Мария Вдовина
Проект по экологии «Белая берёза под моим окном»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. Младший дошкольный возраст является периодом, когда формируется познавательная активность ребёнка и происходит получение знаний об окружающем мире. Часто, из-за нехватки времени и перегруженности, взрослые не прививают знания детям об окружающем мире, не поддерживают «здоровое любопытство» ребёнка знать всё и обо всём. Необходимо не только дать базовые знания об окружающем мире, но и заложить основу сохранения природы и бережного обращения с ней.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Публикация «Проект по экологии „Белая берёза под моим окном“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Сроки реализации проекта : с 27 марта по 9 апреля 2024 года.
Возрастная категория: вторая младшая группа (3-4 года).
Участники проекта : воспитатели, дети 2-й младшей группы, родители,
Проблема, на решение которой направлен проект. Воспитанники младшей группы, в силу своего возраста имеют низкий уровень знаний о природных явлениях и природе как уникальной системе в целом. Знакомство с миром растений и животных является частью гармоничного и полноценного развития ребёнка. В ходе проведения бесед с детьми было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют знания о природе, лесе, а в частности по деревья, которые растут в лесах средней полосы России.
Цель: формирование основ экологической культуры, дать первоначальное представление о березё как об одном из «жителей» леса средней полосы, вызвать познавательный интерес у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей и родителей с особенностями природных изменений берёзы.
• Расширить знания о берёзе через чтение художественных произведений.
• Расширить знания о берёзе как одном из символов России.
Развивающие:
• Развивать творческую и познавательную активность детей через участие в групповых мероприятиях по теме проекта.
• Развивать связную речь детей, обогащать словарь детей.
Воспитательные:
• Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость.
• Заложить основы бережного отношения к природе.
• Привлечь внимание родителей к проектной деятельности в ДОУ.
Образовательные области:
• социально-коммуникативная;
• познавательная;
• речевая;
• художественно-эстетическая;
Предполагаемые результаты:
• Формирование экологической культуры воспитанников.
• Получение знаний о берёзе как самого распространенного дерева в лесах средней полосы России, а также национального символа.
• Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
• Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста основам экологической культуры.
Этапы реализации проекта
1 этап.
Разработка проекта :
1. Подбор литературы по теме проекта.
2. Составление картотеки материалов для реализации плана проекта : литература, иллюстрации, атрибуты для игровой и продуктивной деятельности.
3. Составление плана мероприятий по проекту.
4. Доведение до участников проекта его актуальности и целесообразности проведения работы по проекту.
5. Проведение мотивационных мероприятий с родителями, направленных на активизацию работы по проекту (собрания, беседы).
6. Подготовка презентации «Красавица берёза».
7. Подбор и разработка интерактивных игр.
2 этап.
Ход проекта:
27 марта
Рассматривание иллюстрации «Лес весной» Обучение рассмотрению изображения, формировать навыки ответа на вопросы, построение диалога «воспитатель-ребёнок».
Речевая деятельность
НОД Чтение сказки Ирис Ревю «Хоровод берёз» Воспитывать усидчивость и внимание, совершенствовать навыки ответа на вопросы и пересказа, совершенствование навыков построения диалога «воспитатель-ребёнок».
Прослушивание песенки «Берёзки России» Познакомить с новым музыкальным произведением, вызвать интерес к разучиванию слов песни
Дидактическая игра «Берёзка» Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, формирование знаний о взаимосвязи явлений природы
Подготовка и улучшение предметно-развивающей среды Иллюстрации весеннего леса, сборник художественной литературы Дидактическая игра «Берёзка». Работа с родителями: представление темы и цели проекта.
28 марта
Беседа с детьми на тему: «Охрана леса и природы». Расширение знаний детей об охране природы, растений, формирование навыков ответов на вопросы, совершенствование навыков построения диалога «воспитатель-ребёнок».
