Ермилова Ольга
Проект «Синичкин день» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по теме «Синичкин день»
Группа : старшая, подготовительная
Выполнил: Воспитатель первой квалификационной категории
Ермилова Ольга Валерьевна
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Синичкин день, 12 ноября
- Старшая группа
- Темочки
Участники: дети старшей, подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Тип проекта : познавательно-продуктивный
Актуальность проекта. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Экологическое воспитание – важное направление развития детей старшего дошкольного возраста, и приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Продолжительность проекта : среднесрочный
Цель: познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день».
Создать условия для популяризация природоохранной деятельности и формирования у дошкольников и их родителей, ценностного представления о птицах родного края. Дать представления о перелётных птицах, об изменениях в их жизни с приходом осени. Расширять представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Интеграция образовательных направлений:
Познавательное развитие.
Задачи:
-формировать у детей представления о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях проживания зимой;
-развитие творческих способностей;
-развивать наблюдательность, внимание, любознательность;
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помогать им в зимнее время.
-развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие.
Задачи:
-развивать инициативность;
- воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам;
-учить проявлять инициативу и стремление к получению новых знаний;
- формировать безопасное поведение и бережное отношение к природе;
Речевое развитие.
Задачи:
-расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме «Зимующие птицы;
-развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра;
-развивать творческое воображение детей, учить использовать точные по смыслу слова.
Художественно – эстетическое развитие.
Задачи:
- упражнять в создании коллективной аппликации;
-воспитывать аккуратность при выполнении работы;
- учить создавать образ птички из нескольких деталей.
Физическое развитие.
Задачи:
-формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении и образном перевоплощении;
-обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный :
Предварительная работа с детьми:
чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь»;
рассматривание иллюстраций зимующих птиц;
беседа на тему «Помощь пернатым в зимнее время»;
дидактическая игра «Найди тень птицы»;
чтение произведений о зимующих птицах.
Предварительная работа с родителями:
Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Предложить родителям поучаствовать в акции «Синичкин день - подарим кормушки зимующим птицам» изготовить дома кормушки для птиц.
Методы и приё мы работы:
коллективное рассматривание;
словесные: беседа, чтение загадок, стихотворений, объяснения, указания, словесные инструкции;
прослушивание аудиозаписи.
Материалы:
иллюстрации с изображением зимующих птиц;
картинок с видами синиц;
загадки о зимующих птицах;
аудиозапись «Звуки леса»;
изготовленные детьми с помощью родителей кормушки;
материалы для аппликации.
2 этап – практический (реализация проекта) :
(приложение №1) :
Социально - коммуникативное развитие
Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Обсуждение проблемных ситуаций: «Какую пользу приносят птицы?» и «Чем можно кормить птиц, а чем нельзя».
Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же», «Найди тень птицы».
Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса (голоса птиц)».
Познавательное развитие (приложение №2) :
-Просмотр презентации «Виды синиц»
-Отгадывание загадок о зимующих птицах
-Дидактическая игра «Птичий базар»
-Развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие (приложение №3) :
Н. Лучинина «Синичкин день»;
И. Сельвинский «О синицах»;
Е. Евсеева «Что снится синице»;
В. Сухомлинский «Почему плачет синичка»;
А. Яшин «Покормите птиц зимой»;
В. Бианки «Синичкин календарь».
Художественно-эстетическое развитие
-Аппликация «Синичка»,
-Пластилинография «Птичка-невеличка – синичка».
Физическое развитие (приложение №4) :
-Игра - имитация движений птиц,
Подвижные игры «Совушка», ««Зимующие и перелетные птицы», «Птички и кошка», «Снегири».
3 этап - заключительный - представляется результат выполнения проекта :
-оформление выставки «Птичка синичка»,
- Показ презентации для родителей: История праздника «Синичкин день» (Приложение №5)
Приложение №1
Реализация проекта планируется осуществлять в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по пяти образовательным областям.
Образовательные области Содержание работы Задачи
Познавательное развитие. Беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах. Беседа «Книга природы», «Мы – друзья зимующих птиц»
Занятие по теме «Перелетные и зимующие птицы».
Наблюдения за птицами на участке.
Просмотр презентаций, мультфильмов о птицах.
Аппликация из цветной бумаги. Расширить и закрепить
знания детей о перелетных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни.
Речевое развитие. Беседы о птицах. Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением птиц. Отгадывание загадок о птицах.
•Составление описательных рассказов.
•Использование поговорок, пословиц.
•Заучивание стихотворений о птицах.
• Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про птиц», стихи о птицах, В. Бианки «Синичкин календарь»,
•разучивание заклички «Синичка невеличка». Продолжать работу по развитию связной речи, памяти, внимания.
Уточнить знания детей о птицах.
Воспитывать желание детей помогать птицам в трудное для них время.
Художественно эстетическое развитие.
Изо деятельность. Аппликация «Синичка»
Пластилинография «Птичка-невеличка – синичка». Формировать умение передавать внешний вид птиц. Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Художественно эстетическое развитие. Музыка. Прослушивание записи голосов птиц, песен о птицах.
Развивать музыкальный слух, эмоции.
Физическое развитие. Подвижные игры: «Совушка», «Зимующие и перелетные птицы», «Птички и кошка», «Снегири».
Развивать общую моторику, координацию движений.
Социально-коммуникативное развитие. Игры: «Посчитай», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Птичий базар», «Один много». «Разрезные картинки», «Найди пару», «Чей домик?».
Беседы о птицах (зимующие, перелётные).
Изготовление кормушек для птиц. Расширить знания детей о птицах.
Взаимодействие с родителями. Изготовление кормушек с родителями. Беседы с детьми о птицах.
Оформить родительский уголок («Добрые советы», «Синица пищит – зиму вещит, холод накликает»). Способствовать осознанию родителями важности экологического воспитания детей.
Приложение №2
Игра «Угадай птицу по словесному описанию»
На доске размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на доске.
•Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями, клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу и нахохлившись (Воробей).
•На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица).
•У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел).
•У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь).
•Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст).
•Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока).
•У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона).
Загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка, а зовут её (синичка)
Эта птица так болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут её (сорока).
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь)
На ветвях украшенных снежной бахромой, яблоки румяные выросли зимой. Яблоки на яблоне весело снуют, гусениц мороженых яблоки клюют (снегири)
В тёплый край не улетают, на морозе распевают, Эти птички-невелички называются … (синички)
В серой шубке перовой и в морозы он герой,
Зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей)
Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом (Кормушка)
Пословицы о синицах
o Не много зинька ест - пьет, а весело живет.
o Не велика птичка - синичка, а и та свой праздник помнит.
o Синичка – воробью сестричка.
o Хвалилась синица хвостом море зажечь.
o Невелика синица, голосок востёр.
Приложение №3
«Синичкин день» Н. Лучинина
Кто вы, птички-невелички?
Ровно в полдень за окном,
Раз-зинь-зинькались синички,
Расцветили всё кругом.
Только солнышко пригрело,
Дружной стайкой собрались,
И летят за кормом смело –
Вон порхают вверх и вниз.
Приглашают всех подружек,
От неслыханных щедрот,
Отобедать у кормушек,
Что развесил им народ.
То-то будет праздник, право,
К вам в мороз, среди зимы,
Прилетят большой оравой,
Щебетуньи, свистуны.
Слышно будет за оградой:
«Зинь-зинь-зинь».
Да: «Тень-тень-тень».
Наслаждайтесь сей отрадой –
Песнь поёт Синичкин день!
«О синицах» И. Сельвинский
Вот вы говорите — синица,
Синицу любой назовет.
Но вам, друзья, и не снится,
Какой это пестрый народ:
Синица с хохлатой головкой
Ее «гренадеркой» зовут,
Черная с ней «московка»
У гнездышка тут как тут.
«Пухляк» — у него привычка
В дудочку во весь дух!
