое воспитание.
Задачи:
1. Создание положительного эмоционального фона, способствующего освоению ребенком знаний о родном крае.
2. Формирование системы элементарных экологических знаний.
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
4. Развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Этапы проведения проекта
Период Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
апрель Сбор и анализ литературы по данной теме.
Диагностика детей по данной теме. воспитатели
Составление плана работы. Воспитатели
папки-передвижки для родителей "Что такое экология" «Наблюдения в природе», «Экологическое воспитание в семье»
воспитатели,
родители, дети.
Основной этап
март Наблюдение за неровной поверхностью почвенного покрова на участке детского сада.
Рассматривание земной поверхности на примере своего района
Серия наблюдений за почвой на участке детского сада в ясную погоду, отмечаем влияние солнца на почву.
Стихи, потешки, загадки о солнышке.
Наблюдения за почвой в дождливую погоду.
Опыт на выявление свойства почвы - впитывать воду.
Урок мышления "Почему во время дождя на дорожке образуются лужицы, а на цветнике луж нет?" (проводится исследование почвы на цветнике и на дорожке с помощью палочки).
Опыт на выявление свойства почвы - плотная, утоптанная почва плохо впитывает воду.
Чтение художественной литературы о воде «Сказка о капельке»
Серия опытов на выявление свойств воды (прозрачная, обладает текучестью, не имеет формы).
Воспитатели, родители, дети.
Опыт с песком (показать, что песок состоит из мелких зёрнышек песчинок, разного цвета, оттенка).
Прогулка. Серия игр с песком, во время которых дети закрепляют свойства сухого и мокрого песка. Показать, что песок может двигаться.
Подвижная игра "Мы - песчинки".
Аппликация из ракушек "Подводный мир»".
Коллаж "Планета земля" (аппликация, комочки сжатой бумаги).
дети, воспитатели.
1. Серия наблюдений на участке за деревьями, кустарниками.
2. Дидактические игры: "От какого дерева листок?", "Раз, два, три - к дереву беги!", "Назови дерево", "Найди по описанию", "От какого дерева шишка?", "Вырасти фрукт на дереве (по методике Дьеныша).
3. Занятие "Мир комнатных растений".
Воспитатели родители, дети.
апрель Создание огорода на окне.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Посадка лука". Опыт "Лучшие условия для роста лука" (лук сажаем в почву, в воду, в мох; ведем дневник наблюдения).
Дидактическая игра "Вершки-корешки".
Посадка семян цветов на рассаду.
Воспитатели, родители, дети.
апрель Развлечение "День Земли".
Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Завершающий этап
май Диагностика экологических знаний, умений, навыков детей.
Викторина "Наш дом - природа".
Самоанализ проведенной работы. Дети, воспитатели.
Проведенная с детьми работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе, о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.