Наталья Чентырева
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в семье и ДОУ «Здоровый дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию основ здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста в семье и ДОУ
«Здоровый дошкольник»
«Без здоровья невозможно и счастье»
Виссарион Григорьевич Белинский
Пояснительная записка
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…» (п. 1.6 ФГОС ДО). «Физическое развитие включает приобретение опыта в… становлении ценностей ЗОЖ, овладении его элементарными нормами и правилами…» (п. 2.6 ФГОС ДО, а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «Конвенция о правах ребенка».
Актуальность проекта
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Цель и задачи проекта :
Цель проекта : обеспечить и поддерживать здоровьесберегающую среду совместными усилиями педагогов и родителей, направленную на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
Задачи проекта :
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни : выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
• Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
• Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «Здоровый образ жизни».
• Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
• Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
• Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
Принципы реализации проекта
Доступность
• учет возрастных особенностей детей
• адаптированность материала к возрасту;
Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• частое повторение усвоенных правил и норм;
Дифференциация
• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Динамичность
• интеграция образовательных областей.
Участники проекта :
Дети логопедической группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник.
Ожидаемый результат:
1. Улучшение соматических показателей здоровья.
2. Сформированность гигиенической культуры.
3. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
4. Индивидуализация физического развития.
5. Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
6. Осмысленное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.
Модель реализации проекта
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
1. Диагностика физической подготовленности дошкольников
2. Анкетирование родителей (изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников)
3. Подбор и изучение научно-методической литературы по проблеме.
4. Составление картотеки подвижных игр, тематического плана организованной образовательной деятельности по ЗОЖ (Приложение 2)
2 этап - практический:
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательный процесс детского сада.
Проводимая работа:
Работа с воспитанниками
Организация воспитательно-образовательного процесса :
• формирование культурно-гигиенических навыков;
• организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с тематикой ЗОЖ;
• беседы;
• исследовательская деятельность;
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• продуктивная деятельность;
• чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц о здоровье.
Организация двигательного режима:
• утренняя гимнастика;
• занятия по физическому развитию (2 раза в неделю)
• прогулка с повышенной двигательной активностью (1 раз в неделю);
• подвижные игры на прогулке;
• спортивные игры (футбол, бадминтон, хоккей, баскетбол)
• физкультурный досуг (1 раз в месяц);
• спортивные праздники (2 раза в год (лето, зима);
• кружок физкультурно-оздоровительной направленности «Крепыш»;
•физкультминутки.
Коррекционная работа:
• артикуляционная гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная коррекционная работа.
Охрана психического здоровья :
• использование приё мов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы;
• психогимнастика (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы)
Профилактика заболеваемости:
• дыхательная гимнастика в игровой форме;
• гимнастика для глаз;
• закаливание (полоскание рта после приёма пищи, умывание после дневного сна, босоножье, игры с водой в летний период)
Работа с родителями
Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни :
• родительские собрания;
• консультации специалистов;
• открытые просмотры;
• участие в досугах и праздниках;
• наглядная пропаганда.
Работа с педагогами
Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья :
• проведение общих мероприятий с воспитанникам;
• консультации, семинары, круглые столы и др.
• совместные педагогические советы;
• совместная работа по оздоровлению детей в летний период.
3 этап – заключительный:
Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.
Проводимая работа:
Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга :
• исследование состояния здоровья детей за 1 год;
• мониторинг физической подготовленности дошкольников за 1 год;
• проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т. д.
Результативность
Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на воспитанников:
Мероприятия Результаты, проблемы, пути решения
Проведение организованной образовательной деятельности Результаты:
• повысился уровень знаний детей о ЗОЖ;
• повысился интерес у детей к участию в спортивных мероприятиях.
Проблема:
• дети часто и длительно болеющие не получают более полной информации о ЗОЖ и пропускают спортивные соревнования.
Пути решения:
• активизировать аналитическую и организационную работу по выявлению, коррекционной поддержке и психолого-медико-педагогическому сопровождению детей уже начиная с раннего возраста.
Физкультурные мероприятия
Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, словесные
Спортивные досуги и праздники
Коррекционная работа
Оздоровительные мероприятия : дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, оздоровительная пробежка по территории д\с, закаливание
Реализация двигательной активности, совместная образовательная деятельность педагогов с детьми по проблеме ЗОЖ позволяет сформировать у детей представления о здоровом образе жизни. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду созданы необходимые условия. Материально - техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей.
В детском саду есть музыкально-спортивный зал, медицинский кабинет, изолятор, физкультурный уголок в группе (оборудованный физическими пособиями и инвентарем, спортивная площадка (на территории детского сада) - все, что необходимо для проведения работы с детьми по физическому развитию и формированию основ ЗОЖ.
