Абдрашитова Альфия
Проект по экологии для детей в возрасте от 2 до 3 лет «Весёлый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии для детей в возрасте от 2 до 3 лет "Весёлый огород"
Паспорт проекта
«Огород наш, огород Всё на нём всегда растёт. Если руки не ленивы,
Если мы трудолюбивы… Проявить должны заботу, Видно по труду работу, И тогда наш огород Расцветёт и оживёт»
Вид проекта : Познавательно-исследовательский
Публикация «Проект по экологии для детей в возрасте от 2 до 3 лет „Весёлый огород“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта :
- дети младшего дошкольного возраста (2 -3 года);
- воспитатели;
- родители воспитанников.
Актуальность темы:
В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически
грамотного человека.
В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее
перспективным является метод проектной деятельности. В проекте
участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах
деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в
экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в
различных видах и с различной целью.
Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый,
пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть,
что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Целевые направления:
- Формировать знания об условиях, необходимых для роста растений, их строении и роли овощей в жизни человека;
- Формировать элементарные навыки исследовательской деятельности;
- Формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; активизировать словарный запас.
- Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию;
- Воспитывать первоначальные навыки бережного отношения к растительному миру.
- Создать единое воспитательное пространство в тесном взаимодействии педагогов, родителей и детей.
Цель проекта :
Расширение знания детей о том, как сажают лук и ухаживают за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение
словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, родителей.
Задачи проекта :
Обрa зовательные:
Знакомить детей с процессом посадки лука. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц. Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
Развивающие:
Развивать у детей основы исследовательской деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним: трудолюбие; бережное отношение к растениям; умение радоваться результатам своего труда.
Формы реализации проекта :
С детьми:
- занятия;
- режимные моменты;
- индивидуальная работа.
С родителями:
- консультации;
- рекомендации.
Принципы построения воспитательно-образовательного процесса:
Деятельность
Деятельностный подход - основа экологического образования дошкольника.
Именно поэтому программа подразумевает организацию в дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.
Принцип деятельностности в отношениях «ребенок - природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными
растениями, животными, работе на огороде.
Научность
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с
совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития
познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступность
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.
Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску, содержание которых может быть
объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме : игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т. д.
Гуманистичность
Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления,
заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Он
подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на
личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится
равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.
Прогностичность
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные
представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих
представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном
образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность ограничивается воспитание привычки и умения оценивать некоторые
каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.
Системность
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
Принцип системности должен реализовываться через проблемный подход.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформированы знания об условиях, необходимых для роста растений, их строении и роли овощей в жизни человека;
- У детей сформированы элементарные навыки исследовательской деятельности;
- У детей сформированы умения анализировать, сравнивать, делать выводы; активизирован словарный запас.
- У детей развит интерес, любознательность и познавательная мотивация;
- У детей закреплены первоначальные навыки бережного отношения к растительному миру;
- Создано единое воспитательное пространство в тесном взаимодействии педагогов, родителей и детей.
Условия реализации проекта :
Ознакомление дошкольников с правилами посадки лука.
Создание развивающей среды в группе, способствующей развитию эмоционального интереса к деятельности и пoзитивных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Осуществление деятельностного подхода в построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования.
Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
Сроки реализации проекта :
Этап Возраст Содержание деятельности Сроки Участники воспитательно- образовательного процесса
I -
подготовительный 2 -3 года - Определение
цели 10-13
марта Воспитатели,
родители
и задач проекта, участников проекта.
- Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами
проекта.
- Подбор наглядно-
дидактических материалов и
оборудования для занятий,
исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий
-Разработка конспектов
занятий, бесед
-Разработка
методических пособий.
II этап - основной 2-3 года Осуществление планирования, подбор и
разработка конспектов
занятия и других мероприятий. 16-20
марта Воспитатели
- Осуществление
планирования, подбор и
разработка
мероприятий, проводимых с родителями детей.
III этап - оценочный - Обработка и оформление материалов проекта.
Конспект занятия 23-27
марта «Посадили мы лучок».
(приложение № 1)
Конспект занятия «Лук для борща». (приложение № 2)
Конспект занятия «Зелёный лучок» (приложение № 3)
Картотека Чистоговорки, стихи, загадки про лук (приложение № 4)
Беседа «Где живут витамины» (Приложение № 5)
Консультация для родителей «Зеленый лук от семи недуг» (приложение № 6) Рекомендации для родителей «Овощи» (приложение № 7)
Пальчиковые игры по теме «Овощи» (приложение № 8)
Дидактические игры «Чудесный мешочек»,
«Сложи картинку»; «Во саду ли, в огороде»; Игровая ситуация «Овощной
магазин»;
«Готовим вкусный обед для куклы Кати»
(Приложение № 9) Презентация «Весёлый огород»