Данелян Карина
Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону
подготовила: старший воспитатель МБДОУ № 246
Данелян К. Э.
Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Паспорт проекта
Вид проекта : творческо-исследовательский, познавательно- информационный
Участники: дети, родители, педагоги
Продолжительность: долгосрочный
Актуальность проекта
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостные переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей последователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно иcкaть новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на сознание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Ocoбoe значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить из скрытые существенные связи с явлениями природы.
Во время реализации проекта особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. Как уже упоминалось выше, ребенок по своей природе любознателен, активен. Для того, чтобы любознательность ребенка дошкольного возраста переросла в познавательную активность младшего школьника, необходимо создать благоприятные условия не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Именно поэтому в проекте предусматривается систематическая работа с родителями, включающая проведение мастер классов, совместных мероприятий, консультирование родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Цель проекта :
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
1. Формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально- доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Развитие познавательного интереса к миру природы.
4. Сотрудничество с родителями в вопросах экологического воспитания детей.
Принципы реализации проекта :
- Принцип дифференциации и индивидуилизации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Этапы реализации проекта :
1 этап — Подготовительный
2 этап — Основной
3 этап — Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Апробация содержания пpoектa «Экологии — это интересно!»
2. Проведение мероприятий в группе.
3. Сотрудничество с семьё й: консультации, совместное творчество родителей с детьми из природного материала и др.
Заключительный этап
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Создание фотоальбомов.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.
Формы реализации проекта :
Игр -занятия
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
Природоохранные акции
Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Совместные мероприятия с родителями.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
2. Библиотечка юного эколога.
3. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
Ожидаемые результаты:
1. Получение детьми первичных представлений о природе, многообразии животного и растительного мира планеты, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы.
2. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
3. Сформированные навыки наблюдения в процессе поисково- познавательной деятельности.
4. Получение родителями необходимых знаний по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
План реализации проекта
Основные мероприятия реализации проекта
Сроки
Работа с воспитанниками
Игры — занятия с детьми познавательного характера
Чтение художественной и познавательной литературы
Продуктивная деятельность детей
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия
В течение учебного года
Работа с родителями
Акции:
- «Посади дерево»
-«Поможем друзьям меньшим» (организовать на участке «Столовую для пернатых»)
Консультация «Как организовать с ребенком сезонные наблюдения в природе»
Совместный досуг «Чудо дерево»
Совместное мероприятие: Выставка — конкурс поделок из природного материала «Вместе с мамой, вместе с папой»
Размещение информационного материала «Учим ребенка беречь природу»
Конкypc поделок из бросового материала
«Украшение для нашей елочки»
Разработка с родителями «маршрута выходного дня» - «Учимся радоваться природе»
Консультация «Экологическое воспитание В
семье»
Совместное озеленение участка
Конкypc рисунков «Раскрась бабочку красавицу»
Эколого -оздоровительный поход в Центральный
парк культуры и отдыха
Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике)
Фотовыставка семейных фото «Природа и мы»
Методическое сопровождение
1 Подборка художественной литературы по экологии
Подборка литературы познавательного характера Конспекты поисково — познавательных занятий
Сценарии досугов и развлечений экологическо-
познавательного характера Консультационный материал по теме
Приложение
Консультация для пeдaгoгoв
Какие экологические знания необходимо дать ребенку дошкольного возраста?
Мы уже знаем, что экология - наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:
• цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
• дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
• знания - не самоцель, они лить помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
• содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
• экологическое образование - част общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;
• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода, но и навыков рационального природоиспользования.
Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко и др.
Экологическое образование не является изолированным направлением (Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цепи.
Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в
дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание в семье»
Цель: Дать методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности, познакомить с литературой по экологическому воспитанию детей.
1. Все чаще звучит в природе «SOS” - Остановись! Одумайся! - шепчут человеку леса. - Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню. - Пощади!- вторит земля. Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я иссыхаю, старею. Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка. - Л знаю, ты научился летать к звездам. Это прекрасно. Но я тебе нужна и в полете. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов» Вот так Земля взывает нас о помощи, и мы с вами должны защитить ее, сберечь. Кроме этого мы должны научить ребенка делать тоже самое, ибо ему на ней жить дальше. Наша задача — подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за Землю.
2. Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе? Прежде всего, через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду (животным, растениям). Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек, а. Человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок. - Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов. - Мы не должны сбивать ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них — лекарство для лесных обитателей. - Не следует ловить и нести в дом лесных зверушек и птиц. - Вежливый человек не оставит после себя свалки.
3. Необходимо как можно чаще бывать с детьми на природе. Ходите с ними в лес, парк. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. Внимание детей к различным объектам природы следует привлекать с помощью вопросов, жестов, эмоциональной речи, игр, обращение к поэтическим образам. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Побуждает к размышлению и сомнению. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов - «что?»,
«как?», «почему?».
4. Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошие начинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы.
5. Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Наоборот необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения природоохранного характера. Итак, роль семьи в защите природы огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение к ней.
Анкета для родителей
1. Есть ли у Вас дома животные, растения?
2. Кто за ними ухаживает?
3. Приобщаете ли Вы ребенка к уходу за животными, растениями?
4. Доверяете ли Вы ребенку самостоятельно, без Вашей подсказки, ухаживать за животным (растением?
5. Если ребенок что- то делает не так. Ваши действия а) Вы не обращаете внимания 6) Кричите, например «не рви», «не топчи» и т. д. в) Поступаете как- то иначе
6. Читаете ли Вы с детьми книги о природе?
7. Всегда ли Вы сами поступаете правильно по отношению к природе?
Дидактические экологические игры
«Что было бы, если из леса исчезли..»
«Береги природу»
«Где снежинки?»
«Угадай растение»
«Птицы, рыбы, звери»
Экологические сказки
«Родник»
«Дождевой червяк»
«Маленькие путешественницы»
«Кролик и зайчиха»
«Как скворец себе дом выбирал»
«Катя и божья воровка»