Наталья Стефанкина
Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В школу с радостью»
Всем нам известно, что подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.
Ребенок идет в первый класс! Родители сбились с ног. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники, всего и не перечислить. А, главное, выбрать школу, где ребенок будет учиться.
Но при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у взрослых. Он вступает в совершенно «новый мир».
Публикация «Проект по подготовке ребёнка к школе „В школу с радостью“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего – это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В 1 классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь.
Маленький человек находиться в состоянии ожидания: предстоит что- то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное.
Главное, что необходимо ребенку, – положительная мотивация к учению.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация, и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Образовательные программы, реализуемые в ДОУ, направлены, в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяют формированию «внутренней позиции школьника», хотя высокий уровень интеллектуального развития не всегда совпадают с готовностью ребенка к школе.
Таким образом, теоритический анализ литературы и данные практики убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Мы разработали проект подготовки детей шести – семилетнего возраста к обучению в школе «В школу с радостью».
Автор проекта : Стефанкина Н. А. – воспитатель I квалификационной категориии.
Координатор проекта : Овсянко Т. А. – заместитель директора по УВР МОУ НШ-С
«Солнышко».
Срок реализации проекта – январь – май 2011 года.
Целью проекта является развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности; формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к школе; облегчение прохождения адаптационного периода будущих первоклассников.
Цель определила задачи проекта :
• организовать сотрудничество между детьми, педагогами и родителями в подготовке ребёнка к школе;
• разработать план мероприятий по формированию эмоциональной, личностно-волевой, интеллектуальной и социальной готовности ребёнка к школе;
• воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению;
• формировать логическое мышление.
Участниками проекта стали воспитанники I подготовительной группы,
родители воспитанников, воспитатель группы Стефанкина Наталья Александровна, педагог – психолог I категории Сякина Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов МОУ СПОШ № 10 Королева Валентина Анатольевна, библиотекарь школы Романова Любовь Владимировна.
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
На организационном этапе проходили консультации по разработке проекта с координатором. Педагогом-психологом был проведен анализ диагностики мотивационной готовности детей к школе. Я как автор проекта занималась подбором материалов для его реализации, разработкой плана, постановкой цели проекта, определением задач.
Основной этап я начала с целевой беседы с детьми, подводящей к постановке проблемы: «Мало знаю о школе и предстоящем учении, хочу знать больше». В ходе беседы я выявила уровень представлений детей о школе. И каково же было их удивление, когда я сообщила им о том, что мы можем пойти в школу на экскурсию и, более того, обязательно это сделаем! С тех пор и до запланированной экскурсии вопрос «А когда мы пойдем в школу?» я слышала ежедневно, причем от разных ребят.
Следующим шагом была рисуночная методика «Как я представляю себя в школе?», целью которой является определение характера эмоционального отношения ребят к предстоящему учению, проецируемого в их рисунках.
Анализ детских работ психологом показал, что у 40% детей характер рисунков говорит о высокой учебной мотивации (дети рисуют класс, учителя с указкой, учеников или себя за партой, доску с заданиями).
У 16% ребят изображены ситуации не учебного характера: школьное здание, дети с портфелями, что говорит о положительном отношении к школе, но большей направленности на внешние школьные атрибуты.
У 24% детей нарисованы игровые ситуации (спортивные площадки, качели на школьном дворе и т. П.) Это свойственно детям с положительным отношением к школе, но у них игровая мотивация преобладает над учебной.
У 20% детей рисунки не соответствуют заданной теме, это может свидетельствовать о негативном отношении к школе или о мотивационной незрелости, что еще больше убедило нас в необходимости внедрения проекта.
Продолжая нашу диагностику и готовясь к будущему родительскому собранию, мы записали на видео интервью с детьми «Что я хотел бы услышать и получить от взрослых на пороге школы?» Взрослые – это родители, воспитатели, учитель. Интересными были высказывания детей о том, что они хотели бы в свой первый учебный день услышать от родителей и учительницы похвалу в адрес их празднично-строго внешнего вида и пожелание учиться только успешно; что они хотели бы, чтобы в школе был уголок для тех, кто очень устал и хочет отдохнуть, где стояли бы диван и кресла. Конечно, были и такие, которые ждут от родителей в подарок сотовый телефон, чтобы на нем играть в игры и звонить маме. Цель этого интервью – узнать о способах эмоциональной поддержки, ожидаемой ребёнком от взрослых.
Собрав уже достаточное количество информации о мотивационной незрелости ребят по подготовленности к школе, мы вместе с психологом и учителем начальных классов провели родительское собрание «Скоро в школу», на котором обосновали для родителей необходимость внедрения проекта «В школу с радостью», ознакомили их с целью, задачами, планом реализации проекта, пригласили к сотрудничеству, предложив в качестве домашнего задания вместе с детьми изготовить макет «Мой будущий класс» или «Какую школу я хочу для своего ребенка», или «Школа будущего». Попросили рассказывать детям о своей учебе (положительные эмоции и воспоминания) и любимых учителях, показывать свои школьные фотографии, в процессе бесед с детьми записать за ними их мечты и размышления о предстоящей учебе в виде небольших сочинений, попросили помощи в создании предметно-развивающей среды будущих школьников.
Совместно с родителями мы обновили уголок книг ( поместили туда всевозможные энциклопедии: о животных, о природных зонах, о растениях, об изобретениях человека, о технике; произведения о школе и школьной жизни, о животных, сказки; книжки-малышки и тексты для начинающих читателей). Оформили «Уголок школьника» ( цель: создание условий для сюжетно-ролевой игры «Школа», куда поместили учебники для первоклассников, ручки, линейки, карандаши, тетради, букварь для дошкольников, магнитную доску с буквами и цифрами, указку, школьные ранцы. Ребята с удовольствием включились в игру, взяв на себя роли старательных учеников или строгой учительницы.
Уже в процессе реализации проекта мы оформили альбом загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, о пользе учения, труда и книги; оформили книгу детских сочинений о школе; выставку макетов, выполненных вместе с родителями.
Учителя начальной школы и библиотекарь МОУ «Средняя школа №10» помогли нам с организацией экскурсий в школу, где мы были трижды: в различных кабинетах (у выпускников, у нынешних первоклассников, в компьютерном классе, в спортзале, в школьной библиотеке, в тире и бассейне.
У ребят осталась масса впечатлений! За партами посидели (замерли даже самые непоседливые, с директором лично пообщались, в тире с ружьями фотографировались, в библиотеке в викторине участвовали, в бассейне чуть было в заплыв не отправились! А самое интересное, что, несмотря на такую насыщенность информацией, детская любознательность не была удовлетворена полностью, вопросы сыпались один за другим: «А где школьники кушают?»; «А кто поможет, если заболит живот?». Так что, кроме запланированных экскурсий, мы еще заглянули и в столовую школы, и в медпункт.
В течение всего времени по работе над реализацией проекта ежедневно мы с ребятами читали и обсуждали с детьми профилактические сказки для школьной адаптации М. А. Панфилова: сказки для школьной адаптации; сказки об отношении учеников к вещам; сказки о здоровье и о том, как стать большим. В них рассказывается о том, как еж построил в лесу школу для зверей, и понятным сказочным языком преподносится для детей дошкольного возраста все устройство школьной жизни (зачем в школе звенит звонок, какой должна быть одежда у ученика, что класть в портфель, а что лучше оставлять дома, как мешает учению баловство на уроке). Также мы с ребятами читали художественные произведения о школьниках и школьной жизни : Н. Носов «Веселая семейка» и др. ; Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа»; В. Драгунский «Тайное становится явным»; Э. Успенский «Меховой интернат»; Л. Гераскина «В стране Невыученных уроков»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Разучивали пословиц и поговорок о пользе учения и труда, книги, выполняли аппликации: «Мой портфель»; «Мой класс» - рисунок-аппликация; «1 сентября». Рисовали рисунки: «Моя первая учительница»; «Я хочу научиться»; «Я на уроке и на перемене».
В процессе работы мы совместно с психологом готовили консультации и папки-передвижки для родителей «Ребенок идет в школу».
Завершили мы свой проект недельным курсом введения в школьную жизнь с педагогом-психологом, целью которого является знакомство со школьными правилами.
Итогом нашей работы стал праздник, на котором родители вместе с детьми защищали свои семейные проекты, также смогли увидеть результаты нашей работы с ребятами в группе на выставке рисунков, аппликаций, оформленные альбомы загадок, пословиц, поговорок о пользе учения, а также поучаствовать в мини-викторине для детей и взрослых «Как мы готовы к школе».
В результате всех наших усилий у ребят, участвовавших в проекте, расширились представления о школе и предстоящем учении, сформировалось позитивное отношение к школе, развились инициативность и творческая активность, а в итоге мы выпустили ребят с сформированной эмоциональной, личностно-волевой, интеллектуальной и социальной готовностью к школе.
Мы считаем, что и адаптационный период в первом классе у наших ребят будет проходить гораздо легче и незаметнее как для них самих, так и для родителей. Хочется пожелать им успеха в учении!