Анна Викторовна Ганюшкина
Исследовательский проект по музыке «О чем мне рассказала старая пластинка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
предметная область «Искусство»
на тему «О чём рассказала мне старая пластинка»
(тип проекта- исследовательский)
Работу выполнила:
ученица ___ класса
___
Руководитель:
учитель музыки
___
Содержание
Введение стр. 2
Глава 1. стр. 3
1.1. История рождения грампластинки стр. 3
1.2. История отечественной грампластинки стр. 3
1.3. О чём рассказала пластинка (обозначения) стр. 4
Глава 2. стр. 6
Публикация «Исследовательский проект по музыке „О чем мне рассказала старая пластинка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
2.1. Прослушивание пластинок.
Сравнение их звучания с цифровыми носителями. стр. 6
2.2. Интервью с жителями посёлка стр. 7
2.3 Результаты исследования стр. 7
Заключение стр. 8
Библиография стр. 9
Введение
Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушать? Эти вопросы у меня возникли, когда я увидела пластинки в кабинете музыки. А почему бы мне не составить проект и не рассказать своим одноклассникам? Ведь на протяжении почти всего 20 века они были самым популярным, доступным и недорогим средством распространения аудиозаписей.
Мне очень захотелось послушать эти старые пластинки, но для этого нужен специальный прибор – проигрыватель. Мне стало интересно, почему пластинки не используют в наше время и почему некоторые люди до сих пор их хранят?
Цель моей работы: изучение истории изобретения пластинок и устройств для их использования, прослушивания их звука.
Для достижения цели я поставила перед собой ряд задач:
1. изучить литературу и интернет-сайты по интересующему меня вопросу;
2. узнать историю рождения пластинки;
3. выяснить, о чем говорят обозначения на пластинке;
4. выяснить,что известно современным детям о грампластинках;
5. провести эксперимент – сравнить звучание музыки на современном носителе и на грампластинке;
6. защитить проект, довести полученную информацию до сверстников.
Объект исследования – грампластинка.
Основные методы:
изучение литературы;
изучение видов грампластинок в школьном кабинете музыки;
составление плана проекта;
интервьюирование;
создание презентации.
Гипотеза: я предполагаю, что использовать пластинки стало неудобно, а хранят их на память.
Глава 1
1.1. История рождения грампластинки
В далёком 16 веке были предприняты первые попытки звукозаписи.
Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы- будильники и башенные куранты. Такие инструменты появились в разных странах.
И все же первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году и появился он Соединенных Штатах Америки. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф. Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.
В 19 веке в Германии появилось изобретение, которое назвали чудом века – граммофоном. Его создатель – Эмиль Берлинер.
В 1888г. Эмиль Берлинер предложил записывать информацию на компактном носителе – пластинке,сделанной из целлулоида. Сегодня она хранится в Национальном музее США. Запись производилась по спиральной дорожке, что оказалось простой и продуктивной идеей. Для современных CD и DVD дисков применяется та же система записи.
1.2. История отечественной грампластинки
Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. В России же первые граммофонные пластинки выпустили 100 лет назад. Немецкий предприниматель Готлиб Моль с нуля построил в Апрелевке (один из районов Москвы) завод по производству граммофонных дисков и в 1910 году выпустил на российский рынок 400 тысяч пластинок.
Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году, на другой стороне печатали название пластинки.
А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже. шоколада, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.
В XX веке основными производителями лаковых дисков в России были такие предприятия, как “Пишущiй Амуръ”. Также существовали филиалы заграничных звукозаписывающих компаний: «Зонофон Рекорд», «Берменер Рекорд», «Victor» и «Beka».
В 1922 году объединение «Грампластинка» полностью берет на себя полномочия по производству пластинок в России. Их выпускают в двух форматах: гранд и гигант.
Небьющиеся пластинки впервые появились в 1938 году. Диаметр одного диска составлял 25 сантиметров, а изготавливали пластинки из ацетилцеллюлозы. Чтобы выпустить, скажем, концертную запись, приходилось объединять пластинки в наборы. Даже записывалиречи политиков.
В 1964 году была создана всеми известная Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», благодаря которой были объединены все заводы-производители лаковых дисков СССР. В это время стали выпускать детские проигрыватели - к ним подходили «пластинки-игрушки», на которых записывали сказки и песни пионеров. На пластинки стали записывать журналы, такие популярные издания, как «Кругозор» и «Колобок». Они включали в себя стихи, сказки, беседы. «Мелодия» даже выпускала звуковые записи к диафильмам.
1.3. О чём рассказала пластинка
Если посмотреть на пластинку, то по - середине мы увидим круг из бумаги, на котором написаны разные непонятные знаки. Цвет этого круга зависит от завода и от оборудования. На кружке мысразу видим деление: сверху вся информация об изготовителе, снизу информация по продукту.
На пластинке "стерео" рядом сопровождающий значок в виде перекрещивающихся кружков. Если же пластинка "Моно", тогда изображен треугольник. А рядом указана номинальная частота вращения пластинки (об/мин) - 33, 45, 78.
Спускаемся чуть ниже и видим такие строки:
С60-12953, 3 гр. 1-90
Вначале идет индекс: С60, т. е. С - стерео, 6 - жанр, 0 - формат.
С это обозначение Стерео, М - Моно, А - цифра.
