Оксана Владимировна
Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1 слайд
Автор проекта : воспитатель 2 младшей группы Маерова О. В.
2 слайд
Актуальность проекта
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В этом возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Публикация «Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по короновирусной инфекции, данная тема показалась мне интересной и актуальной. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особо хорошо поддаются обучению дети в возрасте до пяти лет, им «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.
Для воспитания культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий проект.
3 слайд
Тип проекта
1. По методу – игровой, творческий;
2. По содержанию – ребенок – педагог - семья - здоровье;
3. По длительности – среднесрочный - 3 месяца.
Участники проекта :
• Воспитатели.
• Дети 2-ой младшей группы (3-4 года).
• Родители воспитанников группы.
4 слайд
Идея проекта :
«Чистота – залог здоровья».
Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении детей младшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
5 слайд
Постановка проблемы
Недопонимания со стороны родителей важности воспитания КГН взаимосвязи семьи и ДОУ.
Родители не готовы активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно гигиенических навыков, ссылаясь на нехватку времени.
Низкий уровень необходимых умений и знаний правил КГН у воспитанников группы.
6 слайд
Цель проекта
Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья.
7 слайд
Задачи проекта :
• Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
Воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу.
Формирование у детей навыков и умений самообслуживания.
• Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• Формирование навыков поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
• Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
• Активно привлекать родителей к проводимой мною работе по воспитанию культурно гигиенических навыков.
8 слайд
Ожидаемый результат
Дети:
Дети самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеют элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеют замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– дети с желанием и интересом принимают участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители:
Удалось привлечь родителей к совместной с педагогом деятельности по теме проекта.
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей в воспитании у детей культурно гигиенических навыков.
9 слайд
Продукты реализации проекта :
Конспекты занятий и тематические беседы по теме проекта.
2. Картотека дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков.
3. Картотека художественно-словесного материала по воспитанию и развитию культурно-гигиенических навыков.
4. Плакат «Будь здоров малыш» с непосредственным творческим участием родителей.
5. макет «Мойдодыр».
6. Альбом раскрасок по теме.
7. Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
8. Памятки для родителей ««Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
9. Папка передвижка «Основные правила личной гигиены для детей».
10. Презентация проекта.
10 слайд
Ход реализации проекта
1 этап – подготовительный
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
• Доведение до родителей важности темы проекта и вовлечение их в проводимую мною работу.
11 слайд
• Педагогическое наблюдение за воспитанниками группы с целью определения сформированности культурно-гигиенических навыков начала до проекта.
Имеются элементарные навыки самообслуживания 40%
Имеются навыки поведения за столом, умения пользоваться столовыми приборами 40%
Имеются элементарные представления о ценности своего здоровья 30%
12 слайд
2 этап - практический
Работа с детьми:
- Беседы «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье». «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки». Во время бесед у детей закрепились навыки поведения за столом, пользование столовыми приборами, привычки следить за своим внешним видом.
13 слайд
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», А. Богдарин «Хорошие слова», С. Маршак «Уроки вежливости», М. Манакова «Надо, надо умываться», фольклорные произведения про умывание, причёсывание, подготовка к обеду, обед.
-Для закрепления знания детей о предметах личной гигиены: расческа, мыло, полотенца, зубная щетка, мочалка и навыках их использования было проведено занятие с использованием изготовленного мною макета «Мойдодыр».
14 слайд
- С детьми проводились дидактические игры: "Оденем куклу на прогулку», «Водичка, водичка», «Подбери картинку», «Предметы личной гигиены». В результате которых дети закрепили знания культурно гигиенических навыков.
15 слайд
- Сюжетно-ролевые игры, такие как: «Парикмахерская»,» Больница», «Семья» способствовали формированию у воспитанников навыков самообслуживания, желание оказывать помощь друг другу.
16 слайд
- Для еще большего интереса детей к знаниям правил культуры и гигиены, был проведен досуг «Как дети учили Петрушку умываться».
17 слайд
-Для закрепления представлений о правилах личной гигиены- проведено ООД «Купание малыша»
18 слайд
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр» способствовал закреплению знаний у детей о важности быть аккуратными, чистыми и красивыми.
- В ходе организации образовательной деятельности по художественному творчеству, были проведены занятия:
19 слайд
- Рисование «Украсим носовой платок».
- лепка «Мыло для кукол».
- рисование «Дорисуй расческу кукле Тане».
За время работы по теме, я организовала выставку детских работ
«Кто опрятен, тот приятен!»
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», А. Богдарин «Хорошие слова». С. Маршак «Урок вежливости», так же благотворно влияло на формирование КГН воспитанников нашей группы.
20 слайд
Работа с родителями
В работе с родителями я использовала информационно коммуникативные технологии; отправляла в мессенджер «Вайбер» родителям видео уроки «Как научить ребенка мыть руки», «Правила поведения за столом» и т. д., мультфильмы по теме проекта для просмотра детьми дома.
• Оформление папки-передвижки для родителей «Основные правила личной гигиены для детей».
• Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
21 слайд
Памятки для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
22 слайд
• Привлечение родителей к оформлению плаката «Будь здоров малыш».
Оформление пособий для дидактических игр.
23 слайд
Опыт семейного воспитания КГН семьи Чумаковых в виде электронной стенгазеты «Чистота нужна везде в садике и в семье!».
24 слайд
3 этап - итоговый
В итоге проводимой мною работы по проблеме воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, я провела педагогическое наблюдение для определения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков после реализации проекта.
25 слайд
Имеются элементарные навыки самообслуживания 81%
26 слайд
Имеются навыки поведения за столом, умения пользоваться столовыми приборами 73%
Имеются элементарные представления о ценности своего здоровья 84%
Так же мне удалось:
* привлечь родителей к проблеме воспитания у детей КГН;
* привлечь их к совместной деятельности с воспитателями группы;
* повысить уровень необходимых умений и знаний правил КГН у воспитанников группы.
* установить доверительные отношения педагог-ребенок-родитель;
Своим опытом работы я поделилась в педагогическом сообществе и на сайте
ДОУ.
27 слайд
Литература:
1. Алямовская В. Г. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно гигиенических навыков. 2005.
2. Бочкарёва О. И. Организация деятельности по формированию культурно гигиенических навыков и этикета. 2008.
3. Е. В. Баринова Обучаем дошкольников гигиене. 2013 г
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
28 слайд
Спасибо за внимание.