Надежда Китаева
Проект по правилам дорожного движения для детей подготовительной к школе группы «Формула дорожной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
по правилам дорожного движения
для детей подготовительной к школе группе
«Формула дорожной безопасности»
Составила:
Н. А. Китаева, воспитатель
Саранск – 2021
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
Публикация «Проект по правилам дорожного движения для детей подготовительной к школе группы „Формула дорожной безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
И везде его подстерегает опасность.
Чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать Формулу дорожной безопасности!
Проблемой, подтолкнувшей нас к написанию проекта, стала статистика дорожно-транспортных происшествий, участниками которых являются дети. Особенно актуально данная проблема стоит в большом городе, где огромное количество городского транспорта. Поэтому, мы считаем, в детском саду необходим поиск новых форм, при мов работы, способствующих воспитанию и обучению детей как правильно вести себя на дороге. Дети часто попадают в различные жизненные ситуации, в которых они могут растеряться. Избежать этих ситуаций и опасностей на дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения. В ходе проекта, дети получат не только элементарные знания, но и смогут пофантазировать, а воспитание и обучение превратится в увлекательную игру.
В поисках новых интересных форм работы с детьми и родителями по формированию безопасного поведения детей на дорогах возникла мысль использования квест-технологий по формированию безопасного участия детей дошкольного возраста в дорожном движении.
Совсем недавно появилось такое понятие, как квест-технологии. Компьютерные игры жанра quest сыграли важную роль. Дети не очень любят образовательный процесс. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, и было предложено использовать квест-игру, как один из методов обучения, ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего.
В связи с учетом ФГОС ДО формирования основ безопасного поведения должно выражаться через самостоятельное принятие решений в ситуациях выбора, прогнозирования и возможных последствий. Очевидно, что сегодня использование только форм с традиционными методами не может привести к ожидаемому результату.
Актуальность и значимость проблемы заключается в противоречии между необходимостью повышения эффективности работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и недостаточно-действенного механизма для ее реализации. Чтобы решить данное противоречие, было принято решение, использовать квест-технологии. Следует отметить, что квест-технологии это, и самостоятельная, и коллективная творчески завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое – это процесс глубокого и полного понимания ознакомления ребенка с окружающим миром.
Ведущая педагогическая идея:
Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, посредством использования квест-технологий по формированию безопасного участия детей дошкольного возраста в дорожном движении.
Новизна проекта заключается в разработке и использовании таких педагогических технологий как квест – игра по правилам дорожного движения для старших дошкольников, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие:
Обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде;
Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
Создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил дорожного движения;
Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, правилам дорожного движения;
Развивающие:
Активизировать словарный запас по дорожной лексике,
Способствовать развитию у детей умения самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы через интерактивно-познавательные задания.
Воспитывающие:
Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов.
Объект исследования: процесс обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.
Предмет исследования: формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.
Гипотеза исследования: обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;
3. Осуществлять сотрудничество с семьей дошкольников.
Тип проекта : долгосрочный, познавательный, творческий, обучающий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, персонажи., инспектор ГИБДД.
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы : групповая, фронтальная.
Основные формы, средства и методы реализации проекта :
Формы :
• специально организованная деятельность;
• игры по формированию и закреплению знаний детей по правилам дорожного движения.
Средства:
• игровая деятельность - дидактические, подвижные, театрализованные игры.
• продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация.
Методы:
- словесные: инструкции, рассказ, вопросы, художественное слово задания, словесное объяснение,
- наглядные: демонстрационные картины, плакаты, пазлы по ПДД, показ презентаций,
- практические: игры и задания;
- контроля и стимулирования в виде похвалы, поощрения.
- степени творческой самостоятельности - организация поисковой деятельности.
Методическое обеспечение (литература, наглядные пособия, аудио и видеоматериалы).
Программа:
Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради и др.);
Наглядные пособия: демонстрационные картины, плакаты, пазлы по ПДД:
Мультфильмы и презентации по ПДД.
В уголке по ПДД: макет дороги и перекрестка для обыгрывания дорожных ситуаций., игрушки спецтранспорта, кукла в форме инспектора ГАИ, макет светофора.
В библиотеке:
Я. Пишумов. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…»; Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Азбука дорожной безопасности Анатолия Линёва «Если Емеля едет на печке…»;
В речевом центре - настольные игры: «На улицах города», «Мы по улице идем», дидактические игры.
В уголке изодеятельности – раскраски по ПДД.
Материально-техническое обеспечение: ТСО, специальное оборудование.
Мультимедийное оборудование;
Ноутбук:
магнитная доска
Этапы проекта :
1 этап (постановка проблемы)
Создание проблемы перед детьми «Формула дорожной безопасности – какая она?»
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
1. Составление перспективного плана работы.
