Светлана Никитина
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Чистота — залог здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Чистота — залог здоровья»
Актуальность проекта
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту и в обществе. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе „Чистота — залог здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В процессе каждодневной, повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и улучшались.
Главная наша задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать основные принципы необходимой в жизни гигиенической культуры.
Сначала детей необходимо приучить к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. вытирать ручки только своим полотенцем, Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. В младшем возрасте для усвоения гигиенических навыковхорошо использовать игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
Гигиенические знания актуальны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим миром, с природой. Для этого используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
Обоснование проблемы:
1. Родители не достаточно уделяют внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.
Цель проекта :
Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме и разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников;
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о важности гигиенических процедур;
3. Воспитывать у детей желание выглядеть аккуратными и опрятными;
4. Развивать у детей игровые навыки (отражать в игре процессы-умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета).
Участники проекта :
Дети первой младшей группы 2-3 лет, воспитатели, родители
Тип проекта : Игровой. Продуктивный
Вид проекта : краткосрочный
Предполагаемые результаты реализации проекта :
-Дети с помощью взрослого смогут приводить себя в порядок.
-Пользоваться личными, индивидуальными предметами:
(расческой, носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком)
-Держать правильно и уверенно ложку в руке.
-По порядку, последовательно одеваться и раздеваться, аккуратно вешать одежду на стульчик или складывать в шкафчик.
-При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный :
- составление плана работы;
- разработка содержания проекта, изучение необходимой литературы, подборка художественной литературы, потешек, загадок, словесных игр, соответствующих возрасту детей.
2 этап – Основной:
- Беседы с детьми;
-Анкетирование родителей.
- Консультации для родителей:
«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет»;
«Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет»;
«Привитие культурно-гигиенических навыков младшим дошкольникам».
-Беседа с родителями о формировании культурно - гигиенических навыков
Работа с детьми:
-Дидактические игры и упражнения, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни :
«Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Серый котик умывается», «Я скажу, а ты покажи», «Расчешем куклу» и другие, "Подбери предметы личной гигиены".
- Беседы: «Полезный чесночок», «Мой дружочек – носовой платочек», «Почему нельзя есть снег на улице», «Носики-курносики», «Чистоплотные дети», «Почему опасно не мыть руки с мылом»
- Чтение художественной литературы: «Сказка про непослушные ручки и ножки», А. Барто «Девочка чумазая».», потешки, стихи, загадки по теме «ЗОЖ», «КГН».
- Рассматривание материала по теме «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки».
- Подвижные игры «Достань снежинку», «Мыши и кот», «Найди и промолчи», «Попади в круг», «Найди свое место». Имитация движений животных (кошечка, зайчики, мишка, лягушки).
- Игровая ситуация «Купание кукол». «Соберемся и оденемся на прогулку правильно».
Детей необходимо приучать к обычным гигиеническим процедурам, знакомить с расческой, зубной щеткой и носовым платком. Их всех объединяет то, что это предмет личной гигиены, и самая важная задача в это время – объяснить, что такое свое и что такое чужое, и почему с платочком нельзя играть и отдавать его другим, хотя игрушки можно. Хорошо, если для платочка на всех предметах детского гардероба будет отдельный кармашек – так ребенок быстрее привыкнет, что это нечто особенное. Необходимо научить малыша находить носовой платок в кармане платья, кофты или пальто и самостоятельно его доставать и использовать.
С помощью игровой ситуации детям будет интереснее осознать и понять необходимость пользования носовым платком.
Читаем потешку:
Если носик твой сопит, значит он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай.
Воспитатель предлагает детям вытереть носики.
-просмотр мультфильма Фиксики серия «О микробах».
- рисование носового платочка.
- наглядная информация для родителей «Учим детей быть аккуратными».
-экспериментальное занятие «Свойства воды и мыла»
«Мыльная история».
Цель: расширить кругозор детей о воде и мыле, доставить радость и эмоции детям от образования мыльных пузырей.
Задачи: закреплять и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни, обогащать и активизировать словарный запас по теме. Уметь на основе опыта анализировать и делать самостоятельные выводы, развивать познавательную активность, воспитывать КГН.
Ход занятия: берем емкость для воды, добавляем немного жидкого мыла, объясняем как с помощью трубочки смешать воду и мыло и что в итоге получается мыльный раствор, из которого легко сделать пузыри. Даем детям подуть в трубочки и увидеть результат.
3 этап - Заключительный:
- итоговое занятие «Вот как мы умеем»
- анкетирование родителей
- анализ проделанной работы
Приложение 1:
Анкета для родителей
(направлена на выявление уровня владения культурно – гигиеническими навыками)
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашем ребенке. Ваши откровенные ответы помогут нам спланировать работу по формированию у Вашего ребёнка культурно-гигиенических навыков и самостоятельности.
«Культурно-гигиенические навыки Вашего ребенка»
Фамилия, имя ребенка___
Может ли кушать самостоятельно___
В какой руке держит ложку? ___
Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу) ___
Умеет ли держать кружку ___
Сохраняет ли за столом правильную осанку? ___
Как заканчивает еду (благодарит ли взрослых?___
Умеет ли пользоваться салфеткой ___
Охотно идет в ванну и сразу приступает к действию___
Закатывает рукава___
Правильно моет руки___
Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место___
Осознает ли ребенок необходимость умывания? (подчеркните) (Ребенок действует по собственной инициативе, по указанию взрослого) ___
Умеет одевается, раздеваться?___
Умеет ли складывать одежду?___
Убирает ли за собой игрушки___
Просит ли помощи/ не просит помощи, если что-то не получается___