Надежда Жабина
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Чудеса в природе летом»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Загадки природы – летом» предназначен для детей подготовительной к школе группе (в возрасте 5-7 лет). Данный проект является авторской разработкой, который построен в соответствии с педагогическими и дидактическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
1. Принцип доступности, учитываются возрастные особенности детей (подготовительная группа)
2 Принцип непрерывного взаимодействия воспитателя, родителей и детей.
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Чудеса в природе летом“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Принцип активного мотивационного интереса детей к разработки проекта.
Лето – самое теплое и прекрасное время года! Это пора, когда ребенок может проявить свою активность, когда он вместе с природой растет и развивается, а так же восхищает окружающих своим оптимизмом и безудержной радостью. Лето, дает возможность не только оздоровить детей,, но и познать цветущий мир растений, разнообразный мир насекомых, прекрасный мир птиц, животных, который так и манят наблюдать за ними! Это не только прекрасный сезон для общения детей с природой, но и закрепление правил безопасного поведения. гуманного и бережного взаимодействия с природой.
Главной задачей проекта, является стремление заложить в детях предпосылки гармоничной личности, т. есть развивать такие качества, как духовность, умение творить красоту, и стремление делать добро. Учить детей наблюдать, экспериментировать, любить и беречь природу. При разработки данного проекта опирались на знания и опыт детей и использовали методическую литературу.
Для реализации проекта мы использовали разные средства, это: занятия, беседы, игры, различные наблюдения в природе, тематические выставки, выставки совместного творчества опыты – эксперименты, экскурсии с детьми по экологической тропе на территории детского сада!
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта (тема) Проект - «Загадки природы – летом» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район
Вид проекта Познавательно-исследовательский, творческий, среднесрочный, групповой.
Длительность проекта С 01 июня по 31 августа 2021 года
Разработчик проекта
Основные исполнители проекта Воспитатель Жабина Надежда Павловна, Сомер Елизавета Андреевна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район
Педагоги, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, посещающих ДОУ, музыкальный руководитель, социальный педагог.
Социальная значимость проекта На летней площадке детского сада по экологическому воспитанию у многих детей возникает множество вопросов, таких как: «Что такое погода, почему она изменчива в разные времена года? Почему летом жарко? Как появляется дождь, гроза и град? Что происходит в неживой природе летом? Как все эти природные явления помогают и мешают человеку? Почему мы видим радугу после дождя? Чем полезна утренняя роса?
Цель проекта Цель проекта : Дать детям представление о всех изменениях в живой и не живой природе которые происходят летом ; Познакомить детей с явлениями природы в летний период времени; Наблюдать за тем, какие изменения в природе происходят летом; Сделать дневник природы и систематически его заполнять и фиксировать данные о погоде; Сравнить время года лето с другими временами, находить сходные и отличительные черты.
Основные задачи Задачи проекта :
Обучающие:
- познакомить детей с разнообразными изменениями в в не живой природе летом;
- углублять и закреплять знания детей об основных явлениях неживой природы : ветер, солнце, вода, облака, туман, дождь, роса;
- познакомить детей с разнообразными изменениями в живой природе летом;
-формировать умения оценивать природные изменения :
Развивающие:
- развивать познавательный интерес ко всему живому и не живому в природе, развивать желание получать новые знания, наблюдательность, любознательность;
- развивать понимание взаимосвязей в природе и место человека в них;
- развивать мышление, интерес и любовь к природе, а так же чувство красивого;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться и понимать явления природы.
-воспитывать чувство сопереживания и желание помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации) Ожидаемые результаты:
- Знания детей о сезонных изменениях в живой и не живой природе, летнего периода расширились;
- Дети умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между природными, погодными явлениями и изменениями в жизни животного и растительного мира;
- Навыки экспериментирования имеют творческий характер;
- Интерес детей к природе повысил познавательную активность;
- Родители проявили активность в ходе совместных с детьми наблюдений и в творческом выражении результатов наблюдения.
Основные принципы проекта Помочь максимально раскрыть личностные способности каждого ребенка
Использовать метод сравнительного анализа, сбор и обработка информации, наблюдений, самостоятельного исследования.
Наличие наглядности (должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию)
Нормативно правовая база проекта Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, центр развития ребенка- детский № 5 муниципального образования Усть- Лабинского района.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Обеспечение проекта : материально-техническое Выставка книг, рисунков, различных поделок по тематике, фотографий. Изобразительный материал для продуктивной деятельности детей, Наличие разнообразного наглядного материала.
Учебно-методическое Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», Детство-пресс, 2015 В союзе с природой Л. И. Грехова М. 1999г.
Программа «Юный эколог» С. Н. Николаева.
Этапы проекта
Подготовительный этап
1. Составление перспективного планирования на летний период с детьми.
