Лысенко Мария Юрьевна
Проект по сенсорному развитию детей в возрасте 1,5–3 года. Бизиборд — развивающая доска Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по сенсорному развитию детей в возрасте 1,5–3 года. Бизиборд — развивающая доска Монтессори
П
оект «Бизиборд – развивающая доска Монтессори
Актуальность проекта. «Не трогай! Нельзя! Опасно!» - как часто наши дети слышат это? Конечно, опасно – трогать розетку, баловаться дверным замком, кусать электропровода… А что если у ребенка будут свои взрослые «игрушки»? Тем более что «изобретать велосипед» не нужно, ведь все уже придумано: бизиборд – умная игрушка, которая познакомит ребенка с бытовыми предметами-мелочами и отвлечет от настоящих «опасностей».
Публикация «Проект по сенсорному развитию детей в возрасте 1,5–3 года, Бизиборд — развивающая доска Монтессори» размещена в разделах
- Бизиборд
- Младшая группа
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ребенок может сам выбрать элемент, с которым хочет сегодня поиграть. В процессе игры с бизибордом малыш учится самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их, ищет различные способы решения задачи, развивает творческое мышление, мелкую моторику рук и речь. Вряд ли ребенок будет слушать, если ему объяснять принцип работы дверной щеколды, он просто ничего не поймет. Другое дело когда играя с ней, он случайно сам поймет принцип работы - тогда для него это станет поводом для радости за себя. Такое он запомнит обязательно, а главное это будет безопасно для него.
Проектная идея. Дошкольники в группе проявляют активный интерес к открывающим дверцам, ящикам, замочкам, стремятся самостоятельно включить что-либо, что требует ещё большего внимания к ним в целях безопасности, что и явилось главной причиной в создании совместно с родителями развивающей доски – «Бизиборд».
Этапы проекта :
1-й этап – подготовительный
1. Информационная беседа с родителями и их привлечение к самостоятельному созданию бизибордов.
2. Консультация для родителей «Развивающая доска – бизиборд».
3. Подбор иллюстраций с изображением бизибордов.
4. Подбор основы для создания развивающей доски и материала (фанера, шпингалеты, замочки, застежки, молнии, фонарик, шнурки, прищепки, ручки, шнуровка, выключатели, липучки и многое другое, что может вызвать интерес у маленького ребёнка.
2-й этап – основной
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с развивающей доской «Бизиборд» и её содержанием.
3-й этап – заключительный
Открытое занятие на тему: «Увлекательный бизиборд».
Бизиборд – развивающая доска для детей, которая представляет собой деревянную панель с закреплёнными на её поверхности различными предметами (всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и другими «опасностями»).
Создавая развивающую доску, была внесена полезность в каждый элемент данной доски. Любой элемент в бизиборде может заинтересовать ребенка. Создавая дизайн развивающей доски, мы старались внести полезность каждого элемента и объединили всё в единый сюжет.
Правильно сделанный, хорошо продуманный еще на этапе «проектирования», бизиборд имеет много маленьких деталей, которые не просто можно щупать, но и совершать с ними определенные действия: щелкать выключателем, втыкать вилку в розетку, вдавливать кнопки, защелкивать щеколду и прочее. Все это тренирует маленькие пальчики, а еще – учит обращению с реальными аналогами этих предметов в быту.
Суть такой панели заключается в том, чтобы малыши учились развивать мелкую моторику своих пальчиков, логику и мышление. Чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышам.
Дословно «бизиборд» можно перевести как «доска, чтобы занять малыша». Действительно, различные мелкие предметы и яркое оформление могут увлечь ребенка надолго.
Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска», «Чудо-доска», «Доска-стенд для мелкой моторики». А еще звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори». Ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами. А прототип современного бизиборда был изготовлен в 1907 году самой Марией Монтессори. Она решила дать возможность поиграть детям с предметами, к которым родители их не подпускают.
Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам.
Логопедические проблемы так же успешно решает бизиборд, ведь несомненно, развитие мелкой моторики и развитие речи имеют тесную связь. Ежедневные занятия в игровой форме дают отличный результат. При стимуляции моторных навыков речевой центр активизируется.
