Елена Главан
Проект по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по патриотическому воспитанию
«Дом, в котором я живу».
для детей 2 младшей группы
на 2013 – 2014 учебный год
Разработала воспитатель :
Главан Елена Анатольевна
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть
его нравственное воспитание, тем больше должно его не
учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и
манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Дом, в котором я живу“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.
Виссарион Григорьевич Белинский.
Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Цель проекта :
Воспитывать любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
Задачи проекта :
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию
2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи
3. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России
Продолжительность – 1 год
Участники проекта – педагоги, дети группы «Почемучки», родители.
Система работы по патриотическому воспитанию Дошкольников.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большое внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
«Вместе дружная семья»
«Детский сад»,
«Труд взрослых»,
«Родной город»,
«Родная страна».
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
специально организованные занятия,
беседы,
наблюдение,
чтение художественной литературы,
сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,
тематические праздники,
целевые прогулки, экскурсии,
взаимодействие с социумом и др.
«Вместе дружная семья»
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к
самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о
мамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах
семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с
детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потреб-
ность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать
игрушки и т. д.
Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами,
тем больше смогут помочь маме.
В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи
— папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает
принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким
образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья. «Детский сад»
Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из
семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми,
знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с
предметами, находящимися в группе; с помещениями, с участком, с
территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий
— это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение
художественной литературы, целевые прогулки.
Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так,
чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского
сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения
других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с
зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным
оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том,
что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их
окружает, необходимо беречь.
«Труд взрослых»
Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудников
детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь
детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети
сталкиваются каждый день.
Детей младшей группы знакомят также с трудом медицинской сестры,
повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом
шофера, дворника.
Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение.
Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где
трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для
работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям.
За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.
Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении
некоторых произведений художественной литературы.
Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание
оказать им посильную помощь.
«Родной город»
Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического
воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что
такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается
знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно
выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно
проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети
рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов
много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой
улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель, подключая
родителей, старается, чтобы в течение года все дети запомнили свой
домашний адрес.
В течение года воспитатель приносит в патриотический уголок
иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех
мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует с
детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный
город. К концу года дети запоминают название родного города, свой
домашний адрес.
«Родная страна»
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и
понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во
время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной
теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает
внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает
группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где
они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в
детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.
Воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации с
изображением природы родной страны в разные времена года, рассматривает
их вместе с детьми, восхищаясь красотой различных пейзажей, сообщает
детям название страны и часто его повторяет. Ненавязчиво воспитатель
знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает русские народные
сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки,
рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно
подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. В конце года дети
начинают различать понятия «город» и «страна», запоминают их названия.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 2 младшая группа
Месяц Неделя Тема
Сентябрь 1 неделя Занятие «Мама, папа, я – семья».
2 неделя Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле».
3 неделя Рисование «Портрет семьи»
4 неделя Беседа «Моя семья».
Октябрь 1 неделя Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка».
2 неделя Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
3 неделя Чтение художественной литературы: сказка «Гуси –лебеди».
4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала».
Ноябрь 1 неделя Целевая прогулка (растения участка, природа родного края).
2 неделя Сюжетно-ролевая игра «В детском саду».
3 неделя Беседа «Моя любимая игрушка».
4 неделя Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями).
Декабрь 1 неделя Проект «Как животные родного края готовятся к зиме».
2 неделя Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
3 неделя Беседа «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.
4 неделя Беседа «Хорошо у нас в саду».
Январь 1 неделя
2 неделя Рисование «Украсим улицу города к новому году».
3 неделя Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».
4 неделя Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой».
Февраль 1 неделя Рисование «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей».
2 неделя Рассказ о празднике «День защитника Отечества».
3 неделя Беседа «Как стать сильным?»
4 неделя «Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края).
Март 1 неделя Беседа «Домашние животные у нас дома».
2 неделя Рисование «Моя любимая мама».
3 неделя Рассматривание предметов народно-прикладного искусства: матрешек, глиняных
4 неделя Беседа «Я и моя мама».
Апрель 1 неделя Конструирование «Мы построим новый дом».
2 неделя Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом, огромный дом».
3 неделя Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Теремок».
4 неделя Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.
Май 1 неделя Целевая прогулка по территории детского сада
2 неделя Чтение стихотворений о природе.
3 неделя Беседа «Наш город».
4 неделя Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют».