Приложение МААМ

Исследовательский проект по музыке «О чем мне рассказала старая пластинка»

Анна Викторовна Ганюшкина
Исследовательский проект по музыке «О чем мне рассказала старая пластинка»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

предметная область «Искусство»

на тему «О чём рассказала мне старая пластинка»

(тип проекта- исследовательский)

Работу выполнила:

ученица ___ класса

___

Руководитель:

учитель музыки

___

Содержание

Введение стр. 2

Глава 1. стр. 3

1.1. История рождения грампластинки стр. 3

1.2. История отечественной грампластинки стр. 3

1.3. О чём рассказала пластинка (обозначения) стр. 4

Глава 2. стр. 6

Публикация «Исследовательский проект по музыке „О чем мне рассказала старая пластинка“» размещена в разделах

2.1. Прослушивание пластинок.

Сравнение их звучания с цифровыми носителями. стр. 6

2.2. Интервью с жителями посёлка стр. 7

2.3 Результаты исследования стр. 7

Заключение стр. 8

Библиография стр. 9

Введение

Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушать? Эти вопросы у меня возникли, когда я увидела пластинки в кабинете музыки. А почему бы мне не составить проект и не рассказать своим одноклассникам? Ведь на протяжении почти всего 20 века они были самым популярным, доступным и недорогим средством распространения аудиозаписей.

Мне очень захотелось послушать эти старые пластинки, но для этого нужен специальный прибор – проигрыватель. Мне стало интересно, почему пластинки не используют в наше время и почему некоторые люди до сих пор их хранят?

Цель моей работы: изучение истории изобретения пластинок и устройств для их использования, прослушивания их звука.

Для достижения цели я поставила перед собой ряд задач:

1. изучить литературу и интернет-сайты по интересующему меня вопросу;

2. узнать историю рождения пластинки;

3. выяснить, о чем говорят обозначения на пластинке;

4. выяснить,что известно современным детям о грампластинках;

5. провести эксперимент – сравнить звучание музыки на современном носителе и на грампластинке;

6. защитить проект, довести полученную информацию до сверстников.

Объект исследования – грампластинка.

Основные методы:

изучение литературы;

изучение видов грампластинок в школьном кабинете музыки;

составление плана проекта;

интервьюирование;

создание презентации.

Гипотеза: я предполагаю, что использовать пластинки стало неудобно, а хранят их на память.

Глава 1

1.1. История рождения грампластинки

В далёком 16 веке были предприняты первые попытки звукозаписи.

Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы- будильники и башенные куранты. Такие инструменты появились в разных странах.

И все же первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году и появился он Соединенных Штатах Америки. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф. Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.

В 19 веке в Германии появилось изобретение, которое назвали чудом века – граммофоном. Его создатель – Эмиль Берлинер.

В 1888г. Эмиль Берлинер предложил записывать информацию на компактном носителе – пластинке,сделанной из целлулоида. Сегодня она хранится в Национальном музее США. Запись производилась по спиральной дорожке, что оказалось простой и продуктивной идеей. Для современных CD и DVD дисков применяется та же система записи.

1.2. История отечественной грампластинки

Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. В России же первые граммофонные пластинки выпустили 100 лет назад. Немецкий предприниматель Готлиб Моль с нуля построил в Апрелевке (один из районов Москвы) завод по производству граммофонных дисков и в 1910 году выпустил на российский рынок 400 тысяч пластинок.

Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году, на другой стороне печатали название пластинки.

А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже. шоколада, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

В XX веке основными производителями лаковых дисков в России были такие предприятия, как “Пишущiй Амуръ”. Также существовали филиалы заграничных звукозаписывающих компаний: «Зонофон Рекорд», «Берменер Рекорд», «Victor» и «Beka».

В 1922 году объединение «Грампластинка» полностью берет на себя полномочия по производству пластинок в России. Их выпускают в двух форматах: гранд и гигант.

Небьющиеся пластинки впервые появились в 1938 году. Диаметр одного диска составлял 25 сантиметров, а изготавливали пластинки из ацетилцеллюлозы. Чтобы выпустить, скажем, концертную запись, приходилось объединять пластинки в наборы. Даже записывалиречи политиков.

В 1964 году была создана всеми известная Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», благодаря которой были объединены все заводы-производители лаковых дисков СССР. В это время стали выпускать детские проигрыватели - к ним подходили «пластинки-игрушки», на которых записывали сказки и песни пионеров. На пластинки стали записывать журналы, такие популярные издания, как «Кругозор» и «Колобок». Они включали в себя стихи, сказки, беседы. «Мелодия» даже выпускала звуковые записи к диафильмам.

