Гуля Сардарова
Проект по сенсорному развитию детей «Мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - «золотая пора»
Профессор Н. М. Щелованов
Актуальность:
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной во всестороннем развитии детей. Ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Проект по сенсорному развитию детей „Мир сенсорики“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
У детей раннего возраста зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру, их количество и расположение в пространстве. Осязательные ощущения ребенок воспринимает посредством прикосновений, ощупывания, различные по фактуре материалы, поверхности различных, по величине и форме предметов. В слуховом восприятии ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.
Формирование сенсорных навыков гораздо быстрее происходит в ходе игровой деятельности. Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Ведь недаром говорят: «Играем, значит развиваемся».
Цель: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через игровую деятельность.
Задачи:
-Обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;
-Развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;
-Формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий);
-Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
-Приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.
Срок реализации проекта
1 учебный год
Тип проекта:
групповой;
познавательно - творческий;
долговременный.
Участники проекта:
воспитатели;
дети старшего дошкольного возраста;
родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный;
2 этап - основной;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап
Анкетирование родителей;
Индивидуальные беседы;
Диагностика детей;
Оформление информационного стенда для родителей;
Оформление сенсорного уголка;
Основной этап
В ходе проекта были реализованы следующие мероприятия:
1. НОД: «Большой, поменьше, маленький», «Знакомство с формой предметов», «Разноцветные матрешки», «Что звучит», «Один - много», «Кубик, шарик», «Соберем бусы для куклы», «Поручение», «Домики и флажки», «На лесной полянке», «Плывет, плывет кораблик».
2. Чтение художественных произведений по плану проекта: А. Барто «Мяч», «Бычок» и др., С. Я. Маршак «Сборник произведений», Г. Скребицкий «Белка».
3. Дидактические игры:
- Для зрительного восприятия: «Разноцветные палочки», «Собери карандаши в стаканы», «Какого цвета не стало?», «Какая машина такая и дорога», «Собери колечки», «Разноцветные поляны», «Разноцветные шары», «Собери гирлянду», «Подбери чашки к блюдцам», «Спрячь мышку», «У кого какое платье», «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?», «Закроем окна у домиков», «Заштопай штанишки», «Круг, квадрат», «Собери шарики в ведерки», «Угости зайчика», «Большие и маленькие», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки», «Дальше – ближе», «Веселые матрешки».
- Для тактильного и осязательного восприятия: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Соберем бусы для куклы», «Подбери лепесточки к цветам», «Посади бабочку на цветок», «Сюрприз», «Пересыпалочки», «Тонет, не тонет», «Теплый – холодный», «Тактильная коробка», «Тактильное мемори».
- Для слухового восприятия: «Постучим – погремим», «Кто как кричит?», «Хлопы - Шлепы», «Хлопни в ладоши», «Кто что услышит?», «Узнай по звуку предмет», «Разноцветные шумелки», «Тихо – громко», «Кто позвал?».
- Для обонятельного и вкусового восприятия: «Узнай по вкусу», «Ароматная радость».
4. Игры для развития мелкой моторики: «Маленький секрет», «Застёжки», «Предметы – вкладыши», «Коробочки для проталкивания фигур», «Закрути ленточку», «Зашнуруй сапожок», «Достаём предметы из кинетического песка», «Поиграем с прищепками», «Мягкий конструктор», «Тактильные дорожки», «Тактильный куб», «Тактильная книга», «Бизиборт».
5. Игры для развития двигательной активности: «Найди свой домик», «Цветные фонарики», «Бабочки», «Догони мяч», «Ноги и ножки», «Выбери мяч», «Разноцветные ленточки».
6. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе.
7. Работа с родителями:
7.1. Проведена консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» с использованием ИКТ
7.2. Оформлены папки - передвижки:
- «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет».
- «Картотека игр по сенсорному развитию».
- «Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию».
7.3. Подготовлены методические рекомендации и буклеты для родителей.
7.4. Анкетирование родителей «Актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста».
7.5. Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап
В ходе реализации данного проекта была оформлена развивающая предметно - пространственная среда для детей раннего возраста и фотовыставка «Мир сенсорных игр». В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживалась положительная динамика уровня развития сенсорных эталонов: цвет, форма и величина. Поставленные цели и задачи выполнены. Дети проявляли интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам. С удовольствием включались в деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность. Целенаправленно наблюдали за объектами организованного восприятия. Умело выполняли простейший сенсорный анализ. Стремились передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности. В процессе деятельности были любопытны, активны, эмоциональны, общительны.