«Лазоревка», дивная птичка,
Нежно-небесный пух.
Вглядитесь в их милые лица:
Различны они? Вот-вот.
А вы говорите: синица.
Синицу любой назовет.
«Что снится синице?» Е. Евсеева
Синица, синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И. хлебные крошки.
«Покормите птиц зимой» А. Яшин
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- В. Бианки «Синичкин календарь» (аудиозапись)
- Г. Снегирев «Про птиц»
Дятел
Когда идёшь по весеннему лесу, иногда слышно над головой «тррр-тррр-тррр!», будто по пустой бочке кто-то стучит. Это весенняя песня дятла. Найдут дятлы в лесу старую, гнилую осину. Две недели долбят по очереди глубокое дупло. Дно дупла устилают опилками — вот и гнездо готово.
Если подойти к осине и постучать палкой, птенцы громко заверещат и будут выглядывать из дупла. Летать они ещё не умеют, по стенкам дупла ползают. Вырастут, разлетятся по лесу, будут еловые шишки шелушить, долбить кору крепким клювом, искать гусениц и жуков.
Иногда под деревом навалена целая куча вышелушенных сосновых шишек. Рядом — кузница дятла. Дятел засунет шишку в расщеплённый сук, все семена выклюет, пустую шишку вниз сбросит и летит за другой.
Дятел — древесная птица. Он долбит больные деревья и достаёт длинным языком жуков-вредителей и их личинки. Если много дятлов в лесу — значит, будут деревья крепкими и здоровыми.
Синица
Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает.
Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке : и лазоревки, и московки, и гренадерки с полосатыми хохолками на голове.
Синицы не улетают на зиму в тёплые страны, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно, да и не слышно с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.
Приложение №4
«Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закрепление умения детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Описание игры: на двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
«Совушка»
Цель: развитие у детей ловкости, решительности, умения прыгать в длину с места.
Описание игры: на площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном углу площадки – круг «Гнездо «совушки». Выбирается «совушка», а остальные дети изображают насекомых, разбегаются по площадке. «Ночь» – «совушка» гуляет, «насекомые» спят. И «совушка» смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто шевелится «совушка» отводит к себе в гнездо.
Подвижная игра «Птички и кошка»
Цель: учить действовать по музыкальному сигналу;
Описание игры: С помощью воспитателя дети делятся на 2 стайки снегирей, каждая из которых сидит на своей веточке /ленточке/. С началом музыки они разбегаются по залу в разные стороны и выполняют на музыку разную по характеру движения: летают, клюют зернышки. По окончании музыки дети – снегири должны прилететь на свои веточки.
Приложение №5
Рекомендация для родителей
«Наблюдаем с детьми зимой за природой.
Тема «Зимующие птицы»»
Многие из вас, родителей, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь, как ваш ребёнок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребёнка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.
Дети 5-6 лет должны:
Знать и называть не менее 7-10 зимующих птиц.
Уметь называть части птиц: голова, клюв, глаза, туловище, лапы, хвост, перья.
Знать, чем питаются птицы зимой.
Составлять описательный рассказ.
Отгадывать загадки.
Родителям рекомендуется:
1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдать за птицами, а дома рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост). Показать на улице зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, ворону, воробья, снегиря, свиристеля. Показать на картинке клеста и кедровку. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.
2. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице или в саду.
3. Обратить внимание ребёнка на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица, на кормушку.
4. Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой.
5. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Задайте ребенку вопросы:
Каких зимующих птиц ты знаешь?
Почему они называются зимующими?
Чем птицы питаются зимой?
Что для птицы страшнее зимой: холод или голод? Как можно помочь птицам?
Памятка «Как подкармливать птиц»
1. Кормушки должны быть удобными. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Корма в кормушках должно быть немного, но следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
!И помните - кормить птиц надо регулярно!
ФОТООТЧЕТ
Литература
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
3. Интернет-ресурсы. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
4. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М: Просвещение. - 2012г.
6. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М: Мозаика-Синтез, 2016 - 200с.
7. О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2014 - 150с.