1.3. О чём рассказала пластинка

Если посмотреть на пластинку, то по - середине мы увидим круг из бумаги, на котором написаны разные непонятные знаки. Цвет этого круга зависит от завода и от оборудования. На кружке мысразу видим деление: сверху вся информация об изготовителе, снизу информация по продукту.

На пластинке "стерео" рядом сопровождающий значок в виде перекрещивающихся кружков. Если же пластинка "Моно", тогда изображен треугольник. А рядом указана номинальная частота вращения пластинки (об/мин) - 33, 45, 78.

Спускаемся чуть ниже и видим такие строки:

С60-12953, 3 гр. 1-90

Вначале идет индекс: С60, т. е. С - стерео, 6 - жанр, 0 - формат.

С это обозначение Стерео, М - Моно, А - цифра.

Следующая цифра означает, что

0 – документальное (речи Сталина, например, съезды);

1 - классика;

2 - русская народная музыка;

3 - другая народная музыка СССР;

4 - поэзия, драматургия;

5 - для детей;

6 - эстрада, джаз;

7 - учебные записи;

8 - народная музыка других стран;

9 - все остальное.

Дальше идет 0, т. е. вторая цифра обозначает формат пластинки.

0, значит она 12’-дюймовая, 1 - 10’’, 2 - 7’’ соответственно.

За ним, через тире, идет пятизначный порядковый номер записи. На первой стороне он нечетный, на второй N+1.

С первой строчкой разобрались, спускаемся ниже к 3 гр. 1-90.

Тут пишется репертуарная группа и стоимость самой пластинки.

3 группа значит - эстрадная или танцевальная музыка, 1 – документальная 2 - все остальное, что перечисленно в пунктах 1-5, 7-9 выше.

А 1-90 это ее стоимость, т. е. 1 рубль 90 копеек.

Глава 2

2.1. Прослушивание пластинок.

Сравнение их звучания с цифровыми носителями.

Граммофоны конца XIX века имели пружинный привод и огромный рупор, из которого звуки лились рекой! В 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" – Гильон Кеммлер предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным. Он имеет вид чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку, а в обиходе стал называться патефоном.

В 50-х годах на смену патефону пришёл электрический проигрыватель.

На диск-маховик кладётся пластинка. Диск вращается с постоянной скоростью. Игла-звукосниматель движется по дорожке на поверхности пластинки. Аудиоколонки воспроизводят звук. Устанавливать проигрыватель нужно на ровную поверхность, иначе звучание ухудшится.

Если сравнивать цифровой и виниловый звук,то цифровой по всем техническим характеристикам конечно качественнее, чем виниловый и даже без посторонних шумов. Еще недостатоквиниловых пластинок по сравнению с современными устройствами - это большой размер и невозможность взять с собой в дорогу. Но виниловый звук богаче, чем цифровой,более пространственный, объёмный,более "живой", в нём нет неодушевлённости цифрового сигнала. Такой звук и более естественный, выдающий глубокие, чистые басы. Некоторые ди-джеи даже называют виниловые басы более упругими, эмоциональными. Еще с пластинки практически невозможно сделать пиратские копии. Они будут очень плохого качества и их не будут покупать. Также виниловая пластинка является самым долговечным хранителем звукозаписи. Ведь именно благодаря им для нас сохранились голоса великих людей: Шаляпина, Каррузо, Есенина, Маяковского.

Я прослушала и сравнила запись одной и той же песни на флэшке и на пластинке. И сразу вспомнила слова одного коллекционера, что винил это как ужин при свечах. Казалось бы, зачем нужны свечи, если есть электричество? Но они придают какое-то особое, непередаваемое ощущение.

Да, виниловые пластинки ушли в прошлое, но они действительно ценнее для любителей «старой» музыки.

2.2. Интервью с жителями посёлка

Я узнала, что в нашем селе есть житель, который собирает коллекцию проигрывателей. Рифкать Абдулхаевич Аббазов очень любит свои аппараты. У него дома 6 разных проигрывателей, есть и совсем старые, и поновее. К моему удивлению, все проигрыватели находятся в исправном состоянии. Он часто слушает радио на проигрывателе и сами пластинки. Звук с виниловой пластинки ему нравится гораздо больше, чем цифровой. Он даже телевизор смотрит, подключая к проигрывателю. Конечно продавать свои проигрыватели он не собирается. Это память.