2. Изучение методической литературы:
Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева «Безопасность»;
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»;
• К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
• Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице»;
• В. А. Добряков «Три сигнала светофора»;
• Н. В. Елжова «ПДД в детском саду»;
• В. Э. Рубляк «Правила дорожного движения»;
• Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов «Мы по улице идем»;
• Э. Я. Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
3. Проведение предварительной работы:
• Подбор:
• материала по Правилам дорожного движения (новинки методической и детской литературы, современная познавательно - развивающая информация о ПДД для дошкольников и родителей)
• раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования,
• Разработка конспектов мероприятий, презентаций;
• Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД;
• Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
• Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки», «Виды транспорта», «Четвертый лишний»;
• Проведение с детьми бесед по теме ПДД;
• Проведение с родителями анкетирования.
3 этап (работа над проектом) :
Мероприятия по решению задач проекта :
Работа с детьми:
• Музыкальное развлечение «Азбуку города помни всегда, чтобы не случилась с тобою беда»;
• Викторина «Знаешь, ли ты?»;
• Вечер развлечений «Мы изучаем правила дорожного движения»;
• НОД: «Путешествие по правилам дорожного движения», «Безопасность на дорогах», «Правила дорожные будем твердо знать», Игра - викторина «Пешеход», «Путешествие в страну дорожных знаков».
• Беседы: «Мой друг-светофор», «Знаки дорожного движения», «Правила пешехода», «Правила дорожного движения выполняй без возражения»;
• Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
• Просмотр презентаций, рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций.
• Творческие работы «Улицы нашего города».
• Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
• Пальчиковая гимнастика.
• Конструирование из лего - конструктора и строительного материала, и игрушек улицы и перекрестка.
• Посещение специально оборудованной зоны в дополнительном помещении и площадки по ППД в ДОУ.
• Чтение художественной литературы: Я. Пишумов. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…»; Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Азбука дорожной безопасности Анатолия Линёва «Если Емеля едет на печке…»;
• Отгадывание загадок.
• Целевые прогулки: «Наблюдение за светофором», «Пешеходный переход», «К остановке пассажирского транспорта», «Правила поведения на дороге»;
• Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Водители», «Кто отличник-пешеход?», «Путешествие на машинах», «Найди нужный знак», «По дороге», «Учим дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Светофор и регулировщик», «Говорящие дорожные знаки», «Разрезные знаки», «Подбери знак», «Я грамотный пешеход», «Дорожное лото», «Найди нужный знак»;
• Подвижные игры : «К своим знакам», «Зебра», «Глазомер», «Грузовики», «Сигналы светофора», «Трамваи», «Добеги до знака», «Ловкий пешеход», «Светофор», «Цветные автомобили», «Стоп – Идите»;
• Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «На дорогах города», «Правила движения»;
• Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?», «Истории в транспорте».
• Выставка детских рисунков «Дорога. Ребенок. Безопасность»;
Работа с родителями:
• консультации: «Взрослые – пример для детей в поведении на дороге»; «Внимание: ребенок и дорога», «Опасные перекрестки»;
• выступление на общем родительском собрании «Формирование безопасного поведения детей»;
• совместные экскурсии и целевые прогулки с детьми: к перекрестку (пешеходный переход, наблюдение за светофором, к остановке пассажирского транспорта;
• информация в родительский уголок по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма (фотоматериал, папки – раскладушки);
Работа с воспитателями, специалистами:
• консультация «Организация работы по изучению правил дорожного движения в летний период»;
• рекомендации по чтению художественной произведений; рассматриванию картинок, иллюстраций, изучению стихов о транспорте, правилах дорожного движения;
• рекомендации по знакомству с дорожными знаками и указателями: «Въезд запрещен», «Велосипедные движения запрещены», «Движение налево», «Движение направо», «Движение прямо», «Перекресток», Железнодорожный переезд», «Дети», «Переход», «Стоп»;
• смотр – конкурс уголков по ПДД;
• проекты краткосрочные :
• «Безопасная дорога детям»;
• «Уважая правила дорожного движения в детский сад спешим без приключения»;
• проекты долгосрочные :
• «Наш друг светофор».
4. Заключительный этап
• Анкетирование родителей и сравнительный анализ полученных результатов;
• Презентация лепбука «ПДД»;
• конкурс совместного творчества взрослых и детей «Мы пешеходы»;
• Квест – игра «Формула дорожной безопасности.
Ожидаемые результаты:
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• повышение уровня знаний основ правил дорожного движения дошкольником;
• умение предвидеть возможную опасность, нахождение способов избежать ее.
• привитие устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города;
• сокращение уровня травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий среди детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144 с.
2. Стеркина, Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Р. Стеркина // Дошк. воспитание – 1997 - №3 –С. 11 – 22.
3. Белая, Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / Н. Ю. Белая. – М. ,2000. – 288 с.
4. Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. -Спб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
5. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2010, № 7.
6. Колесникова И. В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015.
7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 266 с.
8. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками / Авт. -сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.–284с.