Изобразительная деятельность
НОД «Белая берёза» Продолжить учить рисовать предметы прямоугольной формы, правильно держать кисть, пользоваться разными красками, развитие творческих способностей.
Просмотр мультфильма «Как берёза слезами угостила». Формирование у детей чувства сострадания, желания оказать помощь в трудной ситуации.
Конструирование из конструктора «Лего»
«Берёзовая роща» Развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков презентации поделки.
Подготовка и улучшение предметно-развивающей среды: Пополнение портфолио воспитанников рисунками березы, конструктор «Лего». Работа с родителями: целебные свойства берёзы.
29 марта
Пальчиковая игра с детьми на тему: «Берёзка». Развитие речи, моторики рук, памяти.
Познавательная деятельность (ФЭМП)
НОД «Путешествие в лесную чащу» Упражнять в знании геометрических фигур и умение их находить («квадрат», «треугольник», «круг», совершенствование умения сравнивать предметы по ширине (широкий - узкий, высоте (высокий – низкий).
Прослушивание народной пенсии «Во поле берёза стояла» Прослушивание нового музыкального произведения, мотивация на разучивание движений танца.
Сюжетно – ролевая игра «В гости к матушке-берёзке» Развитие экологической воспитанности и воспитание бережного отношения к природе.
Подготовка и улучшение предметно-развивающей среды: пополнение картотеки музыкальных произведений для занятий, маски с изображением деревьев. Работа с родителями: Посоветовать родителям, обращать на улице внимание детей, на каких улицах растут берёзы по пути из детского сада домой.
1 апреля
Чтение стихотворения С. А. Есенина «Белая берёза под моим окном» Познакомить с новым произведением, учить внимательно слушать и понимать стихотворный текст, совершенствование навыков построения диалога «воспитатель-ребёнок».
Познавательная деятельность (знакомство с окружающим миром)
НОД «В гости к нашей берёзке» Продолжить знакомить детей с березой, назвать её отличия от других деревьев, объяснить, чем она отличается от других деревьев, вызвать чувства радости и гордости.
Дидактическая игра «Познай лес» Расширение знаний о ресурсах леса, развитие интереса к природе родного края
Повторение движений танца «Берёзка» Закрепление умения двигаться под музыку, развивать слуховое внимание и чувство ритма
Подготовка и улучшение предметно-развивающей среды: пополнение картотеки художественных произведений, осуществление познавательной деятельности во время прогулки по участку ДОУ, дидактическая игра «Познай лес».
2 апреля
Дидактическая игра «Найди берёзу» Закрепление знаний о берёзе, её отличий от других деревьях, а также умение отличать величину предметов («большой - маленький»).
Изобразительная деятельность
НОД «На опушке лесной» Расширение знаний детей о лесе, привитие любви к природе и её охране, развитие мелкой моторики при помощи лепки из пластилина.
Просмотр мультфильма «Сибирячок и зайчиковая берёза» Формирование у детей чувства сострадания, желания оказать помощь в трудной ситуации.
Музыкально – коммуникативная игра «Нашими веточками дружно пошумим» Развитие двигательной активности и слухового восприятия.
Подготовка и улучшение предметно-развивающей среды пополнение картотеки мультфильмов на тему лес и его охрана. Работа с родителями: Предложить родителям выучить дома с детьми стихи про березу к утреннику.
3 апреля
Беседа с детьми на тему: «Русский лес как символ России». Расширение знаний детей о символах России и их охране, формирование навыков ответов на вопросы, совершенствование навыков построения диалога «воспитатель-ребёнок».
Речевая деятельность
НОД Чтение сказки Натальи Бирюлиной «Берёзка» Воспитывать усидчивость и внимание, совершенствовать навыки ответа на вопросы и пересказа, совершенствование навыков построения диалога «воспитатель-ребёнок».
Прослушивание песни «Берёзки белоствольные» Познакомить с новым музыкальным произведением, вызвать интерес к разучиванию слов песни.
