Анцупова Ольга
Классный час «Рациональное время. Тайм-менеджмент»
Классный час на тему : «Рациональное время. Тайм-менеджмент»
Ничто в действительности не принадлежит нам,
кроме времени, которым мы владеем даже тогда,
когда больше ничего не имеем.
Бальтасар Грасиан
Цели:
1. расширить представление о рациональном использовании времени,
2. познакомить с приёмами эффективной организации своего времени.
Публикация «Классный час „Рациональное время, Тайм-менеджмент“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о времени, а точнее о рациональном времени или о тайм - менеджменте. Прежде чем начать нашу с Вами работу, предлагаю выбрать одну из трёх предложенных пословиц о времени, таким образом, Вы разделитесь на три группы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Делу - время, потехе – час.
Счастливые часов не наблюдают.
Всякому овощу свое время.
Посмотрите на часы (работа с циферблатом).
Пусть полный круг, который проходит стрелка часов – это время вашей жизни.
Средняя продолжительность жизни – 80 лет. Вам сейчас в основном по ___ лет. Следовательно, вы прожили примерно своей жизни (закрыть 3 часа циферблата).
Учёные утверждают, что примерно1/3 нашей жизни уходит на сон (закрыть 4 часа циферблата)
Оставшееся время – время для жизни (5 часов).
Согласитесь, времени для жизни осталось мало, и для того, чтобы вы не потеряли драгоценное время, мы сегодня познакомимся с приёмами эффективной организации времени.
Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.
1. Упражнение «Чувство времени».
Цель: Участники тестируют себя — насколько точно они ощущают течение времени.
Необходимый материал: колокольчик или свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.
Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.
А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?
Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).
А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (участники получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.
И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера)
Обсуждение: Какое значение имеет чувство времени для человека? (ответы учащихся).
Идеальный вариант работы ваших внутренних часов – жить здесь и сейчас. Нужно учиться жить настоящим, не будущим и прошлым, а именно «здесь и сейчас». И тогда ваши внутренние часы будут ходить точно.
Когда мы распределяем своё время на то, что мы тратим, то, прежде всего мы оцениваем ту сферу жизни, ради которой мы тратим столь драгоценное время. Очень важно определить свои жизненные приоритеты.
2. Задание «Жизненные приоритеты»
А теперь поработаем в группах. Скажите, какая сфера жизни для вас самая главная? Что для вас важнее всего?
1. Духовный рост
2. Личностный рост
3. Здоровье
4. Отношения
5. Карьера
6. Финансы
7. Яркость жизни
Договоритесь между собой и выберите самую важную для вашей группы сферу жизни. Теперь выпишите 2 наименее значимые для вашей группы сферы жизни – те, которые стоят для вас на втором месте. Запишите их ниже. В последний, нижний ряд, запишите 3 сферы жизни, которые для вас на третьем месте.
Теперь представитель каждой группы, пожалуйста, расскажите о приоритетных сферах вашей жизни.
Этот приём позволяет определять ваши сферы жизни. Важно, чтобы вы всегда находили время для реализации этих сфер.
Существует матрица Эйзенхауэра, которая представляет собой четыре квадранта, основанием которых служат две оси — это ось важности (по вертикали) и ось срочности (по горизонтали). В итоге получается, что каждый квадрант отличается своими качественными показателями. В каждый из квадрантов записываются все задачи и дела, благодаря чему образуется предельно ясная и объективная картина того, чем следует заняться в первую очередь, чем – во вторую, а чем вообще заниматься не стоит.
Как только вы освоите матрицу Эйзенхауэра, и научитесь грамотно распределять внутри неё свои дела, вы заметите, что у вас появилось довольного много нового свободного времени, вы успеваете всё делать своевременно и без спешки, все ваши дела в порядке, цели достигаются одна за другой, а сами вы практически всегда находитесь в хорошем настроении и бодром расположении духа. Всё дело в организованности и собранности.
Так же есть принцип Парето.
3. Задание «Мои дела»
А сейчас, я предлагаю Вам составить и записать список Ваших дел. Нужно, работая в группах, разделить эти дела на 4 группы по принципу матрицы Эйзенхауера. Напишите, пожалуйста, по 2 дела из списка в каждую графу.
Примерный список дел: умыться, поесть, учеба, сделать домашнее задание и тд.
Давайте разберемся, что нам мешает правильно распределять время?
Помехи извне — это события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем :
• задержки при выходе из дому (ключи забывали дома);
• задержки в дороге (социальные сети);
• неполадки с компьютером и доступом в Интернет;
• электронная почта (спам);
• поиск папок, ручек и т. д. ;
• телефонные звонки;
Среди внутренних помех можно отметить:
• неумение отказывать и говорить НЕТ;
• привычка хвататься за все и сразу;
• неверная оценка сроков и объемов работ;
• природная медлительность;
• излишняя общительность;
• привычка приступать к работе не обеспечив себя всем необходимым;
• не умение расставлять приоритеты;
• привычка каждые 5-10 минут проверять почту и др. информацию на сайте;
• недостаток отдыха (постоянное сонно-выжатое состояние);
• привычка полностью полагаться на память;
• природная рассеянность;
• привычка откладывать ежедневные дела на конец дня;
На этом наше занятие подошло к концу. Ребят, сегодня мы с вами проделали огромную работу: определили единицу собственного времени. Научились определять жизненные приоритеты. Познакомились с матрицей Эйзенхауэра, но и распределять все свои дела. Данные работают только тогда, когда человек сам захочет работать над собой.
Раздать памятки.