Наталья Шнякина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Наш микрорайон» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Родина, Отечество… Это у каждого человека свое, и оно на протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где произнесены первые слова, где сделаны первые шаги, - именно это необходимо каждому человеку.
О важности изучения родного края в воспитании детей дошкольного возраста указывал ещё Я. А. Коменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что «… до 6 лет ребенок должен познать место, где он родился и где живет: деревню, город.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Наш микрорайон“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
О приобщении ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Прошлый век назван веком научно-технического прогресса, где термин «прогресс» означает умственное и нравственное движение вперед. Если век действительно способствовал умственному продвижению человечества вперед, то нравственного совершенствования не произошло, скорее наоборот, были утрачены нравственные ценности, сформированные народами за предыдущую историю. В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе и такого высокого чувства, как любовь к Родине.
Актуальность:
В настоящее время проблема нравственного воспитания одна из самых актуальных. Как научить детей восторгаться своим городом, районом, чтобы уже с дошкольного возраста их «волновало настоящее и будущее» своей малой Родины.
Помочь сформировать знания о своем городе, районе. Ненавязчиво подвести их к выводу, что свой родной край надо знать и любить
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Гипотеза:
Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).
Цель:
Построение качественного образовательного процесса, направленного на введение личности ребенка – дошкольника в мир культуры, духовную атмосферу родного края. Ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
Обучающие:
- Дать детям общее представление о Мордовской республике.
- Расширить знания дошкольников об истории возникновения микрорайона, названием близлежащих улиц.
- Закрепить знания о достопримечательностях района.
- Закрепить навыки поведения на улицах родного города.
Развивающие:
- Оказать помощь семье в формировании ценностной сферы личности на основе приобщения к традициям и культуре мордовского народа.
- Формировать способы и средства познавательной деятельности.
- Развивать память, речь, мышление детей дошкольного возраста.
- Формировать нравственно-патриотические качества – воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою малую Родину.
Воспитывающие :
- Содействовать формированию уважительного и внимательного отношения к близким, способности к сопереживанию, воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине.
- Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным, бережное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать любовь, чувство привязанности к району, в котором они живут, пробудить желание сделать его еще краше.
- Воспитывать чувства гордости за достижения людей, проживающих в районе.
- Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями календарные праздники.
Возраст участников : 5-6 лет
Тип проекта :
- По доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой, художественно-эстетический.
- По времени проведения: долгосрочный.
Состав проектной группы : Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Методическое обеспечение:
1. Патриотическое воспитание дошкольников. Алёшина Н. В. - М., 2004
2. «Ознакомление русских детей с культурой Мордовии» //Методические рекомендации, Саранск, 1993г.
3. Программа «Региональный модуль «Мы в Мордовии живем» Саранск, 2011г.
4. Хрестоматия к программе «Валдоня» : пособие для дошк. образов. учреждений РМ/ - Саранск 2004. – 352с.
5. «Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993г.
6. Нравственное воспитание в детском саду. Петрова В. И., Т. Д. Стульник. - М., Мозаика-Синтез, 2008г.
7. «Музыкальный руководитель» журнал №2.05, №2.06, №2.07, №2.08.
8. «Достопримечательности Мордовии». А. Ф. Терехин, И. С. Терешкин.
9. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Н. В. Алешина.
10. Нравственное воспитание детей в детском саду. В. Г. Нечаевой.
11. Традиционное воспитание детей мордвы. Н. Ф. Беляева – Саранск 2000г.
Предполагаемый результат:
- Дети должны знать историю своего микрорайона, название улиц, достопримечательности микрорайона;
- Уметь ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут;
- Самостоятельно воспроизводить некоторые формы культурного поведения.
- Проявлять доброе отношение к сверстникам. К совместным действиям, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь.
- У детей формируется любовь, чувство гордости за достижения людей, проживающих на территории микрорайона.
- Любить свой микрорайон, стремиться, стремиться сделать его красивее.
- Нравственно-патриотическое воспитание формирует у дошкольников представление о родной Мордовии, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
- У детей формируются знания об обычаях, традициях мордовского народа, умения восхищаться своим районом и городом.
Деятельность педагога:
- Определение проблемы, постановка цели и задач;
- Определение методов работы;
- Подбор методической и художественной литературы, иллюстрационного материала;
- Подбор атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;
- Подбор материалов для продуктивной деятельности;
- Беседы с родителями о важности данной проблемы;
- Составление перспективного плана.
Совместная деятельность с детьми:
- Введение детей в проблемную ситуацию, доступно их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту.
- Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
- Определение круга актуальных и посильных задач.
- Формирование знаний, умений, навыков по данной тематике с помощью взрослого и самос