людмила н
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-волшебница»
Проект по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Вода-волшебница»
Воспитатель: Никитина Л. Н.
Тула 2024г
Паспорт проекта «Вода-волшебница»
Цель Развивать у детей представления о природном объекте – воде, формировать наблюдательность через игры с водой.
Задачи
«Коммуникация»:
• Познакомить детей с водой, ее значением и свойствами.
• Познакомить детей, где существует вода в окружающей среде.
• Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
• Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
• Обогащать и активизировать словарь.
«Социализация»:
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• Развивать стремление выражать свое мнение, самостоятельно находя для этого различные речевые средства.
• Воспитывать дружеские отношения между детьми.
«Познание»:
• Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.
• Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя.
• Формировать умение устанавливать простейшие связи, размышлять, анализировать и делать несложные обобщения и выводы.
«Безопасность»:
• Закладывать основы экологической культуры личности.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
«Здоровье»:
• Формировать представления о значении воды в жизни человека.
«Чтение художественной литературы»:
• Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведения о воде.
• Учить стихи и потешки о воде.
«Художественное творчество»:
• Знакомить детей с основными формами объектов природы.
• Учить детей передавать в изобразительной деятельности природные явления.
«Коррекционные задачи»:
• Расширять зону зрительного опыта детей, развивать зрительно-двигательную координацию.
• Формировать навыки пространственной ориентировки.
Временные рамки С января 2023 по февраль 2023г.
Тип проекта Краткосрочный
Интеграция образовательных областей Познание, здоровье, коммуникация, музыка, социализация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Участники «проекта»
• Возраст участников проекта: дети от 5до 6лет
• Воспитатель: Никитина Л. Н.
Формы работы с детьми Беседы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность, продуктивная деятельность, интегрированные занятия, работа с познавательной литературой, прогулка в двигательной активности, физкультурный досуг, экспериментальная деятельность, наблюдения за природными явлениями.
Методические приемы: • Практические: эксперименты.
• Наглядные: показ, рассматривание, наблюдения.
• Словесные: рассказ, загадка, вопрос.
Ожидаемые результаты • Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
• Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса.
• Воспитание бережного, осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
Взаимодействие с родителями
• Оформление уголка для родителей - информационная копилка: «Вода вокруг нас»
• Выставка детских работ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Работа осуществляется по программе «От рождения до школы». Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
Проект «Вода-волшебница» поможет в интересной и увлекательной форме познакомить детей с таким компонентом природы, как вода. Вода играет огромную роль в жизни человека, животных, растений, она – постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – незакрытые краны в квартирах, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Уже многие регионы испытывают нехватку питьевой воды. И в будущем их количество будет расти. Как же замедлить этот процесс? Данный проект способствует эффективному обучению детей бережному отношению к воде как к природному ресурсу, учит элементарным правилам природопользования. К тому же – вода не только природный ресурс. Наблюдая за каплями росы, дождя, сверкающим снегом, слушая звон весенней капели, дети научатся видеть красоту природы. Реализация данного проекта поможет детям познакомиться со свойствами воды, различными природными явлениями, водными животными и растениями, необходимостью охраны не только их самих, но и среды их обитания.
В проекте «Вода-волшебница» представлена система организации в дошкольном образовательном учреждении работы по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Отражены эффективные подходы к комплексному решению вопросов по развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. В результате экспериментальной деятельности дети научатся формулировать проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные варианты её решений, проверять эти возможные решения исходя из данных, делать выводы в соответствии с результатами проверки, применять выводы к новым данным, делать обобщения, умозаключения
Планирование этапов реализации проекта
с января 2024 по февраль 2024г.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
• Подбор методической, познавательной и художественной литературы по теме проекта.
• Обогатить эколого- развивающую среду в группе, центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.
• Составить картотеку игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
• Подбор дидактического материала, наглядных пособий.
• Выделение задач, организация работы над проектом.
• Подбор музыкальных произведений, песен по теме проекта.
• Составление плана работы по проекту.
• Выбор форм и методов реализации проекта.
2 этап. Основной
Вопросы, направляющие проект:
• Основополагающий вопрос: Что такое вода?
• Проблемные вопросы:
Где в природе встречается вода?
Для чего нужна вода?
Какая бывает вода?
Нужно нам беречь воду?
3 этап: Исследовательский
Исследовательский этап включает в себя:
• Наблюдения
• Опыты и эксперименты
• Игры и игровые обучающие ситуации
4 этап: Продуктивная деятельность
Изодеятельность, выставка творческих работ
5 этап: Презентация проекта.
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом Деятельность детей Деятельность педагогов
1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. 1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.
2. Осознают и личностно воспринимают проблему. Вводит в игровую ситуацию: помочь Волшебнице Воде найти потерявшиеся капельки.
2. Выделение задач. Принятие задачи - совершить путешествие и найти капельки. 1. Подводит к решению задач.
2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования)
3. Организует деятельность
3. Продуктивная деятельность. 1. Читают стихи.
2. Опыты со снегом;
4. Игра со снежками;
5. Опыты со льдом;
6. Рисуют «портрет» воды. 1. Организует работу над проектом,
2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность;
3. Во время танца детей рассказывает сказку о движении капель воды;
4. Активизирует инициативу детей в игровых действиях;
5. Обращает внимание детей на их рисунки, подчеркивая. Что на них изображена вода в разных ее состояниях.
4. Презентация. Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды (капли, дождик, река, вода в аквариуме, снежинки, облака). 1. Организует презентацию коллажа;
2. Волшебница Вода вручает подарок и благодарит за оказанную помощь.
Описание форм образовательной деятельности
Основные направления развития детей Описание форм образовательной деятельности.
Физическое развитие
Физическая культура Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»,
«Снежки»,
«Земля и вода»,
«Ходят капельки по кругу»,
«Зонтики»,
«Я тучка, тучка, тучка…»,
«Тучка и капельки»,
«Рыбак и рыбки»,
пальчиковые игры - упражнения с водой.
Физкультминутки
«Дождь»
«Пароход»
«Гуси»
Здоровье Воспитание культурно-гигиенических навыков
Беседы:
«Вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека»
«Для чего нужна вода?»
«Вода – волшебное лекарство»
Познавательное-речевое развитие Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;
«Круговорот воды в природе»;
«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»
«Что мы знаем о воде»;
«В гостях у капельки».
Коммуникация Наблюдения на прогулке за облаками, зимним небом, дождем, снегом, льдом, инеем, снегопадом.
Чтение художественной литературы Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок, потешек о воде, снеге.
Чтение: сказки «Заюшкина избушка»
А. Барто «Девочка - чумазая»
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
А. Босев «Дождь»
З. Александрова «Купание»
С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»
Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»
Познание Темы бесед:
«Вода она какая»
«Где живёт вода?»
«Почему так говорят?»
Исследовательская деятельность
Поисковая деятельность:
«У воды нет запаха и вкуса»
«Вода умеет впитываться»
«Вода бывает холодная, теплая, горячая»
«Что растворяется в воде?»
«Лёд – это вода»
«Снег – это вода»
«Иней – это вода»
Эксперименты и опыты:
«Превращение снега в воду»
«Цветные льдинки»
«Тонет – не тонет»
«Как растения пьют воду»
«Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной»
Конструктивная деятельность
Игры в центре песка и воды:
«Пирожки для куклы Кати»
«Строим башню»
«Весёлые куличики»
Художественно-эстетическое развитие
«Музыка»
Аудиозаписи «Звуки воды в природе»
Видеозапись - мультфильм «Капитошка»;
Художественное творчество Художники – маринисты
Рассматривание картин
И. Айвазовский «Черное море»
В. Васнецов «Аленушка»
И. Левитан «Озеро»
Рисование
Рисование водой (водные раскраски)
«Грустный дождик»
«Дождик по земле босиком прошёл…»
«На полянку, на лужок тихо падает снежок»
«Снежные комочки»
«Снеговик»
«Сосульки плаксы»
«Тучки по небу гуляли, наше солнце закрывали»
Лепка
«Мы скатали снежный ком»
«Снеговик»
Аппликация
«Снеговик»
«Сосульки плаксы»
Социально-личностное развитие
Социализация Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Купание куклы»,
«Стирка кукольного белья»,
«Снежинка в гостях у ребят»,
«Где спряталась рыбка?»
«Соберем капельки»
«Вода хорошо – вода плохо»
Сюжетно – ролевые игры:
«Купание куклы»
«Приготовим обед для куклы»
«Постираем бельё для куклы».
Игры-забавы:
«Пускание мыльных пузырей»
«Мы капитаны»
«Уточки плавают»
«Ловись, рыбка!»
Труд Воспитывать аккуратность при работе с водой. Развивать чувство взаимопомощи.
Безопасность Подвести к осознанию взаимозависимости человека и природы, умение устанавливать причинно – следственные связи.
Познакомить с правилами безопасного поведения:
- на горке
- на льду
- на воде
План работы по реализации проекта
№ п/п Планирование работы Содержание
Январь
1 Прогулка целевая по территории детского сада. - Знакомство с водой.
- Заучивание потешки «Водичка…»
Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи; познакомить детей со свойствами воды.
2 «Купание куклы Кати» - Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.
- Наблюдение за дождем, лужами.
- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
- Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)
С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.
3 Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.
Эксперимент «Окрашивание воды» - Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют домашние животные.
Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться.
4 Эксперимент (вода – лед – вода) - Беседы
- Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Февраль
5 Наблюдение за испарением воды - Эксперимент «В воде не тонет»
- Игра «Пускаем кораблики»
Познакомить детей со свойством воды – испарение. А также с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.
6 Эксперимент превращения снега в воду - Беседы «что пьют животные и птицы зимой»
Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.
7 Наблюдение за рябью на воде - Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»
- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице.
Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А также о том, что вода имеет свойство впитываться.
8 Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может. - Эксперимент «Воздух под водой»
Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)