Наталья Казакова
Проект по речевому развитию «Учимся правильно говорить»
▼ Скачать +Заказ
Введение:
Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Дошкольный период является важным периодом для развития речи ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений. Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного понимания произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом.
Публикация «Проект по речевому развитию „Учимся правильно говорить“» размещена в разделах
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Актуальность:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать художественное чтение, театрализацию, дидактические игры которые развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, декламировать.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Мониторинг речи детей показывает пробелы в речевом развитии.
Цель:
Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению ; воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства, возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.
Задачи проекта :
• Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;
• Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
• Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
• Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
• Воспитывать бережное отношение к книгам;
• Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
• Способствовать у детей развитию объема памяти;
• Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;
• Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений. ;
• Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
• обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
• стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
• сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
• Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.
Ожидаемый результат
• Позитивное взаимодействие детей в коллективе.
• Развитие коммуникативной функции речи.
• Успешное овладение грамотной и связной речью.
• Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.
• Умение договариваться и работать слажено.
• Умение обратиться к взрослому с вопросом.
• Умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением.
• Умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.
• Совершенствование звуковой стороны речи.
• Грамотное владение устной речью, выражение своих мыслей, чувств, эмоций в процессе сочинения сказки.
• Повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях, использование методов и приемов работы, выбора игр.
Продукты проекта : «Волшебная книга сказок», картотека дидактических игра.
Аннотация проекта :
Название проекта : «Учимся красиво говорить»
Вид проекта : групповой, инвидуальный.
Сроки реализации проекта : (с 1 марта по 31 марта 2024г.)
Продолжительность проекта : краткосрочный (1месяца)
Разработчики проекта воспитатели : Казакова Н. Ф., Гасанова Д. Г.
Исполнители проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители, логопед, психолог.
Этапы реализация проекта программы :
1. Подготовительный этап.
-Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.
- Подбор игр и игровых упражнений.
- Оформление в группе речевого уголка.
-Выявление уровня развития связной речи детей.
- Изучение насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
- Изготовление дидактических пособий, необходимого для реализации проекта.
-Пополнение книжного уголка
-Изготовление атрибутов к сказкам
2. Основной этап.
- Загадывание загадок, заучивание стихотворений.
- Сочинение сказок.
- Составление описательного рассказа.
- Рассказывание по сюжетным картинкам.
- Пересказ рассказа.
- Заучивание стихотворения А. Н. Плещеев «Весна».
- Викторина «Путешествие в мир сказки».
- Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку».
- Игровая ситуация «Будем вежливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог
-Виртуальная экскурсия в музей «Предметы старины далекой»
- Привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе.
- Беседы с родителями: «Правильное формирование речи у ребенка», «Речевые игры по дороге в детский сад», «Играем пальчиками-развиваем речь»
Консультации для родителей: «Сказка помогает говорить правильно», «Развиваем речь играя», «Развиваем речь через театрализованную деятельность»
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
- Повышение компетентности родителей, консультирование.
3. Заключительный этап.
1. Презентация проекта.
2. Обобщение результатов о проделанной работы.
3. Участие в групповом конкурсе чтецов.
4. Оформление картотеки «Дидактические игры по речевому развитию»
5. Оформление консультации для родителей «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»
6. Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта.
План мероприятий
1 неделя
1. Чтение и пересказ сказки «Хаврошечка» А. Н. Толстой;
2. Д/ И: «Узнай героя сказки по описанию», «Расскажи сказку по героям».
3. Беседа с детьми «Вежливые слова».
4. Отгадывание загадок для детей 5-6
5. Продолжи пословицу (повторение пословиц).
6. Чтение рассказа К. Паустовский «Кот - ворюга».
7. Проведение различных видов дыхательной и артикуляционной гимнастики.
2 неделя
1. Д/ И: «Что изменилось», «Я назову, а вы продолжите».
2. Знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» М. Булатов.
3. Заучивание чистоговорок.
4. Заучивание стихотворения А. Н. Плещеев «Весна»
5. Беседа с детьми «Театр».
6. Проведение различных видов дыхательной и артикуляционной гимнастики.
3 неделя
1. П/ И: «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди».
2. Беседа с детьми «Моя любимая книга».
3. Пересказ рассказа Л. Н. Толстой «Лев и собачка»;
4. Рисование «Любимый герой сказки».
5. Сюжетно – ролевая игра: «Театр» и постановка кукольного театра «Теремок».
6. Проведение различных видов дыхательной и артикуляционной гимнастики.
7. Д/ И: «Чего не стало»
4 неделя
1. Чтение сказки «Гуси-лебеди»
2. Викторина «Путешествие в мир сказки».
3. Чтение пословиц и поговорок
4. Д/ И: «Бабочка, лети!», «Змейка».
5. С/ р игра: «Я блогер»
6. Проведение различных видов дыхательной и артикуляционной гимнастики.
7. П/ И: «Зайцы и волк».
Перспективный план работы с родителями:
1 неделя Консультации на тему «Развиваем речь играя»
2 неделя Беседа с родителями «Правильное формирование речи у ребёнка»
3 неделя Памятка для родителей «Особенности речевого развития детей»
4 неделя Анкета для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника»
Ресурсы:
• Использование ИКТ;
• Использование различных видов театра;
• Использование мнемотаблиц для составление рассказов, сказок, сочинение сказок, заучивание стихов;
Продукты проектной деятельности :
1. Разработка конспекта викторины, театрализация сказки «Теремок».
2. Мультимедиа презентация.
3. Картотека дидактических игр по речевому развитию.
4. Изготовление пособия «Волшебная книга сказок».
5. Создание в группе уголка по речевому развитию «Речевичок».
6. Картотека загадок, скороговорок, чистоговорок, пословиц.
7. Рекомендации для родителей.
Результаты и выводы:
Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.
Список используемой литературы
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991г.
2. Затулина Г. Я. «Конспекты занятий по развитию речи» старшая группа. Педагогическое общество России, 2007.
3. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
4. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
5. Интернет источники: Международный образовательный портал Maam.ru, nsportal.ru
6. Русские народные сказки.
7. Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
8. Михайлова А. Я. «Современный ребё нок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.