2. Подборка бесед, наблюдений стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок
3. Подготовка видеоэкскурсий, презентеций об изменениях в живой и не живой природе в летний период.
4. Составление экологических цепочек «Изменение в природе»
5. Насыщение предметно развивающей среды тематическим материалом.
6. Изучение методической литературы.
Основной этап
Беседы:
-«В природе нет ничего лишнего»
-«Куда, летом я пойду, везде цветочек я найду»
-«Каким было, каким стало!»
«Путешествие в мир насекомых, птиц и животных»
-«Что живет и растет у нас под ногами»
Наблюдения
- за птицами
-за насекомыми
-за растениями цветника и луга.
-за ветром, дождем, небом, облаками, солнцем
-за деревьями и кустарниками.
- за красотой окружающей природы и ее изменением в летний период.
Трудовая деятельность.
- прополка сорняков в цветнике и огороде, рыхление и полив почвы
- наведение порядка на участке
- рыхление и полив песка в песочнице
-полив и окучивание деревьев и кустарников на территории д / сада.
Опытно-экспериментальная деятельность :
- «Когда вода теплее (утром, днем, вечером)
-нагрев почвы в разное время суток.
- песок в песочнице и его свойства.
- откуда дует ветер.
Заключительный этап
1. Анализ эффективности деятельности по реализации проекта.
2. Оценка результатов работы всех участников проекта :
3. Презентация материала проекта на сайте дошкольного учреждения.
4. Выставка детских рисунков : «Лето красное- пора прекрасная»
5. Анкетирование родителей на тему: «нам нужно знать!»
Работа с родителями.
1. Консультации «Как знакомить дошкольника с неживой природой?»
2. Консультации :»Как знакомить дошкольника с живой природой?»
3. Консультация на тему:» Все прекрасное рядом - умей его беречь!
4. Рекомендации: как провести опыты с песком, глиной, камнями, водой!
5. Рекомендации: как провести опыты с воздухом!
6. Оформление фотовыставки: «Лето – это так прекрасно!»
7. Памятки для родителей : Что было – что стало!», «Берегите природу!».
Формы и методы работы
Методы: словесный, наглядный, наглядно – практический.
Приё мы:
Словесные :
- беседы,
- разучивание пословиц, поговорок, стихов по теме проекта «Чудеса в природе – летом»
- чтение художественной литературы.
Практические:
- Рисование на темы: Бабочки на лугу», «Наша клумба», «Радуга-дуга с элементами аппликации», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
- Изготовление поделок из летнего природного материала.
-Настольно- печатные игры и дидактические игры : «Бывает- не бывает», «Кому нужна вода», «Кто чем питается», «Что изменилось с приходом лета?», «Что поможет расти растениям летом?», «Откуда берется дождь», «Приметы летом», «Пищевая цепочка!».
Наглядный:
- просмотр презентаций, мультфильмов, видио роликов по теме проекта.
- рассматривание иллюстраций «Чудеса в природе летом», книг, работ русских художников по теме проекта,
План проектной деятельности
«Летние изменения в природе»
для детей подготовительной группы МБДОУ ЦРР № 5 г. Усть- Лабинс
ИЮНЬ
Образовательные.
1. Беседа «Живое – неживое», «Что такое природа?», «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода?»,»Правила поведения в природе!»
2. Целевая прогулка по территории детского сада. «Экологическая тропа»
3. ООД по изодеятельности : Рисование: «Веточка рябины», «Живое – неживое», «По малину в сад пойдем», «Мир насекомых», Аппликация: «Мое любимое животное», «Погожий июньский день», «НА поляне!»,
4. Дидактические игры: «Подбери серединку к цветку и бабочке», «Овощи и фрукты», «Кто в лесу живет?», «Что, где растёт?», «Наш огород!», «С какого дерева листочек», «Назови дерево», «Какого цветка не стало».
5. Пальчиковые игры: «Насекомые», «Улитка рогатая…», «Бабочка», «Колокольчики», «Дождик», «Жук», «Солнышко яркое в небе сияло…», «Два маленьких кузнечика», «Выросла малинка», «Солнышко-ведрышко
Воспитательные:
1. Просмотр презентации «Тайны живой планеты»
2. Рассматривание альбомов «Живая планета»
3 .Проблемные ситуации «Если бы…. ?»,»День ночь!»
4. .Лепка «Мои любимые животные»
5. Беседа: «Самые маленькие», «самые большие», «Что растет в июне
Развивающие :
1. Просмотр мультфильма " Загадки планеты Земля», «Рыжий, рыжий конопатый»,» Львенок и черепаха»
«Чудеса природы»
2. Цикл наблюдений : «Растущая луна»
3. Конструирование: «Украшение своими руками»
4. Рассматривание альбома : «Тайны живой планеты
5. Коллективное рисование «Яркое лето и я»
6. Д / и «Да-нет»
Словесно – дидактические игры.
