Марина Лаврентьева
Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с добротой»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры : пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов.
Публикация «Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера „Войди в природу с добротой“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В целом положительные тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей от 5 до 7 лет.
В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:
• познавательный (формирование представлений о мире природы,
• перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе)
• практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы).
Нельзя сказать, что мы особо выделяем приоритет какой-либо формы работы с детьми. Ее выбор зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий,
Воспитательно-образовательная работа предполагает в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении ее осуществление в:
• наблюдениях,
• фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях,
• организации дежурств и трудовых поручений,
• экспериментах выполняемых в природе.
Актуальность проекта
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Выбор данного проекта обусловлен для изучения живой и неживой природы, прежде всего, используется материал своего края, местного материала, объектами которых являются животные, растения тундры.
Цели и задачи проекта
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Задачи проекта :
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
• развитие чувства эмпатии к объектам природы;
• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями своего края;
• формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
• освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
• формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
Этапы реализации проекта
I. Организационный
Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию : С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», определение уровня знаний детей, выявление запросов родителей, взаимосотрудничество с музеем, определение целей и задач.
II. Внедренческий
Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с добротой».
III. Результативный
Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОУ.
Участниками проекта являются дети группы «Березка» МБДОУ №86 «Брусничка», воспитатели, родители, сотрудники музея, картинной галереи.
Структура проекта
Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды группы, взаимодействие с социальными институтами города, района.
Цикл познавательной деятельности с детьми
Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.
В проекте представлены тематические блоки:
• элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
• многообразие растений и их связь со средой обитания.
• многообразие животных и их связь со средой обитания.
• рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.
• жизнь растений и животных в сообществе.
• взаимодействие человека с природой
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.
2. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
3. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
4. Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.
5. Куликовская И. Э., Совгин Н. Н. Детское экспериментирование. М. :Педагогическое общество России,2005.
6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.
7. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
8. Николаев С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. :Педагогическое общество России, 2003.
9. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном возрасте: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М., 1995.
10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
11. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
12. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
13. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду. М. : 1993.
14. Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.