Наталья Бикметова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Родной свой край люби и знай!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Цель проекта:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.
Задачи проекта:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям;
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством
ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого
отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка (конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми:
• беседы;
• занятия;
• рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
• выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
• заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
• творческая речевая деятельность;
• утренники, развлечения, конкурсы;
• дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;
• сочинение рассказов и сказок о семье;
• создание мини-проектов.
Формы работы с родителями:
• беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
• анкетирование;
• дни открытых дверей;
• фотоконкурсы;
• праздники;
• семейные мини – проекты.
Сентябрь
«Моя семья».
1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3. Рисование на тему «Я и моя семья».
4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5. Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии».
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
1. Прогулка «Моя улица».
2. Беседа на тему «Наши добрые дела».
3. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории.
4. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво».
5. Составление схемы «Я иду в свой детский сад».
6. Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц города».
7. Оформление папки-передвижки «Мой любимый город».
Ноябрь
«Оренбургская область – моя малая родина».
1. Игра – путешествие «Я живу в Оренбургской области».
2. Рассматривание альбома «Город Оренбург».
3. Беседа на тему «Красная книга области».
4. Прогулка «Белая берёза под моим окном».
5. Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость», конкурс макетов "Сорочинская крепость".
Декабрь
«Наша Родина – Россия».
1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия».
2. Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике».
3. Беседа «Государственная символика России».
4. Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины».
5. Рисование «Русский национальный костюм».
6. Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя».
Январь
«Краса ненаглядная».
1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России».
2. Рисование «Золотая хохлома».
3. Аппликация «Гжельская роза».
4. Лепка дымковской игрушки «Индюк».
5. Рисование «Тверская матрёшка».
6. Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес».
Февраль
«День защитника Отечества»
1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война?».
2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту».
3. Подвижная игра «Защита границы».
4. Ручной труд: «Гимнастерка».
5. Аппликация «Ракета в подарок папе», «Самолеты в небе».
6. Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап: «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки», чтение стихов о защитниках Отечества, конкурс поделок родителей совместно с детьми «Военная техника».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле».
2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех».
3. Рисование «Портрет моей мамы».
4. Игра «Помоги маме».
5. Чтение стихов о маме.
6. Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца».
Апрель
«Течет река Самарка».
1. Беседа о Самарке, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
2. Рисование на тему «Наша речка».
3. Аппликация «Подводное царство».
4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке».
5. Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми.
Май
«Этот день победы».
1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава».
2. Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. в.
3. Встреча с фронтовиком.
4. Встреча с ветеранами труда и детьми войны.
5. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы».
6. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне.
7. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.