Дидактическая игра «Лес чудес». Систематизировать знания детей о природе родного края, воспитания чувства любви к природе и желания беречь и охранять её.
Подготовка и улучшение предметно-развивающей среды Пополнение картотеки изображений символами Российской Федерации.
4 апреля
Пальчиковая игра «В лесок». Развитие речи, моторики рук, памяти.
Изобразительная деятельность
Аппликация «Наряд для берёзки» Закрепить навыки наклеивания готовых деталей, работы с клеем, развивать фантазию, творчество.
Музыкально – коммуникативная игра «Путешествие по берёзовой чаще» Закрепить основные танцевальные движения, развивать двигательную активность детей
Игровая ситуация «Здравствуйте, берёзки!» Обучение коллективной игре, развитие воображения и мышления.
Совершенствование предметно-развивающей среды Пополнение картотеки пальчиковых игр для младшей возрастной группы Работа с родителями: консультация на тему: «Берёза как символ России».
5 апреля
Дидактическая игра «Береза как символ России» Закрепление знаний о берёзе как символе России, закрепление знаний об уникальных качествах берёзы как дереве.
Познавательная деятельность (ФЭМП)
НОД «Путешествие в весенний лес» Закрепление умений сравнивать предметы разных размеров (большой-маленький, широкий-узкий, длинный-короткий).
Прослушивание народной пенсии «Во поле берёза стояла» Прослушивание музыкального произведения, повторение и закрепление движений танца.
Игра инсценировка «Подарки для берёзки» Приобщать к подготовке тематического праздника, следить за сюжетом, умение отыгрывать выбранную роль
Совершенствование предметно-развивающей среды Дидактическая игра «Береза как символ России», пополнение картотеки тематических музыкальных произведений.
8 апреля
Чтение стихотворения Р. Казаковой «Россию делает берёза» Познакомить с новым произведением, учить внимательно слушать и понимать стихотворный текст, совершенствование навыков построения диалога «воспитатель-ребёнок».
Познавательная деятельность (знакомство с окружающим миром)
НОД «Роль растений и деревьев в очищении воздуха» Расширение знаний детей о процессе очищения воздуха деревьями, мотивация на самостоятельную познавательную деятельность.
Разучивание стихов к тематическому утреннику. Формировать умение слушать и воспринимать стихотворный текст, упражнять детей в умении договаривать слова стихотворения с помощью мнемодорожки
Сюжетно – ролевая игра «Поможем лесу вместе» Развитие экологической воспитанности и воспитание бережного отношения к природе.
Совершенствование предметно-развивающей среды Пополнение картотеки тематических произведений. Работа с родителями: пригласить их на тематический утренник.
9 апреля
Дидактическая игра «Кто спрятался в лесу?» Закрепление знаний о лесе и его обитателях, а также умение отличать величину предметов («большой - маленький»).
Изобразительная деятельность НОД «Весенняя полянка». Продолжить учить рисовать предметы прямоугольной формы, правильно держать кисть, пользоваться разными красками, развитие творческих способностей
Повторение стихов к тематическому утреннику. Формировать умение слушать и воспринимать стихотворный текст, упражнять детей в умении договаривать слова стихотворения с помощью мнемодорожки
Прослушивание народной пенсии «Во поле берёза стояла» Прослушивание музыкального произведения, повторение и закрепление движений танца.
Совершенствование предметно-развивающей среды Пополнение картотеки тематических произведений. Работа с родителями: пригласить их на тематический утренник.
3 этап:
Заключительный
Подготовка тематического мероприятия для детей и родителей «Березка белоствольная моя» (День берёзы – 11 апреля).
Цель: создание праздничного настроения и положительных эмоций у детей.
Итог проекта :
- у детей были сформированы основы экологической культуры;
- были расширены знания о берёзе как о растении и символе России.
- был изготовлен тематический альбом с фотографиями детей на тему «Моя любимая берёза».
- подготовка тематического мероприятия.