Валентина Рухля
Проект по культуре питания «Школа — территория культуры питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Школа – территория культуры питания»
Общие сведения о проекте
Организатор проекта :
Муниципальное общеобразовательное Бюджетное учреждение Новобурейская средняя общеобразовательная школа № 1, п. Новобурейский.
Место реализации проекта :
п. Новобурейский, Бурейского района, Амурской области.
Время проведения:
01.09.2012 — 01.09.2014
Целевые группы, на которые направлен проект :
- учащиеся МОБУ Новобурейской СОШ № 1
Темочки:
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- педагоги, социальный педагог, медицинский работник образовательного учреждения, родители;
- работники школьной столовой образовательного учреждения и УМПОПиТ «Вариант»
- представители местных органов власти и бизнеса.
Цели проекта :
• формирование культуры здорового питания у обучающихся школы.
Задачи проекта :
• дать представление о негативных факторах риска здоровью детей от недоброкачественного питания, существовании и причинах возникновения заболеваний ЖКТ от неправильного питания;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
• научить, обучающихся делать осознанный выбор блюд в школьной столовой и повседневной жизни позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
Краткое описание проекта :
Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности школы, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса. Проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТЫРЫ ПИТАНИЯ» подразумевает совместную деятельность учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отношения к культуре питания, здоровью и здоровому образу жизни. На формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях продуктов питания, их пользе для организма человека, правилах культурного здорового питания, способствующему правильному физическому развитию.
Актуальность проекта.
По итогам эпидемиологических исследований характера питания населения Амурской области в 2004-2005гг. выявлены типичные для Российской Федерации нарушения в питании : умеренный дефицит витамина В1 составил от 32% до 85% от рекомендуемых Минздравсоцразвития России нормативов; дефицит витамина С 20% 90%; дефицит кальция от 55% до 100%; выявлен выраженный дефицит витамина А и селена, умеренный дефицит железа. В два раза меньше по сравнению с рекомендуемыми нормативами рационы детей содержат медь, марганец. Отмечен дефицит животных белков: соотношение белков, жиров и углеводов в рационе среднего жителя республики представлено как 1:1, 3: 5,9 при принятой формуле сбалансированного питания 1 : 1:4. Так, в рационе питания детей, проживающих в сельской местности, уровень белков составляет всего 50-60% от рекомендуемых величин. В целях профилактики йод дефицитных состояний главным образом применяется йодированная соль. Она используется в детских и подростковых учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также реализуется в розничной торговой сети. Однако, в Амурской области отмечается рост эндокринной патологии у детей, в основном за счет развития эндемического зоба, от 111,4 в 2003 году до 115,1 на 1000 детей 0 - 17 лет в 2007 году. Несбалансированное питание также привело к увеличению числа диагностируемых хронических заболеваний у детей болезней желудочно-кишечного тракта. Большую часть поражений органов пищеварения занимают воспалительные заболевания верхних отделов пищеварительного тракта. При этом на долю эзофагитов, гастритов, дуоденитов приходится до 50 % всех заболеваний органов пищеварения. Следует отметить увеличение болезней печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы. Таким образом, в Амурской области состояние здоровья детей характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по значительной распространенности хронических заболеваний, в том числе связанных с питанием. Как отмечают компетентные специалисты, прослеживается тревожная тенденция к замене горячего питания, как в школе, так и в семье, буфетной продукцией. Основным недостатком школьного питания остается то, что меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, не всегда полно просчитывая физиологические потребности детей в витаминах и микроэлементах. В настоящее время в России разработан специальный регламент рекомендованных и запрещенных продуктов питания для общеобразовательных учреждений, благодаря которому уже с 2008 года, дети не могут приобрести в школах вредные для подрастающего организма продукты. Но что помешает им покупать такие продукты в соседнем со школой или домом, магазине? Вопрос состоит в том, что кроме модернизации питания и пищеблоков в целом, нужно формировать здоровьесохраняющее и здоровьесозидающее пищевое поведение, чтобы при большом выборе продуктов человек отдавал предпочтение полезной и здоровой еде. Эти предпочтения должны формироваться и в семье и в школе, поэтому так же важна информационная, просветительская работа.
