Алиса Васильевна Щербакова
Проект «Осень» в первой младшей группе
Название проекта : «Листопад, листопад, листья желтые летят».
первая младшая группа (возраст 2-3 года)
Воспитатель: Щербакова Алиса Васильевна
Продолжительность: краткосрочный (1-неделя)
Тип проекта : познавательный, творческий
Участники проекта : воспитатель, воспитанники, родители воспитанников.
Возраст детей: 2-3 года.
Актуальность
Публикация «Проект „Осень“ в первой младшей группе» размещена в разделах
Какое чудесное и красивое время года- осень! Но очень часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой природы, не поддерживают детскую любознательность. Необходимо показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему нужно любить и беречь природу. Дети в таком возрасте часто не знакомы с признаками осени, не наблюдали за осенними явлениями в природе. Но в этом возрасте они очень любознательны и готовы с большим интересом и вниманием познавать, исследовать, творить, тем самым обогащая свои знания об осени.
Цель: способствовать обогащению представлений детей об осени как времени года, его характерных особенностях.
Задачи:
1. Дать детям элементарные представления об осени, ее признаках и явлениях.
2. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
3. Способствовать развитию познавательной активности.
4. Вызвать эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.
5. Обогащать словарь по теме «Осень».
Этапы проектной деятельности
1. Подготовительный этап
Задача педагога:
1. Составить план проекта и осуществить его реализацию;
2. Оказать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения.
Задача родителей:
1. Пополнить знания детей об осени через чтение художественной литературы
2. Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду; поддерживать ребенка в проявлении творческой инициативы.
3. Сбор природного материала для поделок.
2. Основной этап
Практическая деятельность:
Реализация проекта через различные виды деятельности;
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
3. Заключительный этап
Презентация материалов проекта
Оформление творческой выставки
Подведение итогов проекта.
4. Ожидаемый результат
Дети:
• Получают элементарные знания об осени, осенних явлениях;
• Развивается интерес к наблюдениям в природе;
• Активизируется словарь по теме «Осень».
Родители:
• активно участвуют в образовательном процессе;
• Создаётся благоприятный эмоциональный фон в семье;
• Развивается интерес к совместной деятельности с детьми.
1. Этап - подготовительный
Для воспитателя: Создание предметно – развивающей среды согласно теме проекта.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми, трудовой деятельности.
для родителей: объявление о принятии участия в проектной деятельности, заинтересовать в совместной деятельности с ДОУ.
2. Этап основной
Познавательный, художественно-эстетический и физический.
1. Беседы «Какая сегодня погода», «Дары осени», «Как изменилась одежда людей»
Цель: - формировать представления о дарах осени,
- формировать представления об осени, её признаках, об одежде людей.
2. Рассматривание картин «Осенняя прогулка», «По грибы», «Дождик»
Цель:- формировать представления об осени, активизировать словарь по теме «Осень».
3. Исследовательская деятельность.
-сравнить собранные листья по форме, окраске;
-рассмотреть ствол старого и молодого дерева
4. Д/и «Листики ко мне!», «Овощи - фрукты», «Собери листочки – красного цвета»
5. Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Кукла Катя на прогулке», «Сварим борщ для гостей»
6. Наблюдения на прогулках – за сезонными изменениями осенью;
за листочками; за осенним небом ;за листопадом; за дождем.
5. Чтение художественной литературы: А. Плещеев «Осень», А. Блок «Зайчик», В. Сутеев «Под грибом», Е. Благина «Улетают, улетели».
6. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Огуречик, огуречик», «К дереву беги».
Аппликация «Осеннее дерево»
Расширять представление об осенних явлениях в природе. Развивать у детей творческие способности, воспитывать усидчивость. Закрепить названия цветов.
Рисование «Листопад, листопад, листья желтые летят»
Закрепить представление об осенних изменениях в природе. Закреплять навыки работы красками, учить использовать в работе краски трех цветов. Учить приему примакивания. Закрепить знание названий цветов.
3. Этап заключительный
Презентация проекта
Дети: творческие работы по аппликации и рисованию.
Итог: Многие дети умеют называть осенние природные явления, показывать их на иллюстрациях с изображением осени. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, аппликации. Дети стали чаще прибегать к активной речи.
Родители получили новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Конспект творческого занятия по аппликации «Осеннее дерево»
Цель: Расширять представление об осенних явлениях в природе. Развивать у детей творческие способности, воспитывать усидчивость. Закрепить названия цветов.
Материалы: салфетки, половина листа цветного картона, шаблоны ствола дерева и кроны, клей, кленовые листочки.
Ход занятия:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Ребята послушайте небольшой рассказ.
Жили листочки на дереве. Наступила осень, покрасила листочки желтой, оранжевой и красной краской. Стали листья красивые. Вдруг подул сильный ветер и сорвал листочки с веток.
Дыхательная гимнастика. Воспитатель раздает детям, ранее заготовленные, кленовые листья, которые дети кладут себе на ладошку.
- Давайте с вами поиграем. Подуем на ладошку с листочком, как ветер на деревья. Дети, набирая воздух, дуют на ладошку.
Ребята, а вы знаете, что листочки бывают разные, от дерева березы, от клена.
И сегодня, я вам предлагаю наклеить шаблоны разных деревьев на картон. Вы сами выберете те шаблоны деревьев, которые вам больше нравятся.
- А теперь давайте приклеим ствол и шаблон кроны на картон. Для этого нам потребуется клей. Мы аккуратно наносим клей кисточкой на всю поверхность шаблона и наклеиваем на картон. Сверху прижимаем тряпочкой, чтобы убрать излишки клея.
Воспитатель демонстрирует приклеивание деталей. Затем дети приступают к самостоятельной работе.
- Молодцы ребята, какие красивые деревья у вас получились. Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень)
- Какие цвета вы использовали в аппликации? (Желтый, красный, оранжевый)
По окончании работы дети любуются получившейся аппликацией.
Конспект по формированию целостной картины мира
Тема: «Вот такая осень»
Цели:
• Закрепить представление о признаках осени : падают листья, холодно, дует ветер.
• Уточнить знания об овощах и фруктах, упражнять в использовании обобщающих понятий.
• Закрепить знания об изменениях в одежде с наступлением осени.
• Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию, участвовать в составлении рассказа по картине.
Оборудование демонстрационное: картина «Дети гуляют в парке», картинки- заяц, ёж; раздаточное: силуэты осенних листьев, картинки овощей и фруктов.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям подойти к окошку и посмотреть, какая стоит погода. Рассказывает, что наступила осень, стало холодно, дует ветер, листики с деревьев опадают. Педагог просит детей вернуться на места, читает стихотворение Е. Трутневой:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Д/и «Листики, ко мне!» Воспитатель раздает детям осенние листья, с которыми они ходят по группе. Потом педагог показывает лист какого-либо дерева и просит подойти детей с такими же листиками.
Продолжая рассказ об осени, воспитатель говорит, что в саду и на огороде созрел урожай, напоминает, как дети собирали овощи и фрукты для зверюшек.
Д/и «Овощи- фрукты». Воспитатель раздает детям картинки, уточняет названия и просит отнести к картинке зайчика овощи, а ежика- фрукты, уточняет, что принес ребенок и к какому сообществу относится предмет.
Педагог усаживает детей полукругом, показывает картину «Дети гуляют в парке», просит рассмотреть. Задает вопросы, уточняет признаки осени, изображенные на картине, одежду и действия детей.
Составляет рассказ по картине, побуждая детей договаривать предложения.
Конспект творческого занятия по рисованию «Листопад, листопад, листья желтые летят»
Цели:
• Закрепить представление об осенних изменениях в природе.
• Закреплять навыки работы красками, учить использовать в работе краски трех цветов.
• Учить приему примакивания.
• Побуждать заполнять всю поверхность листа бумаги.
• Закрепить знание названий цветов.
Оборудование раздаточное: бумага постельных тонов формата А5, краска желтая, зеленая, красная, кисти, емкость с водой, клеенки, осенние листья.
Ход занятия
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Л. Разводовой:
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь?
Педагог говорит, что знает, где найти такой дождик из листьев: дети его сами нарисуют.
Показывает прием примакивания, напоминает, что дети уже умеют рисовать двумя красками, а теперь научатся использовать 3 краски, уточняет их цвета. Спрашивает, как нужно промывать кисть и осушать ее на салфетке, помогает выразить ответ словесно или показом действий. Напоминает, что листочки разлетелись везде, их много, они разноцветные.
По окончании занятия воспитатель раздает детям осенние листья.
Д/и «Осенние листочки». Дети ходят по групповой комнате и по команде «Красные, желтые, зеленые) листочки, ко мне!» подходят к воспитателю.