Любовь Федотова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно – творческую деятельность»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачев).
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Паспорт проекта:
Проект:долгосрочный,творчески – информационный,групповой.
Сроки реализации проекта: 2012 - 2013 учебный год.
Актуальность проекта: Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.
Цель:
- развивать творческую активность и эстетический вкус;
- знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием;
- показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.
Задачи:
- знакомство с историей народных промыслов декоративно – прикладного искусства;
- изучить характерные особенности каждого промысла;
- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни;
- формировать у детей и духовный патриотизм.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста - воспитатели - родители.
Ожидаемый результат:
- дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи;
- у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;
- гордость за свой народ, свою культуру.
Этапы работы:
1. Подготовительный - 01.09.12 – 10.09.12
Родители, дети, воспитатели - сбор материалов: художественная литература, предметы народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций и т. д.
2. Основной (реализация проекта) - 10.09.12 – 10.05.13
Знакомство с народными промыслами:
1. Павлово – Посадский платок (региональный компонент)
2. Русская матрешка
3. Дымковская игрушка
4. Филимоновская игрушка
5. Гжельская роспись
6. Жостовская роспись
7. Хохломская роспись
8. Полхов - Майданская роспись
9. Городецкая роспись
3. Заключительный – 10.05.13 – 30.05.13
Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно – прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов.
Формы работы
с детьми:
1. Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания).
2. Рассматривание предметов народного творчества, которые были принесены детьми и родителями.
3. Циклы образовательных ситуаций художественно – творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье - маше): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок из папье – маше или лепка предметов и т. д.).
В каждой образовательной ситуации используется ИКТ - презентации, музыкальное сопровождение образовательных ситуаций, игровые моменты, показ образцов изделий, знакомство с историей создания росписей и т. д.
4. Чтение и заучивание стихотворений по каждому разделу.
5. Чтение художественной литературы.
6. Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые.
7. Выставки рисунков и поделок.
8. Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах.
9. Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.
10. Посещение Павлово – Посадского производства платков, музея Истории Павлово – Посадского платка.
11. Помощь родителям в мастер – классах по изготовлению поделок.
12. Тематический вечер «Народные промыслы».
13. Участие в оформлении мини – музея по народным промыслам в группе.
с родителями:
1. Участие в сборе предметов народного творчества.
2. Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству.
3. Консультирование родителей.
4. Мастер – класс для родителей по изготовлению шкатулки из Павлово – Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.
5. Мастер- класс для пап и мастер – класс для мам – изготовление поделок к праздникам (папы – для мам мастерят бусы из Павлово – Посадских платков, а мамы – для пап мастерят галстуки из Павлово – Посадских платков).
6. Привлечение родителей к литературе на выставке о народных промыслах.
7. Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.
8. Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».
9. Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.
10. Помощь в организации поездок на производство и в музей и посещение вместе с детьми данных мероприятий.
11. Участие в оформлении мини – музея по народным промыслам в группе.
12. Просмотр итоговой презентации.
Результаты реализации проекта:
Углубленная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительный результат:
- создана предметно – развивающая среда;
- сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях;
- дети умеют различать изделия народных промыслов;
- используют фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества;
- созданы альбомы по каждому разделу изученных росписей;
- организованы выставки поделок и рисунков;
- проведен тематический вечер и показана презентация – как итог проекта для детей и взрослых.
Литерату
ра:[/b]
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2010 г.
2. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб, 2010 г.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. - СПб, 2004г.
4. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2003г.
5. «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997, с. 21.
6. Романова А. Ф. Народные промыслы. - 2003 г.
7. Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской
народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет - Мозаика-Синтез. – 2010г.