Состояние организации питания в МОБУ Новобурейской СОШ № 1
С сентября 2011 года охват горячим питанием учащихся школы составляет 90%. В сравнении с прошлым годом охват питанием возрос на 2-3 процента. В школе организован учет питания всех категорий учащихся. Учет ведется классными руководителями, социальным педагогом. Еженедельно производится отчет о количестве питающихся учеников в отдел образования Бурейского района. В 2011 году бесплатным и льготным горячим питанием обеспечено 281(76 %) обучающихся: 169 обучающихся 1-4 классов, 83 обучающихся из малообеспеченных семей и 29 обучающихся из многодетных семей. Размер дотации на льготное питание школьников 1-4 классов увеличился в 2011 году на 1 рубль 30 копеек в день, обучающихся из малообеспеченных и многодетных семей более 2 рублей в день. Более 60% учащихся питаются 1 и более раз за счет родительской платы. Для различных категорий учащихся предлагается дополнительное альтернативное, диетическое меню, обеспечивающее более полную потребность школьников в здоровом питании. Обучающиеся 1-4 классов получают дополнительное питание по программе «Школьное молоко», а с 2012 года бесплатным молоком обеспечиваются учащиеся 5-6 классов. В целях обеспечения рациона питания с учетом гигиенических требований в школе разрабатывается и утверждается директором школы перспективное 14-дневное меню. В 2011 году внесены существенные изменения в перечень продуктов для питания школьников. Руководителями общеобразовательных учреждений, классными руководителями осуществляется персональный учет заявок на питание. В образовательном учреждении разрабатываются мероприятия по улучшению организации питания учащихся, в том числе разъяснительная работа среди учащихся и их родителей, учителей, медработников по пропаганде гигиенических основ здоровья детей, мероприятии по укреплению материально-технической базы школьных столовых, контроль администраций школ за качеством питания. В школьной столовой используются йодированные продукты. Проводится С-витаминизация третьих блюд. Столовая укомплектована необходимой посудой в соответствии с СанПиН.
Остаются проблемы организации питания обучающихся, сдерживающие применение энергосберегающих и других прогрессивных технологий приготовления пищи и форм обслуживания учащихся, а также повышение охвата горячим питанием школьников до 100%.
Как ключевые необходимо рассматривать следующие проблемы:
1. Здоровое питание в школе сегодня не является популярным и востребованным среди большинства школьников. Гораздо более модными стали продукты, активно рекламируемые СМИ с неполной информацией об их полезности или вреде.
2. Возможности предприятий сферы школьного питания несравнимы и не могут конкурировать с профессиональными методами продвижения своей продукции ведущими товаропроизводителями (прежде всего продуктов "быстрого питания").
3. Дети часто отказываются от питания ввиду непопулярности в их среде самой школьной столовой, низкой эстетической и вкусовой привлекательности предоставляемой ею еды и дизайна столовых.
4. Родители и общественность не всегда осознают остроту проблемы питания в школе вследствие плохой информированности, не имеют достаточного влияния на детей, чтобы приучить их к здоровому питанию, а также объяснить им последствия неправильного питания.
5. Многие родители не осуществляют контроль над питанием своих детей, как дома, так и в школе, они нередко считают организацию и финансирование школьного питания обязанностью государства.
6. Недооценивается значение грамотной рекламной и разъяснительной работы при внедрении системы здорового питания в среде учащихся. Общение с детской и родительской аудиторией происходит нерегулярно и без учета особенностей восприятия ими различных способов предоставления информации.
Примерный план деятельности по реализации проекта
№ п/п Наименование и содержание сроки ответственный
I. Создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающимся
1. Проведение анализа нормативно-правовой базы школы и приведение ее в соответствие с законом «Об образовании» и др. документами. сентябрь 2012 упр. совет школы,
пед. совет школы
2. Создание рабочей группы по разработке программы «Школа – территория культуры питания». сентябрь
октябрь упр. совет школы,
3. Обновление структуры и содержания образовательных программ с применением здоровьесберегающих технологий методики Касаткина, программы «Разговор о правильном питании» октябрь пед. совет
4. Техническое переоснащение школьной столовой июнь - август муниципалитет
5. Разработка и реализация программы «Чистая вода» июнь - сентябрь упр. совет школы,
муниципалитет
6. Контроль над качеством питания и питьевым режимом школьников. в течение года реализации проекта социальный педагог, фельдшер
7. Осуществление контроля над соблюдением норм загрузки продуктов при приготовлении пищи в школьной столовой. в течение реализации проекта социальный педагог, фельдшер
Семинар с учителями по ознакомлению с системой комплексного обучения правильному питанию учащихся начальных классов.
сентябрь зам. директора,
социальный педагог, разработчики
Создание системы мониторинга результатов реализации программы «Школа – территория культуры питания» сентябрь- октябрь 2012 года зам. директора по ВР,
социальный педагог, разработчики
II. Формирование установок на ведение здорового образа жизни.
1. Неделя Здоровья. ежегодно декабрь зам директора по ВР
2. Психопрофилактическая работа с обучающимися: о правильном питании
• «Как должна питаться девочка? (мальчик)
• «Поведение за столом»
• «Какие профессии связаны с культурой питания».