«Назови цветок по описанию», «Скажи наоборот», «Летает- не летает»,»Бывает – не бывает», «Угадай где растет?»,» День – ночь»., «Найди по описанию».
Работа в цветнике:
1. Изготовление вертушек
2. Вынос комнатных растений на участок, полив их из брызгалок.
3. Сбор природного материала летом,
4. наведение порядка на участке.
5. Полив клумб и огорода.
Экспериментирование:
1. Опыты: «Что мы вдыхаем?» «Мыльные пузыри»
2. Опыты с песком!
3. Опыты по выявлению свойств воды!
ООД Чтение художественной литературы
Стихи:
Барто А. «Гроза»;
Бычков Н. : «Василёк», «Клевер», «Одуванчик», «Астры».
Синявский П. «Грибная электричка»;
Ушан Е. «Лесные прятки», «Опята», «Мухомор».
Токмакова И. : «Рябина», «Берёза», «Осинка», «Ива».
Рассказы:
Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива»,
М. Пришвин «Золотой луг», В. Берестов «Весёлое лето»,
Ушинский К. «Капустная бабочка»; Пивоварова И. :
«Как бабочка на бал собиралась», «Стрекоза»,
«Паук», «Кузнечик», «Пчела», «Оса», «Муравьи»;
Усова Н. «Ландыш», «Фиалка».
Сказки:
Т. Шорыгиной: «Рябина»; «Катя и божья коровка»;
«Маленькие путешественницы»; «Дождевой червяк»;
Селихова Л. : «Машенькина прогулка»,
«День рождения ёлочки», «Сказка о крылатках».
Экологические сказки:
«Лесной муравей и девочка Лиза»; «Как человек приручил растения»; «Просто гусеница»; «Добрая Ивушка».
Энциклопедии:
«Зеленая планета», «О планете Земля».
ИЮЛЬ
Образовательные.
6. Беседа «Правила поведения в лесу!», «Что такое дождь, откуда он берется?», «Что мы знаем об овощах и фруктах?»,»Правила поведения во время купания!»
7. Целевая прогулка по территории детского сада. «Изменения в июле»
8. ООД по изодеятельности : Рисование: «Цветы на клумбе в июле», «Живое – неживое», «Летом в лесу!», «Июльский дождик!»,
9. Аппликация: «На полянке, на лугу!», «Веселый огород», «Моя любимая игра летом!»,
10. Дидактические игры: «Кто летает, прыгает и плавает?»», «Магазан: Фрукты и ягоды», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Назови растение с нужным звуком! !», «С какого кустика ягодка?», «Где растет такой цветок!».
11. Пальчиковые игры: «Вышел дождик погулять», «Компот», «Сидит белка на тележки», «Овощи», «Дождик», ««Сколько знаю я дождей…», «За ягодами»
Воспитательные:
1. Встреча с интересными людьми: учитель биологии.
2. Сюжетно – ролевая игра «Что я знаю о нашей планете»
3. Прослушивание музыкальных композиций «Звуки природы»,
«Голос воды».
4. Музыкальный досуг «Река не просто так течет - она интересной жизнью живет»
5. Беседа: «Маленькие секреты в большом лесу!», «Урожай в июле», «Нужно ли нам солнце?».
Развивающие :
1. Просмотр мультфильма : «Лето кота Леопольда», «Поровозик из Ромашково», «В гостях у лета».
2. Цикл наблюдений : «Наблюдением за появлением фруктов на деревьях, сравнение с июльскими», «Наблюдение за изменением погоды»
3. Конструирование : «Я умчусь далеко на своем паровозе!» ,
4. Рассматривание выставки: «Какие бывают камни!».
5. Коллективное рисование «Я маме подарю букет!».
Словесно – дидактические игры.
«Солнце спит.», «Как то летом на пруду!», «Я иду в поход и беру с собой», «Что ты делаешь?».
Работа в цветнике:
1. Рыхление почвы.
2. Полив и подкормка растений.
3. Прополка всех растений.
4. наведение порядка на участке.
5. Организация за созреванием и ростом растений.
Экспериментирование:
1. Опыты: «Как обнаружить воздух?». «Воздух сжимается», «Испарение».
2. Опыты с песком! «Песчаный конус», «Рассеяный песок!».
3. Опыты : «Из чего состоят песок и глина?».
ООД Чтение художественной литературы
Стихи:
И. Суриков. «Ярко солнце светит»;
Бокова Т. : «На что похоже солнце?», «Подсолнух»,
Л. Антонова : «Лето»; Г. Новицкая «Утро»,
Э Бицоева «Жара», А. Майков «Летний дождь»,
З. Александрова : «Теплый дождь», И. Мазнин «От чего так много света
Рассказы:
Л. Н. Толстой : «Какая бывает роса на траве», «Перепелка и её дети», «Белка и волк»
Г. Скребицкий «Четыре художника», В. Берестов «Весёлое лето»,
В, Бианки «Синичкин календарь» :
И,С. Соколов –Микитов «Пауки», «Лето в лесу».
Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
Сказки:
Д. Мамин –Сибиряк «Сказка о том, как жила-была последняя муха»
В. Берестов «Честное гусеничное»,
Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
В. Бианки «разговор птиц в конце лета».
Экологические сказки:
«Почему у земли платье зеленое?», «Кто землю украшает?»,
«Могучая травинка», «Сказка о маленьком кедре»
Энциклопедии:
«Волшебный мир растений», «Зеленая планета», «О планете Земля».
АВГУСТ
Образовательные.
12. Беседа «Что такое гроза!», «Что такое дождь, откуда он берется?», «Что мы знаем про насекомых -O-»,»Правила поведения при сборе фруктов и овощей!»
13. Целевая прогулка по территории детского сада. «Скоро осень, что изменилось?»
14. ООД по изодеятельности : Рисование: «Сбор первого урожая!», «Как прекрасен этот мир!», «Август – последний летний месяц!», «Ваза цветов!», Аппликация: «тучи в августе! !», «Веселая полянка», «Что я увидел!»,
15. Дидактические игры: «Четвертый лишний?»», «Ходит капелька по кругу!», «Чудесный мешочек», «Живое – не живое», «С какой грядки?», «Отгадай с закрытыми глазами», «Солнечная система», «Мир природы».
16. Пальчиковые игры: «Грибы», «Цветок», «Пчела», «Стайка», «Звери шли на водопой», «Ёж», «Солнышко яркое в небе сияло…»,
Воспитательные:
1. Просмотр презентации «Тайны живой планеты»
2. Рассматривание альбомов «Живая планета»
3 .Проблемные ситуации «Если бы…. ?»,»День ночь!»
4. .Лепка «Мои любимые животные»
5. Беседа: «Самые маленькие», «самые большие», «Что растет в июне
Развивающие :
4. Просмотр мультфильма : «Дед Мороз и лето», ак Львенок и черепаха пели песни», «Комаров».»
5. Цикл наблюдений : «Наблюдение за растениями и птицами», «Наблюдение за сверканием молнии во время грозы».
6. Конструирование: «Прикачусь кА с ветерком!».
7. Рассматривание альбома : «Все прекрасное всегда рядом!».
8. Коллективное рисование «Полетим на воздушном шаре»
Словесно – дидактические игры.
«Это правда или нет», «Нарисуй картину словами!», «Придумай сказку!», «На что похоже?»
Работа в цветнике:
1. Прополка, рыхление почвы.
2. Полив и подкормка растений.
3. Приготовление подкормки для растений.
4. Сбор созревших овощей и фруктов.
5. Уборка мусора.
Экспериментирование:
9. Опыты: «Проходит ли вода через песок и глину?», «Песок может двигаться!.»
10. Опыты : «Есть ли у растений органы дыхания».
11. Опыты : «Нужен ли корещкам воздух», «Что выделяет растение?»
ООД Чтение художественной литературы
Стихи:
«Собираем в августе урожай плодов»,» Хороший день»,
Г. Галина «В мире великом, много чудес!»,
«Я рисую лето, а какого цвета?», «Про лето и море»,
«Я вам Лета, каплю подарю».
Рассказы:
«Почему цветы душистые и красивые», «Крапивница и лимонница»,
«Где её дом?»,
А. Дитрих «А животные умеют разговаривать?»
В. Песков «Лечебница под сосной»
Сказки:
«Сказка о дочери грома и тучки»,
«Путешествие облачка»; «Кому охота?»;
А Дитрих «Шел я шел и сказку нашел!»,
«Береза», «Как небо собиралось в гости к Зиме!».
Экологические сказки
«История одной капельки»,«Сила дождя и Дружбы»,
«История маленького лягушонка», «Зайчик и медвежонок».
Энциклопедии:
«Волшебный мир животных» «Зеленая планета», «О планете Земля».
Результативность проекта :
- у детей повысился уровень познавательного развития, повысить активность в организации летних работ в детском саду.
- Обновлена предметно-развивающая среда в летней игровой зоне.
-У детей сформировался интерес к миру природы, выработалась способность наблюдать, описывать:
-дети научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов:
-совместная деятельность педагогов, родителей и детей ещё более сплотила наш детско-взрослый коллектив.
- родители стали более активнее принимать участие в жизни ДОУ.
- сформированы элементарные знания и культура поведения в природе!