Ирина Ивановна
Проект по патриотическому воспитанию «Гуляй да пой, Казачий Дон!» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Гуляй да пой, казачий Дон»
Январь-февраль 2024 год
Вид проекта : познавательно – творческий.
Срок реализации: средней продолжительности январь-февраль 2024год.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Гуляй да пой, Казачий Дон!“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В современном мире люди поглощены в компьютеры, смартфоны, им не хватает времени для общения со своими детьми, теряется взаимопонимание, непонимание и связь между поколениями. Как же родителям воспитать достойного человека? Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Духовные ценности всегда служили ориентирами в жизни русского человека. Сегодня также, как и много веков назад, необходимо приобщать дошкольников к народным традициям. Мы в состоянии возродить интерес современной семьи к глубинам воспитания и народной культуре. Мы даём возможность соприкоснуться с душой народа, прожить кусочек жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. Современное образование, ориентированное на постижение ребёнком ценностей этого мира и поиска смыслов, определяет смысл самого развития личности ребёнка. В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО духовно – нравственное развитие и воспитание на ступени дошкольного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Региональная система образования учитывает национальные традиции, особенности, менталитет народа, проживающего на данной территории, опыт народной педагогики и воспитания любви, интереса к истории, культуре своего народа. Данный проект направлен на развитие творческого потенциала дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности, двигательной активности детей, воспитание патриотических чувств (приобщение к культуре и традициям донского казачества, к прошлому и настоящему; почитание традиций казачества, заповедей казаков).
Практическая значимость
Если в воспитательно - образовательное пространство ДОУ ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному патриотизма, тогда предполагаемый результат будет таким:
- Обогащение и систематизированные знания детей об истории казачества, традициях и его культурных ценностях;
- Повышении компетентности педагогов и родителей по представленной проблеме.
- Пополнение предметно - развивающей среды за счет привлечение социальных партнеров, родителей.
Проблемное поле проекта : необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций народа для воспитания истинного гражданина, любящего свою Родину.
Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту :
Дети серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью донских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Дона. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.
Цель проекта : создание у детей представления о фольклоре и традиционной
культуре донского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи проекта :
Обучающие:
- знакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа;
- знакомить детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- обращать внимание детей к традициям донского казачества для глубокого осознания дошкольником сопричастности с родной землей.
Развивающие:
- развивать представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение (свойства);
- развивать интерес к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия с помощью эпитетов, сравнений, метафор (казак по характеру лихой, свободный, смелый, честный, отважный, добрый);
- создавать условия для восприятия и понимания донского фольклора (колыбельные, песенки – пословицы, поговорки, сказки, отражающего взаимоотношения казаков с миром природы и друг с другом.
Воспитывающие :
- воспитывать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Формы и методы реализации проекта :
Формы: занятия, беседы, чтение литературы, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:
1. Нравственно - патриотическое;
2. Эмоционально - эстетическое;
Этапы проведения проекта.
1-й этап. Подготовительный. (2 недели)
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
• Составление тематического планирования мероприятий;
• Создание мини-музея по Донскому казачеству.
• Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно - образовательный процесс.
2-й этап. Основной. (3 недели)
• Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
3-й этап. Заключительный. (1 неделя)
• Обобщение результатов работы;
• Анализ деятельности;
• Презентация;
• Удовлетворенность всех участников результатами.
Работа с родителями: Консультация для родителей; привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции мини – музея культуры и быта.
Перспективный план
Время проведения
Формы работы и содержание
1-2 неделя
Определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, музыкального репертуара;
Составление тематического планирования;
3 неделя Занятие «Кто такие казаки»
Занятие «Казаки их традиции, их обычаи»
Беседа «Культура Донского края»
Чтение казачьих сказок «Казаки и разбойники»
Казачьи пословицы, поговорки и загадки.
Рассматривание фотоальбома: «Донские казаки»,
Дидактические игры «Угадай пословицу по картинке», «Продолжи пословицу», «Сложи картинку».
Подвижные игры «Цепи-цепи», «Ручеек».