• «Как мы едим»?
• «Маленькая хозяйка».
• «Свет мой зеркальце» (внешний вид и правильное питание).
• «фиточай и его польза».
• «Что такое здоровый образ жизни».
• «Чайная церемония»
• «Вредные привычки в питании» ежегодно по параллелям психолог, классные руководители
3. Выпуск листков «Здоровье и культура питания»
1 класс
• «Витаминка»
2 класс
• «Лукошко здоровья»
3 класс
• «Хочу быть здоровым!»
4 класс
• «Я знаю, как правильно питаться»
5 класс
• «В гостях у Мойдодыра»
6 класс
• «Режим питания – залог здоровья»
7 класс
• «Переедание – это…»
8 класс
• «Эта страшная болезнь – ожирение»
9 класс
• «Кока-Кола и гамбургер…»
10 класс
• «Причина болезни ЖКТ»
11 класс
• «Смерть в ложке». ежегодно по параллелям классные руководители
4. Проведение валеологических классных часов:
1класс.
• Режим дня.
• Питание осенью и зимой.
• Вред жирной пищи.
• Вернисаж «Сладкоежка» (конкурс рисунков)
2 класс.
• Режим дня.
• Культурное поведение за столом.
• Гигиена питания.
• Зачем соблюдать режим питания?
3 класс.
• Способы приготовления фиточая
• Здоровье и правильное питание.
• Что такое алкоголь и чем опасно его употребление.
• О вкусной и здоровой пище.
4 класс.
• Режим дня школьников.
• Как защититься от простуды и гриппа (пищевые приоритеты).
• Правильное питание – залог здоровья.
• Переедать или жить.
5 класс.
• Режим дня.
• «Легальные» и «нелегальные» психоактивные вещества.
• Правильное питание – залог здоровья.
• Кока-Кола и гамбургер…
6 класс.
• Межличностное общение за столом.
• Культура чаепития.
• Долина полезных продуктов.
• Психоактивные вещества.
7 класс.
• Эстетика питания.
• Влияние наркотиков на жизненный стиль человека.
• Переедание последствия стресса
• «Еда, сон и профилактика его нарушения».
8 класс.
• Правила выбора гигиенических средств ухода за посудой.
• Продукты, улучающие зрение.
• Продукты, снимающие утомления.
• Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь.
• Открытая трибуна «Все о здоровой пище»
Сотрудничество с ЦРБ.
• Лекция «Здоровый образ жизни. Вредные привычки в питании»
9 класс.
• Гигиена питания – основа здорового образа жизни.
• Культура выбора блюд.
• Культурное поведение за столом.
• Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека.
10 класс.
• Правила поведения в местах общественного питания.
• Уход за посудой.
• Самоконтроль и саморегуляция питания
• Биоритмы и здоровое питание.
11 класс.
• Кожа и питание (взаимосвязь).
• Пищевые приоритеты.
• «Ожирение в зеркале статистики».
• Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ.
• Модели поведения людей за столом.
В течение 2012 -2014 года зам. директора по ВР, классные руководители
5. Психопрофилактическая работа: цикл часов общения по теме «общение за праздничным столом» :
1 класс:
• Будем знакомы, будем друзьями!
• Я то, что я ем.
2 класс:
• Наш класс – дружная семья (организация чаепития).
• Тайны правильного питания.
3 класс:
• Чем угостить друзей.
• Тайны правильного питания.
4 класс:
• Улыбка: в чем ее секрет (правильное питание).
• Тайны правильного питания.
5 класс:
• Сказка о булочках и газ напитках.
• Мой помощник - витамины.
6 класс:
• Кем и каким я хочу быть.
• «Веселья час» - воспитание умений и навыков культуры поведения за праздничным столом.
7 класс:
• Роскошь в питание – плюсы и минусы.
• Чем я отличаюсь от других? (индивидуальное питание)
8 класс:
• Привычки и воля (пищевые приоритеты).
• Праздничная и повседневная посуда.
9 класс:
• Победить неуверенность в себе! Как правильно вести себя за столом.
• Никогда не поздно научится готовить.
• Первый блин комом.
10 класс:
• Я утверждаю себя. Эстетика питания
• Как правильно принять гостей.
• Красота приготовления пищи.
11 класс:
• Имидж и культура питания.
• Я толерантная личность. Уважительное отношение к различным национальным блюдам.
• Путь к сердцу мужчине лежит через желудок…
• Выбор профессии повара – это серьезно.