2.3. Результаты исследования

Мне было необходимо выяснить, будет ли мой проект интересен и познавателен для кого-то, кроме меня. Я решила провести опрос среди учащихся, чтобы узнать, знают ли мои ровесники что-либо о грампластинках? Слышали ли их звучание?

Вот результаты моего опроса:

я опросила 25 человек в средней школе,

о пластинках знают 20 человек,

имеют дома пластинки 5 учеников,

слышали их звучание 11 учеников.

Заключение

Таким образом, выяснилось, что старшее поколение хранит пластинки как память о своём детстве и молодости. Для того, чтобы рассказать об этом нам, молодому поколению. Результаты опроса нас немного удивили. Выяснилось, что немного ребят знают о пластинках и слушали их. И хотя нам, современным детям, ближе флэш-карты, СD - диски, МР3-плееры и телефоны, мы не должны забывать историю своей страны.

Сейчас многие избавляются от пластинок, как от ненужного хлама, но хочется верить, что век грампластинок не закончился. А старые записи, многие из которых сделаны в Апрелевке, ещё долго будут радовать истинных ценителей музыки.

Я считаю, что не зря выбрала эту тему. Работая над ней, я узнала много интересного, пообщалась с интересными людьми, поделилась своими знаниями с одноклассниками.

Библиография

1. Большая Советская энциклопедия. Москва. Изд-во "Советская энциклопедия", 1972г. Том 7.

2. Большая энциклопедия школьника. Изд-во "Махаон", 2010г.

3. А. Железный "Наш друг-грампластинка", "Музычна Украйина", 1989 г

4. https://patefon.knet.ru/history.htm

5. https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2016/05/02/istoriya-gramplastinki-proektno

6. https://tdelegia.ru/the-content/gramplastinki-istoriya-sozdaniya-istoriya-poyavleniya-vinilovyh-plastinok/

7. https://oldradio.onego.ru/PLASTINKI/index.html

8. https://muzey-factov.ru/tag/gramophone-records

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о региональном детском фестивале «Старая, старая сказка»Фотоотчёт о региональном детском фестивале «Старая, старая сказка» В течение десяти лет в Воронежской области проходит замечательный фестиваль «Старая, старая сказка». Ребята в возрасте от 6 до 17.

Игра-эксперимент с детьми младшего дошкольного возраста «Что нам шишка рассказала»Игра-эксперимент с детьми младшего дошкольного возраста «Что нам шишка рассказала» Цель: установить опытным путем, почему открываются и закрываются сосновые шишки. Гуляя на участке, мы с малышами собрали шишки для поделок.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Виниловая пластинка-основа для дидактических пособийВиниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.

Изготовление Курочки Рябы для фестиваля «Старая, старая сказка»Изготовление Курочки Рябы для фестиваля «Старая, старая сказка» с 26 марта по 13 апреля 2018 года у нас проходит муниципальный этап областного конкурса рисунков и декоративно-прикладного творчества.

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Проект «Осень в музыке и живописи»Проект «Осень в музыке и живописи» ПроектИнтегративное занятие: «Осень в музыке и живописи» Цель: Доставить детям и родителям радость, вызвать эмоциональный отклик Задачи:.

Межгрупповой творческий проект «Сказка в музыке»Межгрупповой творческий проект «Сказка в музыке» Проект «Сказка в музыке» Тип проекта: долгосрочный, межгрупповой, творческий Участники проекта: дети вторых младших, средних, старших и.

Проект «Три кита» в музыке — песня, танец, марш»Проект «Три кита» в музыке — песня, танец, марш» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка Детский сад № 12 «Теремок» ПРОЕКТ «ТРИ КИТА» в музыке – песня,.

Участие в конкурсе «Старая, старая сказка»  (фотоотчет)Участие в конкурсе «Старая, старая сказка»  (фотоотчет) Участие в конкурсе «Старая, старая сказка». Фотоотчет. Мы с ребятами группы «Солнышко» решили поучаствовать в областном детском фестивале.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект по музыке «О чем мне рассказала старая пластинка»
Опубликовано: 20 января 2024 в 19:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект по музыке «О чем мне рассказала старая пластинка»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Викторовна Ганюшкина (УИ 1681353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД