Алина Опрышко
Проект «По лесным полянкам»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 447 вида «Семицветик»
Первомайский район
Руководитель проекта : Опрышко А. К.
2022 г.
Технологическая карта работы над проектом
Творческое назва-ние проекта «По лесным полянкам с Виталием Бианки»
Тип проекта Исследовательско-творческий, групповой, средней про-должительности.
Участники Дети средней группы, родители, воспитатели.
Публикация «Проект „По лесным полянкам“» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Продолжительность 1 месяц
Актуальность вы-бранной темы Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок бу-дет относиться к этому миру, научится ли он быть хозяи-ном, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас, взрослых, участвующих в его воспитании. Большую пользу в экологическом воспитании дошкольни-ков оказывают книги наших писателей – натуралистов.
Одним из писателей, который помогает детям по-знать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее осо-бенности. Сказки В. Бианки очень точно совпадают с по-требностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев – насекомых, птиц, зверей – и неза-метно для себя познать биологические сведения и законо-мерности.
Пересказывая рассказы В. Бианки, дети стимулируют познавательную, двигательную и речевую активность, уточняют и обогащают представления об окружающем ми-ре, о причинно-следственных связях различных явлений и событий.
На основе его произведений, можно не только вос-питывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое. Ведь каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
Цель Формирование гуманного отношения к природе через творчество русского писателя В. В. Бианки.
Задачи Образовательные:
• Расширить знания о животном и растительном мире через произведения писателя - натуралиста В. Бианки.
• формировать навыки детей четко, связно, последова-тельно пересказывать текст, развивать фонематиче-ский слух и дикцию, развивать и совершенствовать звуковую культуру речи,
Развивающие:
• Развивать у детей интерес к художественным произ-ведениям экологического содержания.
• Развивать умение употреблять в собственной речи поговорки, загадки, народные высказывания, звуко-подражания.
• развивать связную и диалогическую речь; развивать память, умение слушать, понимать смысл
Воспитательные:
• Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.
• Расширять представления родителей о детской лите-ратуре, приобщать к семейному чтению.
Структура проект-ной деятельности Пахомовой Н. Ю. I. Погружение в проект
II. Организация деятельности (планирование)
III. Осуществление деятельности (активная деятель-ность)
IV. Презентация результатов
План реализация проекта
I. Погружение в проект
Проблема Современные дети интересуются больше мульт-фильмами, играми на телефонах, компьютерах и т. п. Что естественно отдаляет их от художественных произведений. Это влияет на способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности: изобра-зительной, игровой, театрализованной, а главное в речевом общении.
Для введения детей в тему проекта мы использовали модель «трех вопросов» : «что знаю»? «что хочу узнать»? «как узнать»?
Что знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?
Растения питают-ся водой;
Волк – хищное животное;
Птенцов нельзя трогать руками;
Осенью птицы улетают на юг Есть ли враги у ежа?
Все ли птицы едят хлебные крошки?
Почему кукушка не вьёт гнезда? Спросить у взрослых;
Посмотреть пре-зентацию или по-знавательный ви-деофильм;
Прочитать в кни-гах.
II. Организация деятельности
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного мате-риала, развивающих дидактических игр по теме проекта, материала для про-дуктивной деятельности;
• Оформление информационного уголка для родителей: размещение консуль-таций и рекомендаций по теме;
• Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома);
• Консультация для родителей «Учите детей любить природу»;
• Пополнение библиотеки группы книгами В. Бианки;
• Создание аудиобиблиотеки произведений В. Бианки;
• Создание фонотеки «Голоса птиц, животных, насекомых», «Звуки леса».
III. Осуществление деятельности
ОО Совместная
деятельность педагогов с детьми Самостоятельная
деятельность детей Взаимодействие с
родителями
Социально – коммуникативное развитие Заучивание стихов о природе.
Загадывание загадок о птицах и животных.
Чтение произведений В. Бианки
«Первая охота», «При-ключения муравьишки» «Сова», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше», «Кто чем поет», «Хво-сты», беседы о прочи-танном.
Просмотр мультфильмов по произведениям
В. Бианки :
«Путешествие красно-грудого воробья»,
«Оранжевое горлышко»,
«Синичкин календарь».
Прослушивание аудиоза-писей с голосами живот-ных, птиц, насекомых и звуками природы. Рассматривание ил-люстраций,
С/р игра «Идем в по-ход»
Настольно-печатные игры «Кто где жи-вет», «Кто что ест», лото «Животные»
Знакомство с
Проектом, анкетиро-вание.
Участие в сборе
материалов:
Подготовка раскрасок по теме.
Изготовление атрибу-тов для с/р игры «Идем в поход»
Познавательное развитие Беседа
«Правила поведения в природе»
Беседа
«Что было бы, если бы не стало… (птиц, мышей, насекомых)»
дидактические игры и упражнения:
«Птицы и их гнез-да»
«Найди тень»
«Обведи и назови»
«Помоги птице найти гнездо»
«Что общее есть у всех птиц»
«Собери картинку»
«Жизненный цикл развития птиц»
«Кто как маскиру-ется?»,
«Сосчитай синиц»,
Игра-ходилка «Маршрут мура-вья»
Совместно с детьми со-ставить план конкретных дел в природе: на даче, около дома, в детском саду (уборка территории, посадка деревьев, цветов и т. д
Художественно – эстетическое развитие
Рисование
«Птичка- синичка»,
«Медведь- музыкант»,
«Приключение муравьи-шки».
«Сова»,
«Скворечник»
Лепка
«Гнездо»,
«Воробьишка»
«Подкидыш»
Аппликация
«Грачи»,
«Паучок-пилот».
Самостоятельная деятельность в цен-тре художественно-го творчества:
раскраски по теме,
лепка,
аппликация Изготовление книжек- малышек по произведе-ниям В. Бианки
Речевое развитие Пересказ рассказа «Пер-вая охота», с использова-нием мнемотаблицы
Речевые игры по
сказкам В. Бианки:
«Подскажи словечко»,
«Скажи, как меня зовут»,
«Назовите – кто это?»
«Назови ласково»
«Расскажи о птице» Самостоятельная де-ятельность в центре театра:
Игры- драматизации «Теремок», «Лис и мышонок» В. Бианки,
Пальчиковый театр «Лесной колобок- колючий бок»
Составление загадок по ТРИЗ,
Узнавание произве-дения по иллюстра-ции.
Домашнее чтение произ-ведений В. Бианки о жи-вотных:
«Купание медве-жат»,«Сова»,«Приключение Муравьишки», «Те-ремок», «Хвосты», «Лис и мышонок», «Кто чем поет», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Чьи это ноги», «Латка», «Мастер без топора», «Рассказы и сказки».
Фи-зи-че-ское раз-ви-тие П/и «Перелет птиц»,
П/и «Воробушки и кот»,
П/и «Воробышки и авто-мобили»,
«Перелёт птиц»,
«Летает, плавает, бега-ет».
Пальчиковые игры «Птички», «Медведь в берлоге»
Игры на развитие дыха-ния: «Чей листок раньше улетит?» Игры с мячом:
«Мяч бросай и птиц/ животных называй»,
«Я знаю три названия птиц/животных»,
«Животные и их де-тёныши»
Совместные
игры с детьми.
IV. Презентация результатов
Презентация фотоотчет на «Фестивале проектов ДОУ»
Продукты проект-ной деятельности Лэпбук «Птичьи истории», д/и «Кто как маскируется», иг-ра-ходилка «Маршрут муравья», книжки-малышки по про-изведениям В. Бианки
Результаты проект-ной деятельности У детей сформировались представления о лесе, как сообществе растений и животных: о неразрывной связи че-ловека и природы. Дети нашли ответы на интересующие их вопросы о животных и птицах в произведениях В. Бианки, расширили свои знания и представления о природе и жи-вотном мире, о птицах и насекомых. Пополнили словарный запас; научились составлять рассказы о своих любимцах, в играх – драматизациях научились передавать характерные особенности персонажей произведений. Научились прояв-лять заботу о братьях наших меньших;
У детей сформировалось стремление беречь и лю-бить природу, стремление к исследованию объектов при-роды. Они научились делать выводы, устанавливать при-чинно-следственные связи.
Дети стали относится к книге не только как к раз-влечению, но и как к источнику познавательных интересов.
Методическое обес-печение книги В. Бианки,
картины, фотографии и иллюстрации о природе,
атрибуты сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек,
настольно-печатные и дидактические игры по теме,
видео, аудиозаписи о природе,
материалы для театрализованной и конструктивной дея-тельности,
компьютер и проектор.
Приложения Беседа на тему: «Что такое природа?»
Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в при-роде».
Беседа «Что было бы, если бы не стало… (птиц, мышей, насекомых)»
Картотека подвижных игр, физкультминуток
Картотека пальчиковых игр.
Картотека дидактических игр.
Картотека опытов и наблюдений
Стихотворения и загадки о природе.
Консультация для родителей «Учите детей любить приро-ду»