в течение 2012-2013 зам. директора по ВР, классные руководители
III. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся.
1. Родительские собрания «Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей». (1- 5 классы) В течение 2012 года
2.
Родительские собрания «Как кормить детей». (1-4 классы)
В течение 2013года
3. Родительские собрания «Зачем нужно питаться в школьной столовой?» (1-11 классы). В течение 2012 года
4. Организация клуба любителей здоровой пищи. 2013 год упр. совет школы,
5. Консультации по питанию детей-инвалидов. В течение 2013-2014 года фельдшер
Проведение мероприятий по повышению пищевой ценности продуктов питания обучающихся общеобразовательных учреждений с учетом территориальных особенностей и сезонности потребления, доступности, качества школьного питания, разнообразия рациона питания обучающихся
1. Организация витаминных столов, диетического питания. Обеспечение школьных столовых йодированными продуктами. В течение проекта Директор школы, упр. Совет.
2. Разработка и внедрение в практику работы 20-дневного меню с учетом рациональных норм питания. Зав. столовой
3. Введение в школьное питание продуктов, обогащенных витаминами, микро- и макроэлементами и нутриентами Директор, упр. совет
Основные мероприятия проекта
1. Техническое переоснащение школьной столовой с установкой пароконвектоматов (обеспечивающих рациональное приготовление пищи и экономией времени и продуктов, снижения гиперкалорийности блюд, обновление мебели и оборудования (современных промышленных овощерезок, обеспечивающих С-витаминизацию рациона и пр.) – эти меры направлены на внедрение прогрессивных здоровье сберегающих технологий приготовлении.
2. Реализация программы «Чистая вода» через установку фильтров очистки питьевой воды – эти меры обеспечат использование чистой воды без вредных примесей для приготовления пищи.
3. Повышение пищевой ценности продуктов питания обучающихся с учетом территориальных особенностей и сезонности потребления, доступности, качества школьного питания, разнообразия рациона питания обучающихся в том числе оптимизация системы йод профилактики – эти меры позволят осуществлять витаминизацию готовых блюд аскорбиновой кислотой, использовать в питании продукты, обогащенные витаминами и микронутриентами, с введением в рацион йодсодержащих продуктов и профилактических средств. Названные меры обеспечат улучшение здоровья школьников, снижение утомляемости и восполнит дефицит йода в организме детей, проживающих на эндемической территории йододифицита.
Информационное обеспечение организовано через создание доступных, популярных и профессионально подготовленных информационных ресурсов для разных возрастных групп учащихся по всем аспектам проблемы культуры здорового питания детей и подростков с привлечением СМИ, классных руководителей, родителей, медицинских работников.
Мониторинговое сопровождение проекта – позволит выявить ресурсы и минимизировать угрозы и риски проекта. Эта мера так же позволит создать тиражируемую модель по итогам проекта, готовую для диссеминации.
Ожидаемые результаты
• Будет создан бренд школьного питания как здоровой альтернативы сложившимся стереотипам пищевого поведения детей и подростков.
• Будет издано не менее 6 буклетов, не менее 4 публикаций в СМИ.
• Школьная столовая будет оснащена мебелью и современным технологическим оборудованием.
• Проведено не менее 2 семинаров с целевыми группами проекта по обучению основам здорового питания и современным технологиям приготовления пищи.
• Будет разработана программа и инструментарий системы оценки качества школьного питания. Будет подготовлен анализ по итогам мониторингового исследования.
• Привлечение внимания субъектов образовательного процесса и общественности к проблемам школьного питания, оздоровления обучающихся и их решению.
1. Сформировать представление у 100% обучающихся о здоровом питания влиянии его на здоровье.
2. 100% детей научить самостоятельно, осознанно выбирать полезные продукты, позволяющие сохранить и укрепить свое здоровье.
3. 100% детей научить выполнять правила личной гигиены, тем самым, поддерживая свое состояние здоровья на должном уровне.
4. 100% детей научить элементарным правилам поведения за столом во время принятия пищи.
5. У 100% выпускников сформировать навыки оформления праздничного стола.
6. У 100% сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями питания.
Примерная смета
№
п/п наименование количество стоимость
1. Методическая литература по необходимости 3000
2. Привлечение специалистов для организации дополнительным образованием по культуре поведения за столом 6часов 7000
3. Фильтр для чистки воды 2 шт 12000
4. Набор посуды для сервировки стола 2 шт 12000
5. Обеденные столы 1 набор 45000
6. Пароварка 1шт 6000
7. Микроволновая печь 2 шт 10000
Итого 174000 рублей