Разучивание песни «Ах, пчёлочка златая, что же ты жужжишь»,
Слушание народных казачьих песен.
Взаимодействие с родителями:
- Создание мини-музея,
Консультация:
«Традиции казачества в воспитании казачат».
4 неделя Занятие «Казачий курень»
Лепка «Верный друг казака-конь»;
Рисование «Семикаракорский узор»;
Беседа «Конь казаку первый друг»
Чтение казачьих сказок «Казак - гончар», «Есаул и его конь»
Чтение рассказа А. П. Чехова «Ванька»
Рассматривание фотоальбома: «Край в котором я живу»,
Дидактические игры «Казачья горница», «Следопыты», «Казачий говор».
Подвижные игры «В шапку», «Заря»;
Слушание казачьих колыбельных и свадебных
песен в исполнении Донского народного казачьего хора.
Взаимодействие с родителями:
Консультация:
«Уважение к старшим».
Выставка рисунков «Казачий Дон» (родители и дети).
ДШИ с. Кулешовка «Казачьи песни» (выступление воспитанников).
5 неделя Занятие «Казачий костюм»
Аппликация с элементами рисования «Казачий костюм».
Беседа «Значение песни в жизни казаков».
Беседа «Воспитание детей в казачьих семьях»
Чтение казачьих сказок
«Казак и птицы», «Как сотник дочь замуж выдавал»,
Чтение рассказа М. А. Шолохова «Федотка»
Рассматривание иллюстраций альбома «На казаке и рогожа пригожа».
Заучивание песни «Казачата»,
Слушание песен об Азове, Таганроге и других городах;
Разучивание
Дидактические игры «Одень казака и казачку», «Что лишнее»,
Подвижные игры «Кувшинчик», «Иголка, нитка, узелок».
Взаимодействие с родителями:
Консультация:
«Значение песни в жизни казаков».
6 неделя Развлечение «Гуляй да пой, казачий Дон!»
Презентация проекта.
Вывод
Благодаря проделанной работе коллектив добился положительных
результатов в формировании представлений воспитанников об особенностях
традиций и быта донских казаков. И что особо радует это проявление
устойчивого интереса к этим знаниям. Первичные результаты, позволили сделать выводы, что проводимая в системе работа по патриотическому воспитанию на истории и традициях казачества, помогает понять и осознать воспитаннику, древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого донского народа. Именно такой, нам представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма.
Формируя компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас!
Заключение
Ведь главной нашей задачей является воспитание в подрастающем
поколении высоких нравственных качеств. Важно чтобы дети любили свою
Родину, чтобы понимали, что процветание родного Дона зависит от
каждого из них, чтобы они уважали и развивали традиции народов Дона,
чтобы гордились своей принадлежностью, привязанностью к одному из
лучших регионов страны.
Используемая литература:
1. Корчаловская Н. В. Проектирование реализация регионального содержания в ДОО на основе этнокультурного казачьего компонента. Методическое пособие Часть 2 и3, Ростов- на- Дону
Издательство ГБУ ДПО РОРИПК и ППРО 2020 г.
2. Корчаловская Н. В. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. Методическое пособие Часть 2, /Н. Ш. Лебедева, И. П. Мекаелян, Ростов- на- Дону, Издательство ГБУ ДПО РОРИПК и ППРО 2018 г.
3. Баландина Л. А. Реализация регионального образования в ДОУ на основе традиций Донского казачества часть 2, Ростов- на- Дону, Издательство ГБУ ДПО РОРИПК и ППРО 2012 г.
4. Чумичева Р. М. Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» 2 часть, /О. Л. Ведмель, Н. А. Платохина, Ростов- на- Дону 2005 г.
5. Деркуновская В. А. Проектная деятельность дошкольников в 2-х частях, Центр педагогического образования 2012 г.
6. ww.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-lepke-starshaja-grupa-kon-dlja-kazaka.html
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2022/12/22/otkrytyy-prosmotr-nod-tema-volshebnaya-semikarakorskaya-rospis
8. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspekt_ood_na_temu_kazachii_kostium