Бизиборд является отличным пособием для развития детей дошкольного возраста и необходим в каждой группе, как элемент развивающей предметно- пространственной среды.
Требования к организации предметно-развивающей среды следующие :
1. содержательно-насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на этой доске, тем интереснее она будет ребенку: замочки, крючки, колесики, дверцы, кнопочки и т. д. ; если каждый закрепленный предмет может выполнять какое-то действие - малыш учится нажимать, крутить вертеть и пр.);
2. доступный (пособие изготовлено с учетом возрастных особенностей и находится в свободном доступе, доставляя детям радость и развивая интерес к изучению нового);
3. безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены саморезы, использующиеся для крепления не выглядывают с обратной стороны доски; доски гладкие, без острых углов и пр.);
4. здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
5. эстетически-привлекательный (основной фон яркий, предметы разных форматов и цветов, использованы шумовые музыкальные пособия).
С такой доской ребенок будет не только некоторое время занят, но также пополнит свой багаж знаниями, разовьет свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление, речь.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО:
познавательное;
речевое;
социально-коммуникативное;
физическое;
художественно- эстетическое.
И так же может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка – дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивают определенные навыки :
мелкую моторику рук (основная задача бизиборда – полная свобода тактильного восприятия);
координацию движений (шнуровки, цепочки, защелки и пр.);
усидчивость (множество действий);
логику (начинают понимать, что сначала открываем щеколду, потом откроется дверца);
воображение (самостоятельно может придумать как использовать ту или иную деталь);
память (нейронные сигналы от пальчиков передаются в мозг ребенка и обогатят впечатлениями память).
Доска Бизиборд не имеет каких то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают сделать своим друзьям (коммуникативность и взаимопомощь).
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой работы и необходимости продолжения использовать данное дидактическое пособие.
Цели и задачи проекта.
Цель: увлечь ребёнка самостоятельным освоением бытовой деятельности; организовать ему долгий и интересный процесс познания; позволить удовлетворять свои интересы с теми предметами, которые могут быть опасны в быту; способствовать развитию координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, самостоятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, творческое и логическое мышление; способствовать изучению различных цветов; формировать причинно-следственные связи; развивать самостоятельность и познавательную активность; способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции); формировать умение распознавать качества предметов; воспитывать бережное отношение к предметам.
Создавая развивающую доску, была внесена полезность в каждый элемент. Любой элемент в бизиборде может заинтересовать ребенка.
Ожидаемые результаты от проекта :
С помощью данной развивающей доски происходит развитие :
мелкой и крупной моторики;
внимательности и самостоятельности;
мышления;
сенсорики;
творческого потенциала;
логики, памяти;
развития речи;
навыков (расстегнуть и застегнуть молнию, завязать шнурок, открыть замочек и т. д.).
Формы работы с бизибордом :
1. образовательная деятельность;
2. совместная деятельность;
3. индивидуальная деятельность.
Предполагаемый результат:
Бизиборд, созданный своими руками, очень увлекательная и интересная развивающая доска, как для мальчика так и для девочки, которая способствует развитию определё нных навыков таких как: усидчивость, координация движений, мелкая моторика рук, цветовосприятие, проявление собственной активности.
Дидактические игры с использованием бизиборда.
1. Игра «Веселая шнуровка».
Цель: способствовать развитию мелкой моторики и научить ребенка вставлять шнурки в отверстия, завязывать на бантик шнурок.
Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.
2. Игра «Веселая прищепка».
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Двигая прищепки, как косточки на счетах, считать их. С помощью таких «бус» удобно изучать понятия «направо», «налево», «сколько».
3. Игра-антистресс «Спиннер».
Цель: развивает мелкую моторику пальцев; способствует развитию речи.
Антистресс спиннер fidget spinner успокаивает расшатанные нервы. Пытаясь сосредоточиться на игрушке, мозг начинает работать активнее, концентрация внимания повышается.
…. и многие другие