Анализ заболеваемости детей на период с 2017-2019гг.
Уровень заболеваемости 2017 г. 2019 г.
Общая заболеваемость 106 случаев 65
Простудные заболевания 90 случаев 45
Процент часто болеющих детей 11,4 6,5
Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на родителей воспитанников
Мероприятия Результаты, проблемы, пути решения
Родительское собрание «Растим здоровых детей» Результаты:
• повысился интерес родителей к совместному с детьми занятию спортом и отдыху на природе;
• повышение компетентности родителей по формированию ценностей ЗОЖ через организацию работы детско – родительского клуба.
Проблемы:
• привлечение большего количества родителей к организации и участию в спортивных мероприятиях детского сада;
• активизация родителей в оснащении здоровьесберегающей среды группы нестандартным спортивным оборудованием.
Пути решения:
• продолжать изучать потребности родителей в рассматриваемом вопросе;
• активизировать работу клуба «Крепыш» через интерактивные формы работы (мастер-классы, игры и развлечения вместе с детьми) и привлечение новых семей к участию;
• пропагандировать ЗОЖ и информировать родителей о достижениях детей и работе детского сада по физкультурно-оздоровительному направлению через обновление сайта.
Оформление информационного стенда по ЗОЖ
Участие в спортивных мероприятиях вместе с детьми «Папа, мама, я – спортивная семья»
Досуг ко Дню Защитника Отечества с папами «Сильные, смелые, ловкие»
Анкетирование родителей в группе «Здоровьесберегающее пространство в детском саду и дома»
Смотр-конкурс «Зимние постройки на участке»
Участие в фото-выставке «Как я провёл лето!»
Включение родителей в реализацию проекта «Здоровый дошкольник», помогает основательно изучить и осмыслить материал. Творческие способности родители и дети, особенно ярко проявляют при оформлении материалов проекта – сочинении сказок, выставке детских работ «Здоровье, спорт и творчество!», фото – выставке «Как я провёл лето!», «Выходные на природе».
Организация работы детско – родительского клуба «Счастливая семья» способствует повышению педагогической компетентности родителей по формированию ценностей здорового образа жизни, установлению психо - эмоционального контакта между родителями и их детьми. В ходе общения родителей воспитанников происходит обмен положительным опытом семейного воспитания, знакомство с семейными традициями. В программу работы семейного клуба «Крепыш» включены практикумы: «Дыхательная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой», «Точечный массаж».
Активное участие приняли родители в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», в физкультурном досуге ко Дню Защитника Отечества.
Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на педагогов:
Мероприятия Результаты, проблемы, пути решения
Педагогический час: «Организация и эффективность здоровьесберегающей деятельности в детском саду»
Результаты:
• спланирована система работы по физическому развитию детей;
• проводился оперативный контроль по соблюдению культурно – гигиенических навыков и двигательного режима в группах;
• педагогом-психологом детского сада проводилась консультативная работа с педагогами и родителями о сохранении эмоционального благополучия и психологического здоровья детей, развитии и формировании привычки к здоровому образу жизни;
• повысился уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование по тематике физического развития детей, оздоровительной работы с детьми и родителями.
Проблемы:
• недостаточное использование новых форм сотрудничества семьи и детского сада в вопросам ЗОЖ.
Пути решения:
• продолжать знакомить педагогов с новыми формами работы с семьей по формированию единого здоровьесберегающего пространства;
• провести анализ программы и доп. литературы по проблеме;
• дооборудовать уголки физкультуры и здоровья в группах д/с нетрадиционным физ. оборудованием с привлечением родителей;
• продолжить отбор, обновление, систематизацию и оформление в группах картотек подвижных игр, спортивных развлечений, правил и моделей, схем ЗОЖ.
Консультация «Учет половых особенностей старших дошкольников в процессе физического воспитания»
Консультация: «Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста»
Деловая игра для воспитателей: «Я рисую здоровье…»
Открытый просмотр ООД по реализации образовательной области «Физическое развитие» «Волк и семеро козлят»
Физкультурный досуг ко Дню Дошкольного работника «Дошколята»
Рассматривание тематических вопросов на заседаниях методических объединений детского сада
Тематический контроль: по теме «Здоровьесберегающая среда в детском саду как условие сохранения психофизического здоровья детей»
Проект «Здоровый дошкольник» является результатом разнообразной деятельности детей, родителей, педагогического коллектива детского сада. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношениях детского сада с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в детском саду по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность все группы детского сада. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.