Следующая цифра означает, что
0 – документальное (речи Сталина, например, съезды);
1 - классика;
2 - русская народная музыка;
3 - другая народная музыка СССР;
4 - поэзия, драматургия;
5 - для детей;
6 - эстрада, джаз;
7 - учебные записи;
8 - народная музыка других стран;
9 - все остальное.
Дальше идет 0, т. е. вторая цифра обозначает формат пластинки.
0, значит она 12’-дюймовая, 1 - 10’’, 2 - 7’’ соответственно.
За ним, через тире, идет пятизначный порядковый номер записи. На первой стороне он нечетный, на второй N+1.
С первой строчкой разобрались, спускаемся ниже к 3 гр. 1-90.
Тут пишется репертуарная группа и стоимость самой пластинки.
3 группа значит - эстрадная или танцевальная музыка, 1 – документальная 2 - все остальное, что перечисленно в пунктах 1-5, 7-9 выше.
А 1-90 это ее стоимость, т. е. 1 рубль 90 копеек.
Глава 2
2.1. Прослушивание пластинок.
Сравнение их звучания с цифровыми носителями.
Граммофоны конца XIX века имели пружинный привод и огромный рупор, из которого звуки лились рекой! В 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" – Гильон Кеммлер предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным. Он имеет вид чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку, а в обиходе стал называться патефоном.
В 50-х годах на смену патефону пришёл электрический проигрыватель.
На диск-маховик кладётся пластинка. Диск вращается с постоянной скоростью. Игла-звукосниматель движется по дорожке на поверхности пластинки. Аудиоколонки воспроизводят звук. Устанавливать проигрыватель нужно на ровную поверхность, иначе звучание ухудшится.
Если сравнивать цифровой и виниловый звук,то цифровой по всем техническим характеристикам конечно качественнее, чем виниловый и даже без посторонних шумов. Еще недостатоквиниловых пластинок по сравнению с современными устройствами - это большой размер и невозможность взять с собой в дорогу. Но виниловый звук богаче, чем цифровой,более пространственный, объёмный,более "живой", в нём нет неодушевлённости цифрового сигнала. Такой звук и более естественный, выдающий глубокие, чистые басы. Некоторые ди-джеи даже называют виниловые басы более упругими, эмоциональными. Еще с пластинки практически невозможно сделать пиратские копии. Они будут очень плохого качества и их не будут покупать. Также виниловая пластинка является самым долговечным хранителем звукозаписи. Ведь именно благодаря им для нас сохранились голоса великих людей: Шаляпина, Каррузо, Есенина, Маяковского.
Я прослушала и сравнила запись одной и той же песни на флэшке и на пластинке. И сразу вспомнила слова одного коллекционера, что винил это как ужин при свечах. Казалось бы, зачем нужны свечи, если есть электричество? Но они придают какое-то особое, непередаваемое ощущение.
Да, виниловые пластинки ушли в прошлое, но они действительно ценнее для любителей «старой» музыки.
2.2. Интервью с жителями посёлка
Я узнала, что в нашем селе есть житель, который собирает коллекцию проигрывателей. Рифкать Абдулхаевич Аббазов очень любит свои аппараты. У него дома 6 разных проигрывателей, есть и совсем старые, и поновее. К моему удивлению, все проигрыватели находятся в исправном состоянии. Он часто слушает радио на проигрывателе и сами пластинки. Звук с виниловой пластинки ему нравится гораздо больше, чем цифровой. Он даже телевизор смотрит, подключая к проигрывателю. Конечно продавать свои проигрыватели он не собирается. Это память.
2.3. Результаты исследования
Мне было необходимо выяснить, будет ли мой проект интересен и познавателен для кого-то, кроме меня. Я решила провести опрос среди учащихся, чтобы узнать, знают ли мои ровесники что-либо о грампластинках? Слышали ли их звучание?
Вот результаты моего опроса:
я опросила 25 человек в средней школе,
о пластинках знают 20 человек,
имеют дома пластинки 5 учеников,
слышали их звучание 11 учеников.
Заключение
Таким образом, выяснилось, что старшее поколение хранит пластинки как память о своём детстве и молодости. Для того, чтобы рассказать об этом нам, молодому поколению. Результаты опроса нас немного удивили. Выяснилось, что немного ребят знают о пластинках и слушали их. И хотя нам, современным детям, ближе флэш-карты, СD - диски, МР3-плееры и телефоны, мы не должны забывать историю своей страны.
Сейчас многие избавляются от пластинок, как от ненужного хлама, но хочется верить, что век грампластинок не закончился. А старые записи, многие из которых сделаны в Апрелевке, ещё долго будут радовать истинных ценителей музыки.
Я считаю, что не зря выбрала эту тему. Работая над ней, я узнала много интересного, пообщалась с интересными людьми, поделилась своими знаниями с одноклассниками.
Библиография
1. Большая Советская энциклопедия. Москва. Изд-во "Советская энциклопедия", 1972г. Том 7.
2. Большая энциклопедия школьника. Изд-во "Махаон", 2010г.
3. А. Железный "Наш друг-грампластинка", "Музычна Украйина", 1989 г
4. https://patefon.knet.ru/history.htm
5. https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2016/05/02/istoriya-gramplastinki-proektno
6. https://tdelegia.ru/the-content/gramplastinki-istoriya-sozdaniya-istoriya-poyavleniya-vinilovyh-plastinok/
7. https://oldradio.onego.ru/PLASTINKI/index.html
8. https://muzey-factov.ru/tag/gramophone-records