Екатерина Тимирзина
Проект «Формирование дружеских взаимоотношений посредством сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский социально-педагогический колледж»
ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ
Авторы проекта :
Короткова Тамара Николаевна
Тимирзина Екатерина Николаевна
Руководитель: Ермолаева М. В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ОГБПОУ Ульяновский социально-педагогический колледж
Ульяновск - 2016
Паспорт проекта
Название проекта
Формирование дружеских взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру
Публикация «Проект „Формирование дружеских взаимоотношений посредством сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
Вид проекта (с указанием возраста детей)
- по доминирующей в проекте деятельности : практико-ориентированный;
- по предметно-содержательной области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
- по характеру координации проекта : непосредственный (гибкий);
- по характеру контактов: участники – дети старшей группы, воспитатели группы, родители, другие педагоги МБДОУ № 56 «Сказка» г. Димитровграда.
- по количеству участников проекта : групповой (20 детей старшего дошкольного возраста постоянно посещающих группу, 20 родителей, 5 педагогов ДОУ);
- по продолжительности: долгосрочный (с сентября 2015 по май 2016 года);
- форма представления проекта : описание проекта, power point - презентация
Срок реализации проекта
сентябрь 2015 г. по май 2016 г
Разработчики проекта
Короткова Тамара Николаевна
Тимирзина Екатерина Николаевна
Место реализации проекта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56 «Сказка» города Димитровграда Ульяновской области»
Оглавление
Актуальность проекта 4
Этапы реализации проекта 6
Подготовительный этап 6
Опытно-практический этап 9
Направление работы, этапы, планирование 11
Заключительный этап 12
Заключение 12
Список использованных источников 14
Актуальность проекта
В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими научными трудами, доказывающими необходимость тренировки интеллекта в дошкольном возрасте. Развитие будет эффективным, если оно осуществляется в игре.
Социально-коммуникативное развитие является одним из ведущих направлений в системе дошкольного образования согласно ФГОС. Основным принципом дошкольного образования остается полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития. Наиболее эффективным способом достижения высоких показателей социально-коммуникативного развития является наиболее естественный вид деятельности дошкольников – игровая деятельность.
Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности. Большое влияние на развитие личности ребенка оказывает окружающая среда (воспитатели, родители, а также переменная среда. Развивающаяся предметная среда детства - это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности. Она должна представлять ребенку условия для творческого, духовного развития.
Актуальность проекта заключается в необходимости изучить особенности применения сюжетно-ролевой игры в системе педагогической деятельности по развитию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, так как успешное решение задач внедрения ФГОС требует пристального внимания к проблемам детской игры, в частности к различным сферам ее применения.
Цели проекта
Цели и задачи в работе с дошкольниками:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО;
Цели и задачи в работе с педагогами:
- заинтересовать педагогов проблемой развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры через выступление на педагогическом совете,
- проводить интегрированные открытые занятия и мастер-классы по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста,
- познакомить педагогов с новинками методической литературы по проблематике проекта.
Цели и задачи в работе с родителями:
- привлечь родителей к активному участию в процессе развития социально-коммуникативной сферы старших дошкольников через совместные детско-родительские мероприятия в ДОО, изготовление папок-передвижек, создание брошюры «Формирование дружеских взаимоотношений средствами сюжетно-ролевой игры;
- заинтересовать родителей и дать необходимые сведения по средствам и методам развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста через проведение консультаций по темам: «Дружба дошкольников», «Игра в жизни ребенка», «Организация сюжетно-ролевых игр».
Этапы реализации проекта
Срок реализации проекта – сентябрь 2015 г. по май 2016 г.
Программа реализации проекта предполагает поэтапное выполнение работ:
1 этап (подготовительный) – сентябрь 2015 г.
2 этап (основной) – внедрение и реализация проекта деятельности. Сроки: сентябрь 2015 года - май 2016 года.
3 этап (заключительный) – анализ и оценка результативности реализации проекта. Сроки: май 2016 года.
Подготовительный этап
Этап включает реализацию следующих направлений педагогической деятельности: теоретический анализ научно-методической литературы, изучение опыта применения технологий, направленных на развитие социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях, разработка и апробирование системы педагогической деятельности по развитию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр, подбор диагностических методик для выявления уровня освоения образовательно-воспитательных показателей проекта, создание организационных, научно-методических условий для реализации развивающих технологий, отработку условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта.
