МААМ-картинки

Проект по речевому развитию «Учимся правильно говорить»

Наталья Казакова
Проект по речевому развитию «Учимся правильно говорить»
▼ Скачать +Заказ

Введение:

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Дошкольный период является важным периодом для развития речи ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений. Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного понимания произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом.

Публикация «Проект по речевому развитию „Учимся правильно говорить“» размещена в разделах

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Актуальность:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать художественное чтение, театрализацию, дидактические игры которые развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, декламировать.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Мониторинг речи детей показывает пробелы в речевом развитии.

Цель:

Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению ; воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства, возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.

Задачи проекта :

• Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;

• Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;

• Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;

• Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;

• Воспитывать бережное отношение к книгам;

• Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;

• Способствовать у детей развитию объема памяти;

• Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;

• Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений. ;

Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.

• обогатить игровой опыт каждого ребёнка;

• стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

• сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

• Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Ожидаемый результат

• Позитивное взаимодействие детей в коллективе.

Развитие коммуникативной функции речи.

• Успешное овладение грамотной и связной речью.

• Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.

• Умение договариваться и работать слажено.

• Умение обратиться к взрослому с вопросом.

• Умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением.

• Умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.

• Совершенствование звуковой стороны речи.

• Грамотное владение устной речью, выражение своих мыслей, чувств, эмоций в процессе сочинения сказки.

• Повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях, использование методов и приемов работы, выбора игр.

Продукты проекта : «Волшебная книга сказок», картотека дидактических игра.

Аннотация проекта :

Название проекта : «Учимся красиво говорить»

Вид проекта : групповой, инвидуальный.

Сроки реализации проекта : (с 1 марта по 31 марта 2024г.)

Продолжительность проекта : краткосрочный (1месяца)

Разработчики проекта воспитатели : Казакова Н. Ф., Гасанова Д. Г.

Исполнители проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители, логопед, психолог.

Этапы реализация проекта программы :

1. Подготовительный этап.

-Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.

- Подбор игр и игровых упражнений.

- Оформление в группе речевого уголка.

-Выявление уровня развития связной речи детей.

- Изучение насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

- Изготовление дидактических пособий, необходимого для реализации проекта.

-Пополнение книжного уголка

-Изготовление атрибутов к сказкам

2. Основной этап.

- Загадывание загадок, заучивание стихотворений.

- Сочинение сказок.

- Составление описательного рассказа.

- Рассказывание по сюжетным картинкам.

- Пересказ рассказа.

- Заучивание стихотворения А. Н. Плещеев «Весна».

- Викторина «Путешествие в мир сказки».

- Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку».

- Игровая ситуация «Будем вежливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог

-Виртуальная экскурсия в музей «Предметы старины далекой»

- Привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе.

- Беседы с родителями: «Правильное формирование речи у ребенка», «Речевые игры по дороге в детский сад», «Играем пальчиками-развиваем речь»

Консультации для родителей: «Сказка помогает говорить правильно», «Развиваем речь играя», «Развиваем речь через театрализованную деятельность»

- Оформление наглядной информации в родительском уголке.

- Повышение компетентности родителей, консультирование.

3. Заключительный этап.

1. Презентация проекта.

2. Обобщение результатов о проделанной работы.

3. Участие в групповом конкурсе чтецов.

4. Оформление картотеки «Дидактические игры по речевому развитию»

5. Оформление консультации для родителей «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

6. Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта.

План мероприятий

1 неделя

1. Чтение и пересказ сказки «Хаврошечка» А. Н. Толстой;

2. Д/ И: «Узнай героя сказки по описанию», «Расскажи сказку по героям».

3. Беседа с детьми «Вежливые слова».

4. Отгадывание загадок для детей 5-6

5. Продолжи пословицу (повторение пословиц).

6. Чтение рассказа К. Паустовский «Кот - ворюга».

7. Проведение различных видов дыхательной и артикуляционной гимнастики.

2 неделя

1. Д/ И: «Что изменилось», «Я назову, а вы продолжите».

2. Знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» М. Булатов.

3. Заучивание чистоговорок.

4. Заучивание стихотворения А. Н. Плещеев «Весна»

5. Беседа с детьми «Театр».

6. Проведение различных видов дыхательной и артикуляционной гимнастики.

3 неделя

1. П/ И: «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди».

2. Беседа с детьми «Моя любимая книга».

3. Пересказ рассказа Л. Н. Толстой «Лев и собачка»;

4. Рисование «Любимый герой сказки».

5. Сюжетно – ролевая игра: «Театр» и постановка кукольного театра «Теремок».

6. Проведение различных видов дыхательной и артикуляционной гимнастики.

7. Д/ И: «Чего не стало»

4 неделя

1. Чтение сказки «Гуси-лебеди»

2. Викторина «Путешествие в мир сказки».

3. Чтение пословиц и поговорок

4. Д/ И: «Бабочка, лети!», «Змейка».

5. С/ р игра: «Я блогер»

6. Проведение различных видов дыхательной и артикуляционной гимнастики.

7. П/ И: «Зайцы и волк».

Перспективный план работы с родителями:

1 неделя Консультации на тему «Развиваем речь играя»

2 неделя Беседа с родителями «Правильное формирование речи у ребёнка»

3 неделя Памятка для родителей «Особенности речевого развития детей»

4 неделя Анкета для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника»

Ресурсы:

• Использование ИКТ;

• Использование различных видов театра;

• Использование мнемотаблиц для составление рассказов, сказок, сочинение сказок, заучивание стихов;

Продукты проектной деятельности :

1. Разработка конспекта викторины, театрализация сказки «Теремок».

2. Мультимедиа презентация.

3. Картотека дидактических игр по речевому развитию.

4. Изготовление пособия «Волшебная книга сказок».

5. Создание в группе уголка по речевому развитию «Речевичок».

6. Картотека загадок, скороговорок, чистоговорок, пословиц.

7. Рекомендации для родителей.

Результаты и выводы:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.

Список используемой литературы

1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991г.

2. Затулина Г. Я. «Конспекты занятий по развитию речи» старшая группа. Педагогическое общество России, 2007.

3. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

4. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

5. Интернет источники: Международный образовательный портал Maam.ru, nsportal.ru

6. Русские народные сказки.

7. Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.

8. Михайлова А. Я. «Современный ребё нок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Наречие» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел в работе над развитием речи. Называется он «НАРЕЧИЕ». Ребенок очень часто использует.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Что лучше?… Кто какой?» Уважаемые коллеги! Закончить раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» хочу двумя темами. Это «ЧТО ЛУЧШЕ?» и «КТО КАКОЙ?» Первая тема будет представлена одним.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Я придумал слово» Уважаемые коллеги! Продолжаю работу над информационным проектом для создания дидактического материала по лексическим темам. Предлагаю вашему.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по речевому развитию «Учимся правильно говорить»
Опубликовано: 26 апреля 2024 в 12:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по речевому развитию «Учимся правильно говорить»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Казакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД