Анна Калашникова
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Я — исследователь» для разновозрастной группы
▼ Скачать
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Я-исследователь»
По доминирующей деятельности : познавательный
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: долгосрочный
Актуальность проекта
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности „Я — исследователь“ для разновозрастной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель проекта :
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Содержание проекта
Подготовительный этап.
- составление плана работ по проекту, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- создание дневников наблюдений, альбомов, презентации;
- подборка фото, аудио и видеоматериала;
- подборка материала для экспериметальной деятельности.
Практический этап:
Сентябрь
Тема,
занятие Цели и задачи Содержание работы
Пересадка растений «Бархатцы» в группу с участка. Наблюдение за ростом. Сбор семян. Познакомить детей с бархатцами; рассмотреть характерные особенности этого цветка; развивать внимание, память, речь, мышление; воспитывать познавательный интерес к цветам. Пересадка растения в группу с участка. Рассматривание растения.
Уход за растением (полив, рыхление почвы)
Рисование цветка с натуры, закрепление названий частей растения.
Заполнение дневника наблюдений. Рассматривание и сбор семян растения
Октябрь «Воздух-невидимка» Формировать у детей знания о значении воздуха в жизни человека; ознакомить со свойствами воздуха: отсутствие собственной формы, запаха, прозрачность, значение воздуха в жизни человека, растительного и животного мира. Развивать навыки проведения лабораторных опытов Беседа о воздухе
Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
Консультация для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».
Ноябрь ««Вода – волшебница» Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды. Обогащать активный словарь детей.
ФЦКМ «Волшебница вода»
Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси».
Дидактическая игра «Свойства воды».
Декабрь
«Снег – снежок»
Расширять и обогащать знания детей о физических свойствах воды. Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».
Дидактическая игра «Свойства снега и льда».
Январь
«Я – человек» Пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; формировать у детей основы гигиенической культуры; ФЦКМ «Основные системы нашего организма»
Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу»
Дидактическая игра «Полезная еда», «Чудесный мешочек».
Февраль «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» Познакомить со свойствами магнита ФЦКМ «Волшебные свойства магнита»
Эксперименты:«Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».
Дидактическаяигра «Рыбалка»
Март «Чудеса растений» Обеспечение условий для расширения представлений об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность с комнатными растениями. ФЦКМ «Уход за растениями»
Эксперименты:
«Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух».
Дидактическаяигра «Как растет цветок»
Апрель
«Земля – наш общий дом» Формировать у детей мотивацию на проведение опытно-экспериментальной деятельности ФЦКМ «Земля – наш общий дом»
Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».
Дидактическаяигра «Живое – неживое»
Май
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Обогатить знания детей о солнце, его значении для жизни для всего живого.
ФЦКМ «Солнце-звезда»
Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.
Дидактическаяигра «Горячо – холодно»
Заключительный этап:
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
Проведение КВН «Мы - экспериментаторы»
Список литературы:
Материал с сайтов https://nsportal.ru/, https://maam.ru/, https://vk.com/, https.klepa.ru
• Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
• «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы - составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.