Организация предметно-развивающей среды
В ходе проектирования предметно-развивающей среды в ДОО должны быть решены следующие задачи: изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы ДОО; разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОО с учетом возрастных особенностей детей; организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной); комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним; содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды; приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере. В ходе реализации проекта педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Зонирование помещений решается таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства должны быть сформированы разные центры. Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе устанавливаются так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести «изюминку» в интерьер каждого помещения. Были созданы следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства: сюжетно-ролевых игр «Мы играем»; сенсомоторного развития «Мир под рукой»; уединения «Мой маленький домик»; безопасности; конструирования «Маленькие строители»; физкультурно-оздоровительный «Мы – спортсмены»; театрализованный «Играем в театр»; краеведения; творчества «Талантливые пальчики»; музыкальный; развития речи «Будем говорить правильно»; групповой библиотеки «Здравствуй, книжка!»; песка и воды; природы «Юные экологи»; экспериментирования «Юные исследователи»; развивающих игр «Эрудиты». Например, собранные в центре «Эрудиты» развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры «Сложи узор», «Логический поезд», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.). Группы оснащены магнитными досками, современными коврографами (полотно из ковролина, разлинованное на клетки, созданными руками педагогов. Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр «Мы играем» игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья). Таким образом, преимущество создаваемой среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Опытно-практический этап
Этап включает в себя следующие направления педагогической деятельности: внедрение развивающих технологий проекта в воспитательно-образовательный процесс группы, внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы для развития ребенка, разработку эффективных форм работы с родителями и педагогами ДОО по вопросам развития дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр.
На данном этапе осуществляются:
- анализ данных педагогической диагностики (в рамках ФГОС) на сентябрь 2015 года. Были проанализированы данные диагностики 30 воспитанников (старшая группа МБДОУ № 56 «Сказка» г. Димитровграда);
- разработка (на основании проведенного анализа данных диагностики детей) системы педагогической деятельности по развитию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр в старшей группе ДОУ №56 в период с сентября 2015 по май 2016 года;
- проведение заключительной (май 2016 года) диагностики исследуемых показателей по тем же критериям, что и при проведении входящей диагностики.
Предполагаемые результаты
На региональном уровне: создание системы педагогической деятельности по развитию социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр;
На уровне ДОО: организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного содержания образования организационно-педагогической деятельности; совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного возраста; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения инновационных форм работы с детьми и их родителями; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах;
На уровне ребенка:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Критерии отслеживания результатов проекта
Достоверность и обоснованность результатов исследования и выводов обеспечена методологической обоснованностью методик исследования и их адекватностью изучаемым аспектам проблемы, опорой в исследованиях на достижения психологии и педагогики, а также положительными результатами применения методов развития дружеских взаимоотношений детей.
Уровень основной направленности инновационной деятельности определяется по следующим параметрам:
- изменение деятельности педагогов: качество в разработке и реализации мероприятий НОД в рамках проекта; результаты изменения содержания и форм образовательного процесса; личностный рост педагогов (индикаторы – степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышение уровня профессионального интереса и творческой активности,
- изменение отношения родителей к развивающе-образовательной педагогической деятельности, социально-коммуникативному развитию своего ребенка (индикаторы – степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада,
- изменение интерьера ДОО (индикаторы – экспертные оценки).
Направление работы, этапы, планирование
Механизмы реализации проекта. Проект реализуется в рамках Программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 56 «Сказка» г. Димитровграда, целью которой является создание условий для предоставления качественного дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями и ФГОС. Контроль за исполнением проекта осуществляет администрация ДОО.
Ресурсное обеспечение проекта. Основными источниками для финансово-экономического обеспечения реализации проекта выступают : финансирование из местного бюджета, за счет благотворительных пожертвований ( приобретение игрового оборудования: спортивный инвентарь, оборудование для проведения игр); финансово-экономическая поддержка за счет привлечения спонсорской помощи; финансирование за счет участия в конкурсах на получение грантов. Необходимый наглядно-образный материал: иллюстрации и репродукции; дидактический материал; игровые атрибуты). Информационно-методические ресурсы : https://ipk.ulstu.ru; https://ulspu.ru/, https://nsportal.ru https://mc-krkam.edusite.ru. Теоретико-методологическую основу проекта составили научные исследования российских и зарубежных авторов в области познавательного развития дошкольников.
Система образовательно-воспитательной педагогической деятельности, направленная на развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста носила интегрированный характер ( включала в себя элементы мероприятий следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») и реализовывалась во время осуществления непосредственной образовательной деятельности, во время проведения других режимных моментов с детьми старшей группы. Всего в период проведения формирующей части проекта с сентября 2015 года по май 2016 года планируется провести 20 мероприятий.
Формы организации : непосредственная образовательная деятельность, спортивно-игровые мероприятия, совместный досуг, самостоятельная игровая деятельность.
Отчет по проекту
Всего в работе по проекту были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги ДОО. Проведены (на момент заключительной диагностики) 20 проектных мероприятий, 5 совместных мероприятий с родителями дошкольников. Осуществлена входная и промежуточная диагностики, сделаны выводы и даны рекомендации на будущее. Все поставленные цели и задачи выполнены в полном объеме, ожидаемые результаты достигнуты.
Заключительный этап
3 этап (заключительный) – анализ и оценка результативности реализации проекта. Сроки: май 2016 года. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, литературное оформление работы, определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Заключение
Особое место среди личностных качеств, которые формируются в детстве, занимают нравственные - доброжелательность, тактичность, толерантность, эмпатия, умение учитывать позицию участника диалога и т. п. Развитие этих качеств у ребенка старшего дошкольного возраста обеспечит его адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в мир современной культуры.
Игра - основная деятельность ребенка, и поэтому на ее основе идет личностное развитие ребенка. В игре у детей развивается не только мышление но и воображение. В процессе игры ребенок осуществляет определенные задачи и цели, подчиняется ее правилам, что воспитывает и укрепляет его волю. Посредствам игры воспитатели и родители приобщают ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам. Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Принципы игрового общения, обеспечивающие саморазвитие личности:
- самоцельность и самоценность - сущность игры в её процессе, а не в продуктовом результате, который если и может иметь место в игре то, как артефакт, в плане игры не предусмотренный и необязательный;
- основной мотив вступления в игровое общение-потребность человека не как биологического или социального существа, а как существа культурного. Игра в этом ключе вырабатывает механизмы саморазвития. Человек в игре постигает свои жизненные смыслы, приобщается к высшим жизненным ценностям коллектива;
- добровольность - роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими, вырабатываются в процессе игры;
- у игры своя особая пространственно-временная организация. Игра искусственна, идеальна, поскольку условна. У неё есть свои правила, свои роли, свой сюжет, свои игровые задачи. Вне правил игра бессмысленна;
- игра всегда конкретна, ситуативная, уникальна, неповторима;
Целью проекта проведенного на базе МБДОУ №56 г. Димитровграда было доказать, что сюжетно-ролевая игра является развивающей формой дружеских отношений старших дошкольников.
В ходе первого этапа психологического исследования двух групп детей по 10 человек были выявлены следующие факты:
- дети в основном определяют эмоциональное состояние, изображенных на картинках людей и эмоциональное состояние сверстников, но только с помощью взрослого (диагностические задания «Отражение чувств», «Зеркало настроений»,
- общение со взрослыми опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми (диагностические задания «Интервью», «Необитаемый остров»,
- в некоторых случаях дети провоцируют конфликт, не учитывая интересы других детей; замечая затруднение сверстников, не всегда оказывают необходимую помощь (диагностические задания «Помощники», «Не поделили игрушку»).
После занятий с детьми по проекту (экспериментальная группа) была проведена повторная диагностика исследуемых показателей общения детей старшего дошкольного возраста, которая показала, что разработанный Проект способствует развитию умения детей работать в коллективе, знакомит с эмоциональной сферой, формирует нравственно-психологические аспекты; на занятиях дети всегда были внимательны, не отвлекались, всегда были в хорошем настроении; занятия по проекту проходили всегда в обстановке заинтересованности и позитивного настроя детей.
Практическое применение игры в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в процессе оптимизации показателей общения. У детей повысились показатели социально-коммуникативного и эмоционально-личностного развития.
Таким образом, наше предположение о том, что игра является одной из форм развития дружеских отношений ребенка старшего дошкольного возраста, нашло подтверждение в ходе экспериментально-опытной части проведенного исследования. Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами.
Список использованных источников
1. Абрамова, Г. А. Возрастная психология. [Текст]/ Г. А. Абрамова -
М. : Издательский центр «Академия», 1998. -672 с.
2. Аверин, В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. [Текст]/ В. А. Аверин - Спб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. -64 с.
3. Анфисова, С. Е. Компетентностно-ориентированный подход к образованию // Проблемы образования на современном этапе. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов. [Текст]/ С. Е. Анфисова -Тольятти: Изд-во Фонд «Развитие через образование, 2004. -12-18 с.
4. Бессонова, О. В. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010». [Текст]/ О. В. Бессонова -М. : ГОУ ВПО МГПУ, 2010. -190 с.
5. Бодалев, А. А. Популярная психология для родителей. [Текст]/ А. А. Бодалев -М. : Педагогика, 2005. -256 с.
6. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по детской психологии. [Текст]/ Г. В. Бурменская -М. : Институт практической психологии, 1996. -264 с.
7. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии. [Текст]/ М. И. Буянов -
М. : Просвещение, 1992. -255 с.
8. Валитова, И. Е. Психология развития ребенка. [Текст]/ И. Е. Валитова - Мн. : Унiверсiтэцкая, 1999. -160 с.
9. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. [Текст]/ Л. А. Венгер -М. : Знание, 1994. -192 с.
10. Выгодский, Л. С. Психология развития ребенка. [Текст]/ Л. С. Выгодский -М. : Смысл, 2003. -512 с.
11. Гальперин, П. Я. Управляемое формирование психических процессов. [Текст]/ П. Я. Гальперин -М. : Изд-во Московского Университета, 1997. - 200 с.
12. Давидчук, А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей : методическое пособие. [Текст]/ А. Н. Давидчук -М. : Мозаика-Синтез, 2000. -152 с.